logo
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

3.3. Понятие и особенности источников права социального обеспечения

Система права и система законодательства представляют собой диалектически взаимосвязанные категории, соотносящиеся как форма (система законодательства) и содержание (система права). Система права в этом смысле – явление в большей степени объективное, стабильное и относительно неизменное. Иное дело – система законодательства: форма права всегда создается по воле законодателя и приобретает тот или иной вид в той мере, в какой сам законодатель считает ее адекватной сложившейся в государстве социально-экономической и социально-политической обстановке.

В материальном смысле под источником права понимаются политические, экономические и иные предпосылки, связанные с объективными потребностями общественного развития, другими словами, система факторов, предопределяющих содержание и форму права. В формальном смысле источник права предстает именно как способ организации и внешнего выражения права социального обеспечения.

Рассматривая вопрос о системе источников права социального обеспечения, следует уделить внимание анализу их специфики, сложившейся за последние десятилетия.

Во-первых, необходимо отметить, что сформировавшаяся в советский период система социального обеспечения функционировала на основе централизованного нормативно-правового регулирования, осуществляемого высшими органами государственной власти страны.

Распад Союза ССР, провозглашение России суверенным государством, наконец, заключение в 1992 г. Федеративного договора, принятие Конституции РФ 1993 г. кардинально изменили систему источников правового регулирования в системе социального обеспечения. В частности, заметное расширение правотворческих полномочий в сфере социального обеспечения получили субъекты Федерации, органы муниципальных образований, а также стороны социального партнерства.

Поэтому необходимо иметь в виду, что формально и фактически в настоящее время система источников права социального обеспечения включает три относительно самостоятельных подсистемы – федеральную, региональную и местную.

Во-вторых, особенностью источников права социального обеспечения является их объективная нестабильность. Это обстоятельство дает основание рассматривать законодательство в сфере социального обеспечения в качестве системного образования с центробежными тенденциями. В сфере социального обеспечения в настоящее время сложно обнаружить законы, которые можно было бы рассматривать как «базовые», имеющие интегрирующие начала, устанавливающие общие принципы, основы правового регулирования того или иного направления в сфере социального обеспечения.

В-третьих, в праве социального обеспечения, как уже отмечалось ранее, законы регламентируют лишь отправные, наиболее важные отношения, в связи с чем имеет место широкая компетенция органов исполнительной власти и, главным образом, Правительства РФ, издающего постановления на основании и в развитие положений федеральных законов. Фактически данный процесс выражается в «обрастании» федеральных законов подзаконными актами, притом не только постановлениями Правительства РФ, но и актами некоторых федеральных министерств и ведомств.

В-четвертых, в праве социального обеспечения до настоящего времени продолжают действие акты, принятые в период существования СССР и РСФСР. Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 Заключительных и переходных положений Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Также возможен специальный порядок продления действия нормативных правовых актов.