4.4. Современный (постсоциалистический) период развития законодательства в сфере социального обеспечения
Коренные изменения социально-экономической и политической ситуации в стране на рубеже 80–90-х гг. XX в. создали предпосылки для существенного изменения системы социального обеспечения нуждающихся лиц. Эти изменения нашли отражение в Конституции РФ 1993 г., которая провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), а Российскую Федерацию – социальным государством, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
Например, в соответствии со ст. 15 Закона о статусе судей судья, пребывающий в отставке, имеет право на пожизненное денежное содержание, размер которого, в зависимости от стажа судьи, может составлять от 80 до 85 % от заработной платы судьи, занимающего соответствующую должность, с учетом всех доплат, надбавок и поощрений без каких-либо ограничений, в то время как размер любой страховой (трудовой) пенсии (ее базовой и страховой частей) в настоящее время ограничен в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях и к концу 2005 г. в среднем по стране составлял 2537,9 рублей. По самым приблизительным оценкам средний размер пожизненного денежного содержания судей превышает средний размер страховой (трудовой) пенсии более чем в 18 раз.
8)Социальному обеспечению всегда было свойственносочетание единства и дифференциации правового регулированиясоциально-обеспечительных отношений, что находит проявление в установлении, с одной стороны, общих норм, распространяющихся на всех нуждающихся (единство), с другой – в наличии специальных нормативных положений, касающихся отдельных категорий граждан (дифференциация). Данный принцип сохраняет свое значение и в настоящее время. Однако стремление законодателя к дифференциации, к сожалению, сталочрезмерным, что в итоге привело к существенному разрыву в уровне обеспечения нуждающихся лиц. Данная тенденция, в частности, проявляется в установлении привилегированных условий и значительно более высоких размеров обеспечения по сравнению со средним уровнем обеспечения подавляющегобольшинства населения.
Несмотря на отмену персональных пенсий в 1990 г., фактически этот институт продолжает существовать в праве социального обеспечения, доказательством чему является завуалированная понятием «материальное обеспечение» выплата пенсий по случаю потери кормильца персонально определенным семьям умерших (погибших) депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации на основании специальных Указов Президента РФ.
Основными, наиболее характерными чертами современного этапа развития права социального обеспечения являются:
3)Следующей характерной чертой рассматриваемого этапа являетсяобособление средств страховых фондов социального обеспечения от средств бюджетов всех уровней, что нашло закрепление в таких нормативных правовых актах, как Положение о Фонде социального страхования РФ, Положение о Пенсионном фонде РФ и Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Результатом этого обособления стало возвращение к подлинным страховым началам социального обеспечения, поскольку существовавшие ранее виды обеспечения по социальному страхованию (например, пособия по государственному социальному страхованию) при наличии практически единственного работодателя – государства, а значит и единственного страхователя, финансировались, по существу, государством за счет бюджетных ассигнований, поэтому являлись страховыми только формально.
7)Современный этап развития права социального обеспечения характеризуетсяусилением роли международного правового регулирования, в связи с активизацией в последние годы интеграционных процессов в Европе и в мире. Результатом международного сотрудничества России со странами ближнего и дальнего зарубежья и участия в работе международных организаций, прежде всего, Международной организации труда (МОТ), явились принятие и ратификация международных договоров, конвенций, межправительственных соглашений и т.п.
6)Децентрализация правового регулирования социально-обеспечительных отношенийвыражается в передаче ряда полномочий в данной сфере от Федерации субъектам Федерации и муниципальным образованиям. Основа этой тенденции была заложена ст. 72 Конституции РФ, которая отнесла к совместному ведению координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства,социальной защиты, включая социальное обеспечение. К предметам ведения местного самоуправления были отнесены обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
Например, размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, ранее предоставлявшегося в соответствии с нормами федерального законодательства, в настоящее время устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
5)Не менее показательным примером рассматриваемой тенденции являетсячастичная замена натуральных видов социального обеспечения денежными выплатами.
С 1 января 2005 г. началась реформа системы социально-обеспечительных льгот, целью которой является обеспечение гражданину выбора между натуральными предоставлениями и денежными выплатами.
Снижение уровня государственных гарантий проявляется в том, что реальное денежное содержание этих выплат на порядок ниже тех сумм, от уплаты которых освобождался гражданин при использовании льгот.
4)Другой чертой данного этапа является определенноеснижение уровня государственных гарантий социального обеспечения. В частности, это проявляется в установлении предельных размеров некоторых видов пособий, причем размер пособия фактически не ставится в прямую зависимость от стажа уплаты страховых взносов и размера заработной платы, из которой они исчисляются.
Рассматриваемая тенденция проявляется также в переходе от относительных величин (в процентах от среднего заработка или МРОТ) к абсолютным (выраженных в твердых денежных суммах) при определении размеров социально-обеспечительных выплат.
2)Конкретизация круга обеспечиваемых гражданосуществляется посредством нормативного закрепления принципаадресности, в силу которого социальное обеспечение предоставляется действительно нуждающимся лицам.
К числу обеспечивающих этот принцип критериев относится, в частности, величина прожиточного минимума, ограничивающая круг лиц, нуждающихся в социальном обеспечении.
1)В условиях усложнившейся геополитической ситуации в мире, неудовлетворительного состояния окружающей среды, этнических и межнациональных конфликтов, проблем развития экономики России возникла объективная потребность вувеличении числа основанийдля признания граждан нуждающимисяв социальном обеспечении.
В связи с этим были приняты законы об обеспечении вынужденных переселенцев, беженцев, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф и других категорий.
1)увеличение числа оснований для признания граждан нуждающимися;
2)конкретизация круга обеспечиваемых с одновременным отступлением от объективных критериев дифференциации социального обеспечения нуждающихся граждан;
3)обособление средств страховых фондов социального обеспечения от средств бюджетов всех уровней;
4) снижение уровня государственных гарантий социального обеспечения;
5) частичная замена натуральных видов социального обеспечения денежными выплатами;
6) децентрализация правового регулирования социально-обеспечительных отношений;
7) усиление роли международного правового регулирования;
8) чрезмерная дифференциация законодательства и, как следствие, сверхобеспечение некоторых категорий граждан.
Приведенные примеры свидетельствуют о сверхобеспечении, то есть об обеспечении сверх определенного законодателем уровня удовлетворения алиментарных потребностей. Сверхобеспечение является явным нарушением принципа социальной справедливости, под которым понимается обеспечение независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Существование и развитие рассматриваемой тенденции нельзя признать дифференцированным регулированием, так как при этом утрачивается объективность критериев нуждаемости.
- Федеральное агентство по образованию
- 1.2. Субъекты получения социально-обеспечительных предоставлений
- 1.3. Размер социально-обеспечительных предоставлений
- 1.4. Источник социально-обеспечительных предоставлений
- 1.5. Соотношение понятия «социальное обеспечение» со смежными категориями («социальная защита», «благотворительность», «социальное страхование»)
- 2.1. Предмет права социального обеспечения
- 2.2. Метод права социального обеспечения
- 2.3. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права
- 2.4. Применение системного подхода к праву социального обеспечения. Соотношение категорий «система» и «структура»
- 2.5. Нормы Общей части права социального обеспечения
- 2.6. Нормы Особенной части права социального обеспечения
- 2.7. Система науки права социального обеспечения
- 3.1. Понятие принципов в праве социального обеспечения
- 3.2. Классификация принципов права социального обеспечения
- 3.3. Понятие и особенности источников права социального обеспечения
- 3.4. Виды и общая характеристика источников права социального обеспечения
- 3.5. Способы систематизации законодательства о социальном обеспечении
- 3.6. Действие законодательства о социальном обеспечении
- 4.1. Общая характеристика исторических особенностей развития права социального обеспечения в России
- 4.2. Право социального обеспечения в период феодализма и буржуазных преобразований
- 4.3. Социалистический период права социального обеспечения
- 4.4. Современный (постсоциалистический) период развития законодательства в сфере социального обеспечения
- 5.1. Понятие и признаки вида социального обеспечения
- 5.2. Целевая направленность социально-обеспечительных предоставлений
- 5.3. Формы социально-обеспечительных предоставлений и организационно-правовые формы их осуществления
- 6.1. Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения
- 6.2. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений
- 6.3. Субъекты социально-обеспечительных правоотношений
- 6.4. Объекты и содержание социально-обеспечительных отношений
- 6.5. Виды социально-обеспечительных правоотношений
- 7.1. Понятие и виды стажа в праве социального обеспечения
- 7.1.1. Определение, юридическая природа и классификация стажа
- 7.1.2. Общий трудовой стаж
- 7.1.3. Страховой стаж
- 7.1.4. Специальный стаж
- 1. Особые условия труда.
- 7.2. Порядок исчисления стажа
- 7.2.1. Исчисление общего трудового стажа
- 7.2.2. Исчисление страхового (специального страхового) стажа
- 7.2.3. Исчисление выслуги лет
- 7.3. Правила подтверждения стажа в праве социального обеспечения
- 1) Подтверждение стажа документами.
- 2) Подтверждение стажа свидетельскими показаниями.
- 8.1. Понятие пенсионного права и его место в системе права социального обеспечения
- 8.2. Понятие и классификация пенсий
- 8.3. Финансовая система пенсионного обеспечения и субъекты пенсионного права
- 8.3.1. Финансовая система пенсионного обеспечения
- 8.3.2. Субъекты пенсионного права
- 8.4. Пенсии по возрасту
- 8.4.1. Страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.1. Страховые пенсии по возрасту на общих основаниях
- 8.4.1.2. Досрочные страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.1. Профессиональные досрочные пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.2. Досрочные пенсии в связи с семейным положением, по медико-биологическим критериям и в силу действия специальных нормативных правовых актов
- 8.4.1.3. Структура страховых пенсий по возрасту и порядок исчисления их размера
- 8.4.2. Государственные пенсии по возрасту
- 8.4.2.1. Социальные пенсии по возрасту. Размеры социальных пенсий по возрасту
- 8.4.2.2. Пенсии по возрасту гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 8.4.2.2.1. Категории пенсионеров
- 8.4.2.2.2. Условия назначения и размеры пенсий
- 8.5. Пенсии по инвалидности
- 8.5.1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
- 8.5.2. Порядок признания лица инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов и его правовые последствия
- 8.5.3. Страховые пенсии по инвалидности
- 8.5.3.2. Профессиональные страховые пенсии (страховые выплаты) по инвалидности. Исчисление пенсии (страховой выплаты)
- 8.5.4. Государственные пенсии по инвалидности
- 8.5.4.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим
- 8.5.4.1.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.5.4.1.2. Пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву
- 8.5.4.2. Пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войныи и гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"
- 8.5.4.3. Пенсии по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.5.4.4. Социальные пенсии по инвалидности
- 8.6. Пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.1. Понятие и правовая природа пенсии по случаю потери кормильца. Общие основания и условия назначения
- 8.6.2. Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца
- 8.6.3. Страховые пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.1. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.2. Особенности структуры страховой пенсии по случаю потери кормильца. Правовой режим средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного
- 8.6.3.3. Страховые пенсии (страховые выплаты) по случаю потери кормильца вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания
- 8.6.4. Государственные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.4.1. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
- 8.6.4.2. Пенсии по случаю потери кормильца гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.6.4.3. Социальные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.7. Пенсии за выслугу лет (за специальный стаж)
- 8.7.1. Пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.7.2. Пенсия за выслугу лет (стаж государственной службы) федеральным государственным служащим
- 8.7.3. Пожизненное денежное содержание судей
- 8.8. Стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям
- 8.9. Порядок назначения, приостановления и прекращения выплаты пенсии. Перерасчет и индексация пенсии
- 9.1. Понятие и виды пособий в праве социального обеспечения. Институт пособий в системе права социального обеспечения
- 9.2. Трудовые (страховые) пособия
- 9.2.1. Пособия по временной нетрудоспособности
- 9.2.2. Пособия, возмещающие затраты на восстановление здоровья, в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
- 9.2.3. Исчисление размера трудовых (страховых) пособий
- 9.3. Пособия гражданам, имеющим детей (семейные пособия)
- 9.4. Пособия в связи со специальным статусом нуждающегося или причиной нуждаемости
- 9.4.1. Пособие по безработице
- 9.4.2. Ритуальные услуги и пособие на погребение
- 9.4.3. Специальные пособия отдельным категориям нуждающихся
- 9.4.3.1. Пособия гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 9.4.3.2. Пособия пострадавшим от поствакцинального осложнения
- 9.4.3.3. Пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом, и членам их семей
- 9.4.3.4. Пособия военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 9.4.3.5. Пособие супругам кадровых военнослужащих
- 9.4.3.6. Пособия (страховые выплаты) по государственному личному страхованию
- 9.4.3.7. Пособия беженцам и вынужденным переселенцам
- 9.4.3.8. Пособия в случае утраты жилья и иного имущества
- 9.4.3.9. Пособия малоимущим гражданам
- 10.1. Понятие льгот в праве социального обеспечения. Место института льгот в системе права социального обеспечения
- 10.2. Классификация льгот
- 10.3. Тенденции развития законодательства о льготах в области социального обеспечения на современном этапе
- 11.1. Понятие государственной социальной помощи и ее виды
- 11.2. Обеспечение предметами первой необходимости
- 11.3. Компенсации в праве социального обеспечения
- 12.1. Понятие социальных и медицинских услуг и их место в системе права социального обеспечения
- 12.2. Принципы института социального и медицинского обслуживания
- 12.3. Социальное обслуживание населения
- 12.3.1. Понятие социального обслуживания
- 12.3.2. Субъекты социального обслуживания
- 12.3.3. Виды социальных услуг
- 12.3.4. Оплата социальных услуг. Прекращение социального обслуживания
- 12.4.2. Виды медицинских услуг
- 12.4.3. Организационно-правовые формы медицинского обслуживания
- 12.4.3.1. Медицинское обслуживание по системе обязательного медицинского страхования
- 12.4.3.2. Медицинское обслуживание за счет бюджетных средств
- 13.1. Понятие защиты прав субъектов в праве социального обеспечения
- 13.2. Формы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения