logo
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

11.1. Понятие государственной социальной помощи и ее виды

Государственная социальная помощь – одно из направлений государственного социального обеспечения (как организационно-правовой формы социального обеспечения), предназначенное для организации оказания содействия малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Это новый вид социальной поддержки граждан, относящихся к категории малоимущих (малообеспеченных). Эта система имеет исключительно адресный характер и обеспечивает использование государственных (муниципальных) бюджетных средств в целях ликвидации крайней бедности населения.

Основным критерием для отнесения граждан к категории малоимущих в соответствии с Законом «О государственной социальной помощи» является величина прожиточного минимума, с которой соотносится среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина. Среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина определяется исходя из суммы доходов за три последних календарных месяца, предшествующих дню обращения за назначением обеспечения. При этом среднедушевой доход семьи исчисляется путем деления общей суммы доходов семьи на количество членов семьи.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в РФ» под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, которые должен уплачивать гражданин в бюджеты всех уровней.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

При этом под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В сумму доходов семьи (лица) при определении среднедушевого дохода семьи (дохода гражданина) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 включаются:

Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (с последующими изменениями и дополнениями).

а) все предусмотренные системой заработной платы выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка;

б) гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством;

в) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсии, пособия, стипендии);

г) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину;

д) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина в соответствии с Постановлением.

Семьей в соответствии со ст. 1 Закона «О прожиточном минимуме» признаются лица, связанные родством (свойством), совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ либо Правительством РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных федеральным законом для соответствующих социально-демографических групп населения.

Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Видами обеспечения в рамках системы государственной социальной помощи являются:

денежные выплаты(социальные пособия);

Приказ Минтруда РФ от 23 января 2002 г. № 11 «Об утверждении Положения о порядке оказания материальной помощи малоимущим гражданам РФ, обратившимся на личный прием в Министерство труда и социального развития РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).

предметы первой необходимости(топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральных предоставлений).

Виды социального обеспечения в рамках системы государственной социальной помощи назначаются на основании:

 заявления гражданина в письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания;

 сведений о составе семьи;

 сведений о доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе;

 сведений о получении видов обеспечения по системе государственной социальной помощи.

Уведомление о назначении видов социального обеспечения в рамках системы государственной социальной помощи или об отказе в их назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) на праве собственности имуществе орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении обеспечения по этой системе.

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил обеспечение по системе государственной социальной помощи, об изменениях, являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) соответствующего обеспечения, в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений он и его семья могут быть лишены права на получение обеспечения по системе государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта РФ, но не более чем на период, в течение которого указанное обеспечение заявителю незаконно предоставлялось.