4.2. Право социального обеспечения в период феодализма и буржуазных преобразований
Одной из самых древних правовых форм социального обеспечения можно назвать общественное призрение. Его целью являлось «разумное обеспечение нуждающихся и предупреждение нищеты». Именно для борьбы с нищенством еще при царе Федоре Алексеевиче (1676–1682 гг.) организовывались общественные работы. Устав об общественном призрении содержал главу о работных домах.
Незадолго до издания данного Устава, полностью посвященного общественному призрению, были приняты Учреждения для управления губерний от 7 ноября 1775 г.
Данным нормативным правовым актом впервые был учрежден государственный орган, специализировавшийся на решении социально-культурных проблем – Приказ общественного призрения, на который возлагалась забота о здравоохранении, устройство народных школ, сиротских домов, особых домов для неизлечимых, для умалишенных, богаделен, работных и смирительных домов.
Деятельность Приказа общественного призрения была материально обеспечена по закону. Предусматривались различные источники, в частности, казна императорского величества и добровольное подаяние. Характерная черта общественного призрения того периода – предоставление неденежных видов помощи (помещение в специализированные и учебные заведения, больницы, предоставление работы).
Начиная с XVII в., в России складываются отношения между государством и гражданином по получению последним определенных видов помощи (денег, содержания, работы) за счет государственных или общественных средств.
В этот период впервые была сделана попытка определить круг граждан, имеющих право на получение предоставлений от государства, установить критерии, по которым конкретное лицо относится к категории граждан, требующих заботы со стороны государства.
С момента принятия царского титула Иваном IV проводится активная внешняя политика. Наделение служилых людей поместьями являлось в XVI–XVII вв. формой вознаграждения за службу (земельные пожалования). Существовало и понятие оклада, который определял размер земельного и денежного жалования или другого довольствия, назначаемый в зависимости от чина и рода службы. Судебник 1589 г. предусматривал выплаты бездетным вдовам, закрепив, таким образом, пенсию по случаю потери кормильца.
Основой производства в России XVI в. является сельское хозяйство, преимущественно земледелие. Постепенно промышленность отделяется от сельского хозяйства, начинают развиваться города, растет их население. С другой стороны, усиливается крепостная зависимость, крепостное право оформляется в общегосударственном масштабе. В результате усиления эксплуатации происходят крестьянские войны и восстания в городах, массы народа уходят в город, организуют собственное мелкое производство. Появляются белые слободы, где трудятся свободные люди. Положение их полулегальное, и в случае потери трудоспособности рассчитывать им приходится только на себя.
Широкое развитие получает взаимопомощь среди работающих по одной специальности. Вспомоществование из средств ремесленной казны с дозволения схода ремесленных предоставлялось, если ремесленный заболеет или обеднеет, за исключением случаев пьянства и мотовства. Причем по выздоровлении он должен возвратить все полученное от схода.
В 1857 г. был утвержден Устав о пенсиях и единовременных пособиях. Оглавление его состояло из двух разделов.
В Уставе впервые закреплялась обязанность государства обеспечить лиц, отдавших свои силы государственной службе и ставших нетрудоспособными. В обществе появляется осознание права требовать материальной поддержки от государства.
Этот Устав предусматривал два вида пенсий, аналогичных современным институтам права социального обеспечения. Ими являются пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности.
Помимо этого существовали эмеритальные кассы гражданских и военных ведомств, в частности, ведомства Министерства Юстиции, кассы горных инженеров, кассы детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии и некоторых других. Раздел третий книги VIII Свода военных постановлений «Об эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства» содержит перечень лиц, для которых участие в кассе является обязательным, и тех, для кого оно таковым не является. Таким образом, здесь речь идет об обязательном и добровольном пенсионировании из негосударственных источников.
Первая половина XIX в. характеризуется назревающими формационными изменениями, поскольку феодализм показывал свою экономическую несостоятельность. В рассматриваемый период начинает интенсивно развиваться экономика страны: учреждаются акционерные общества, правительство поощряет деятельность отечественных и иностранных компаний по строительству железных дорог, увеличивается оборот внешней торговли. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. обеспечило приток дешевой рабочей силы, что не могло не дать дополнительного толчка для развития промышленности.
Поэтому возникла необходимость в формировании нового механизма правового регулирования отношений по найму рабочей силы и обеспечению увечных рабочих, число которых возрастало пропорционально развитию промышленного производства.
Развитие общественных отношений привело к формированию новой области правового регулирования, связанной с медицинским обслуживанием населения. Впервые медицинское обслуживание рабочих нашло нормативное закрепление в Регламенте суконным и каразейным фабрикам от 2 сентября 1741 г. Обеспечение увечных рабочих первоначально производилось по общим гражданским законам об ответственности за причинение вреда и убытков.
Постепенно в ряде отраслей промышленности принимаются нормативные акты, устанавливающие обязанность выплаты рабочему возмещения вреда, полученного на производстве, независимо от вины предпринимателя. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдавалось только в том случае, если на иждивении у рабочего были родители, ближайшие родственники, жена или дети. Средства вспомогательных касс формировались за счет вычетов из заработка рабочих, взносов завода и так называемого штрафного капитала, складывающегося из удерживаемых за провинности денежных сумм.
На получение пенсий из вспомогательных касс имели право те члены горнозаводских товариществ, которые прослужили определенный срок на заводе или руднике и при этом платили установленные взносы. Уже тогда применялась кратность при исчислении стажа. Из вспомогательных касс выплачивались государственные пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по возрасту и по случаю потери кормильца.
Так впервые были заложены основы пенсионного страхования.
Имели место случаи включения условий об обеспечении больного рабочего в договор найма или в коллективный договор. Стороны трудовых отношений самостоятельно регулировали вопросы социального обеспечения в индивидуальном и коллективно-договорном порядке, что свидетельствует об отставании законодательства того времени от потребностей социально-обеспечительной практики.
Характеризуя первую половину XIX в., историки указывают, что развитие буржуазных отношений в экономике и кризис крепостного права повлекли изменения в социальной структуре общества.
Произошла замена основных классов феодального общества на основные классы буржуазного общества – капиталистами и наемными рабочими, буржуазией и пролетариатом.
В досоветский период существовало шесть обособленных друг от друга, различных по способу финансирования и отличающихся по кругу субъектов правовых форм обеспечения:
во-первых, общественное призрение (в его рамках бесплатное медицинское обслуживание), субъектом здесь являлись любые физические лица;
во-вторых, обеспечение военнослужащих, субъектами которого были как служилые люди, так и члены их семей;
в-третьих и в-четвертых, для чиновников существовало две организационно-правовых формы – эмеритура и государственное пенсионирование;
пятая форма – страхование рабочих, где субъектами были наемные работники;
в-шестых, как прообраз негосударственного обеспечения функционировала цеховая взаимопомощь ремесленников.
- Федеральное агентство по образованию
- 1.2. Субъекты получения социально-обеспечительных предоставлений
- 1.3. Размер социально-обеспечительных предоставлений
- 1.4. Источник социально-обеспечительных предоставлений
- 1.5. Соотношение понятия «социальное обеспечение» со смежными категориями («социальная защита», «благотворительность», «социальное страхование»)
- 2.1. Предмет права социального обеспечения
- 2.2. Метод права социального обеспечения
- 2.3. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права
- 2.4. Применение системного подхода к праву социального обеспечения. Соотношение категорий «система» и «структура»
- 2.5. Нормы Общей части права социального обеспечения
- 2.6. Нормы Особенной части права социального обеспечения
- 2.7. Система науки права социального обеспечения
- 3.1. Понятие принципов в праве социального обеспечения
- 3.2. Классификация принципов права социального обеспечения
- 3.3. Понятие и особенности источников права социального обеспечения
- 3.4. Виды и общая характеристика источников права социального обеспечения
- 3.5. Способы систематизации законодательства о социальном обеспечении
- 3.6. Действие законодательства о социальном обеспечении
- 4.1. Общая характеристика исторических особенностей развития права социального обеспечения в России
- 4.2. Право социального обеспечения в период феодализма и буржуазных преобразований
- 4.3. Социалистический период права социального обеспечения
- 4.4. Современный (постсоциалистический) период развития законодательства в сфере социального обеспечения
- 5.1. Понятие и признаки вида социального обеспечения
- 5.2. Целевая направленность социально-обеспечительных предоставлений
- 5.3. Формы социально-обеспечительных предоставлений и организационно-правовые формы их осуществления
- 6.1. Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения
- 6.2. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений
- 6.3. Субъекты социально-обеспечительных правоотношений
- 6.4. Объекты и содержание социально-обеспечительных отношений
- 6.5. Виды социально-обеспечительных правоотношений
- 7.1. Понятие и виды стажа в праве социального обеспечения
- 7.1.1. Определение, юридическая природа и классификация стажа
- 7.1.2. Общий трудовой стаж
- 7.1.3. Страховой стаж
- 7.1.4. Специальный стаж
- 1. Особые условия труда.
- 7.2. Порядок исчисления стажа
- 7.2.1. Исчисление общего трудового стажа
- 7.2.2. Исчисление страхового (специального страхового) стажа
- 7.2.3. Исчисление выслуги лет
- 7.3. Правила подтверждения стажа в праве социального обеспечения
- 1) Подтверждение стажа документами.
- 2) Подтверждение стажа свидетельскими показаниями.
- 8.1. Понятие пенсионного права и его место в системе права социального обеспечения
- 8.2. Понятие и классификация пенсий
- 8.3. Финансовая система пенсионного обеспечения и субъекты пенсионного права
- 8.3.1. Финансовая система пенсионного обеспечения
- 8.3.2. Субъекты пенсионного права
- 8.4. Пенсии по возрасту
- 8.4.1. Страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.1. Страховые пенсии по возрасту на общих основаниях
- 8.4.1.2. Досрочные страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.1. Профессиональные досрочные пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.2. Досрочные пенсии в связи с семейным положением, по медико-биологическим критериям и в силу действия специальных нормативных правовых актов
- 8.4.1.3. Структура страховых пенсий по возрасту и порядок исчисления их размера
- 8.4.2. Государственные пенсии по возрасту
- 8.4.2.1. Социальные пенсии по возрасту. Размеры социальных пенсий по возрасту
- 8.4.2.2. Пенсии по возрасту гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 8.4.2.2.1. Категории пенсионеров
- 8.4.2.2.2. Условия назначения и размеры пенсий
- 8.5. Пенсии по инвалидности
- 8.5.1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
- 8.5.2. Порядок признания лица инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов и его правовые последствия
- 8.5.3. Страховые пенсии по инвалидности
- 8.5.3.2. Профессиональные страховые пенсии (страховые выплаты) по инвалидности. Исчисление пенсии (страховой выплаты)
- 8.5.4. Государственные пенсии по инвалидности
- 8.5.4.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим
- 8.5.4.1.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.5.4.1.2. Пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву
- 8.5.4.2. Пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войныи и гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"
- 8.5.4.3. Пенсии по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.5.4.4. Социальные пенсии по инвалидности
- 8.6. Пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.1. Понятие и правовая природа пенсии по случаю потери кормильца. Общие основания и условия назначения
- 8.6.2. Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца
- 8.6.3. Страховые пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.1. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.2. Особенности структуры страховой пенсии по случаю потери кормильца. Правовой режим средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного
- 8.6.3.3. Страховые пенсии (страховые выплаты) по случаю потери кормильца вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания
- 8.6.4. Государственные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.4.1. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
- 8.6.4.2. Пенсии по случаю потери кормильца гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.6.4.3. Социальные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.7. Пенсии за выслугу лет (за специальный стаж)
- 8.7.1. Пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.7.2. Пенсия за выслугу лет (стаж государственной службы) федеральным государственным служащим
- 8.7.3. Пожизненное денежное содержание судей
- 8.8. Стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям
- 8.9. Порядок назначения, приостановления и прекращения выплаты пенсии. Перерасчет и индексация пенсии
- 9.1. Понятие и виды пособий в праве социального обеспечения. Институт пособий в системе права социального обеспечения
- 9.2. Трудовые (страховые) пособия
- 9.2.1. Пособия по временной нетрудоспособности
- 9.2.2. Пособия, возмещающие затраты на восстановление здоровья, в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
- 9.2.3. Исчисление размера трудовых (страховых) пособий
- 9.3. Пособия гражданам, имеющим детей (семейные пособия)
- 9.4. Пособия в связи со специальным статусом нуждающегося или причиной нуждаемости
- 9.4.1. Пособие по безработице
- 9.4.2. Ритуальные услуги и пособие на погребение
- 9.4.3. Специальные пособия отдельным категориям нуждающихся
- 9.4.3.1. Пособия гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 9.4.3.2. Пособия пострадавшим от поствакцинального осложнения
- 9.4.3.3. Пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом, и членам их семей
- 9.4.3.4. Пособия военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 9.4.3.5. Пособие супругам кадровых военнослужащих
- 9.4.3.6. Пособия (страховые выплаты) по государственному личному страхованию
- 9.4.3.7. Пособия беженцам и вынужденным переселенцам
- 9.4.3.8. Пособия в случае утраты жилья и иного имущества
- 9.4.3.9. Пособия малоимущим гражданам
- 10.1. Понятие льгот в праве социального обеспечения. Место института льгот в системе права социального обеспечения
- 10.2. Классификация льгот
- 10.3. Тенденции развития законодательства о льготах в области социального обеспечения на современном этапе
- 11.1. Понятие государственной социальной помощи и ее виды
- 11.2. Обеспечение предметами первой необходимости
- 11.3. Компенсации в праве социального обеспечения
- 12.1. Понятие социальных и медицинских услуг и их место в системе права социального обеспечения
- 12.2. Принципы института социального и медицинского обслуживания
- 12.3. Социальное обслуживание населения
- 12.3.1. Понятие социального обслуживания
- 12.3.2. Субъекты социального обслуживания
- 12.3.3. Виды социальных услуг
- 12.3.4. Оплата социальных услуг. Прекращение социального обслуживания
- 12.4.2. Виды медицинских услуг
- 12.4.3. Организационно-правовые формы медицинского обслуживания
- 12.4.3.1. Медицинское обслуживание по системе обязательного медицинского страхования
- 12.4.3.2. Медицинское обслуживание за счет бюджетных средств
- 13.1. Понятие защиты прав субъектов в праве социального обеспечения
- 13.2. Формы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения