logo
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

3.4. Виды и общая характеристика источников права социального обеспечения

Одной из основных классификационных группировок источников права социального обеспечения является их деление по юридической форме выражения, то есть по видам актов, содержащих нормы права социального обеспечения.

Международные правовые акты. Конституция РФ в ч. 4 ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Среди международных документов с точки зрения юридической обязательности для России можно выделить две разновидности:

1) обязательные,

Обязательным международный акт становится лишь при условии, когда имеется государственно-правовая санкция для осуществления норм международного права во внутригосударственном праве, т.е. когда соответствующий международный акт прошел процедуру ратификации.

2) рекомендательные.

К рекомендательным международным актам относятся акты, которые не обязательны для исполнения государством, и потому отражают лишь намерения государств-участников международных организаций (прежде всего, Международной организации труда) направлять усилия по совершенствованию систем социального обеспечения в этих странах.

Правительство РФ от своего имени в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» наделено правом заключать международные договоры в виде межправительственных соглашений. Аналогичным правом обладают и уполномоченное министерство в сфере социального обеспечения, а также иные федеральные министерства, которые компетентны заключать межведомственные международные договоры.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с последующими изменения и дополнениями).

Конституция. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), закрепляя при этом социальную направленность политики государства, связанную с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, путем поддержки семьи, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления пенсий, пособий и иных видов социального обеспечения (ст. 7). Кроме этого, в отдельных нормах Конституции РФ уточняется социально-обеспечительный статус граждан и обязательства государства в области социального обеспечения. В частности, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 39), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), под защитой государства находятся материнство, детство и семья (ст. 38).

Законы. Поскольку система социального обеспечения населения в соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, есть основания для выделения в системе источников права социального обеспечения двух типов законодательных актов – федеральных законов и законов субъектов Федерации.

Основу правового регулирования в области социального обеспечения составляют федеральные законы. Кроме этого, к федеральным законам приравнены по статусу не утратившие силу Постановления Верховного Совета РСФСР, а также продолжающие действие на территории РФ Основы законодательства РФ об охране здоровья от 22 июля 1993 г.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с последующими изменения и дополнениями).

Таким образом, в сфере социального обеспечения субъекты Федерации на своей территории вправе осуществлять законодательное регулирование не только опережающе (в случае отсутствия федерального регулирования с условием приведения впоследствии регионального акта в соответствие с федеральным), либо в пределах, установленных федеральным актом (с санкции федерального законодателя), но также во всех случаях, когда речь идет о возможности самостоятельно (за счет средств собственного бюджета) финансировать нормативные решения социально-обеспечительной направленности.

Финансовая система субъектов Федерации, как и федеральная, является государственной, следовательно, пенсионное обеспечение за счет средств бюджетов субъектов Федерации также можно называть государственным пенсионным обеспечением.

Указы Президента РФ. Специфика указов Президента РФ как источников права социального обеспечения состоит в том, что они имели и имеют своей основной целью восполнение пробелов в законодательстве в силу необходимости оперативного решения возникающих проблем в сложный и противоречивый период становления новой политической и социально-экономической системы.

Хотя в прошлом имели место случаи, когда Президент РФ не только восполнял пробелы в законодательстве, но даже вносил изменения в действующие законодательные акты, современный период нормотворчества характеризуется более последовательным соблюдением принципа, закрепленного ч. 3 ст. 90 Конституции РФ о том, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ. Данный вид нормативного правового акта играет на современном этапе в системе законодательства о социальном обеспечении ведущую роль и представляет собой самый обширный пласт источников права социального обеспечения.

В соответствии со ст. 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возложены задачи по обеспечению проведения единой государственной социальной политики и реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Постановления Правительства РФ принимаются по самому широкому кругу вопросов. Правительство РФ утверждает списки работ, профессий и должностей, в соответствии с которыми досрочно назначаются трудовые пенсии по возрасту с учетом особых условий труда или характера выполняемой деятельности, определяется порядок исчисления величины среднедушевого дохода для назначения видов государственной социальной помощи малоимущим гражданам и семьям или ежемесячного пособия на детей, устанавливается порядок подсчета и подтверждения отдельных видов стажа, исчисления и назначения пенсий отдельным категориям нуждающихся и многое другое.

Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Иные нормативные правовые акты. К категории иных источников права социального обеспечения относятся акты федеральных министерств и ведомств, глав администраций (президентов) и органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов муниципальных образований.

Особое значение среди источников данной категории имеют акты уполномоченного министерства в области социального обеспечения. Акты уполномоченного министерства имеют координирующий характер, «сквозное» действие и распространяются на все сферы, где используется труд наемных работников и предполагается осуществление мероприятий по социальному обеспечению.

Акты судебных органов. К источникам права социального обеспечения, с определенной долей условности, можно отнести только акты (постановления и определения) Конституционного Суда РФ.

Причина заключается в том, что юридическая обязательность актов КС РФ и содержащихся в них правовых позиций суда (ч. 1 и 2 ст. 79, ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», как правило, настолько значительна, что в ряде случаев их можно поставить в один ряд с нормами Конституции РФ.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).

Акты, принятые в порядке социального партнерства. Как источник права социального обеспечения социально-партнерское соглашение, безусловно, обладает определенной спецификой. Она выражается в том, что по своей правовой природе соглашение предстает в юридической форме договора, что позволяет вести речь о существовании в праве социального обеспечения элементов договорного способа регулирования отношений.

Однако наличие договорных механизмов не изменяет публичный (государственный) характер социально-обеспечительных обязательств, которые приобретает государство в лице государственных (муниципальных) органов, участвующих в отношениях по социальному партнерству.

В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти (муниципальными органами), направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовой кодекс РФ от 31 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Помимо классификации источников права социального обеспечения по юридической форме выражения, существуют иные основания для их группировки. В частности, в зависимости от сферы действия источники можно разделить:

а) на федеральные;

б) региональные;

в) местные;

г) отраслевые (межотраслевые).

В зависимости от срока действия различают:

а) акты неопределенного срока действия;

б) временные акты;

в) условно срочные.

В данном случае имеются в виду акты, принимаемые на период существования определенных обстоятельств, продолжительность действия которых не может быть точно установлена во времени.

По порядку и процедуре принятия источники могут быть поделены:

а) на принимаемые в законодательном порядке;

б) принимаемые в административно-распорядительном порядке;

в) принимаемые в порядке социального партнерства.