logo
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

4.2. Право социального обеспечения в период феодализма и буржуазных преобразований

Одной из самых древних правовых форм социального обеспечения можно назвать общественное призрение. Его целью являлось «разумное обеспечение нуждающихся и предупреждение нищеты». Именно для борьбы с нищенством еще при царе Федоре Алексеевиче (1676–1682 гг.) организовывались общественные работы. Устав об общественном призрении содержал главу о работных домах.

Незадолго до издания данного Устава, полностью посвященного общественному призрению, были приняты Учреждения для управления губерний от 7 ноября 1775 г.

Данным нормативным правовым актом впервые был учрежден государственный орган, специализировавшийся на решении социально-культурных проблем – Приказ общественного призрения, на который возлагалась забота о здравоохранении, устройство народных школ, сиротских домов, особых домов для неизлечимых, для умалишенных, богаделен, работных и смирительных домов.

Деятельность Приказа общественного призрения была материально обеспечена по закону. Предусматривались различные источники, в частности, казна императорского величества и добровольное подаяние. Характерная черта общественного призрения того периода – предоставление неденежных видов помощи (помещение в специализированные и учебные заведения, больницы, предоставление работы).

Начиная с XVII в., в России складываются отношения между государством и гражданином по получению последним определенных видов помощи (денег, содержания, работы) за счет государственных или общественных средств.

В этот период впервые была сделана попытка определить круг граждан, имеющих право на получение предоставлений от государства, установить критерии, по которым конкретное лицо относится к категории граждан, требующих заботы со стороны государства.

С момента принятия царского титула Иваном IV проводится активная внешняя политика. Наделение служилых людей поместьями являлось в XVI–XVII вв. формой вознаграждения за службу (земельные пожалования). Существовало и понятие оклада, который определял размер земельного и денежного жалования или другого довольствия, назначаемый в зависимости от чина и рода службы. Судебник 1589 г. предусматривал выплаты бездетным вдовам, закрепив, таким образом, пенсию по случаю потери кормильца.

Основой производства в России XVI в. является сельское хозяйство, преимущественно земледелие. Постепенно промышленность отделяется от сельского хозяйства, начинают развиваться города, растет их население. С другой стороны, усиливается крепостная зависимость, крепостное право оформляется в общегосударственном масштабе. В результате усиления эксплуатации происходят крестьянские войны и восстания в городах, массы народа уходят в город, организуют собственное мелкое производство. Появляются белые слободы, где трудятся свободные люди. Положение их полулегальное, и в случае потери трудоспособности рассчитывать им приходится только на себя.

Широкое развитие получает взаимопомощь среди работающих по одной специальности. Вспомоществование из средств ремесленной казны с дозволения схода ремесленных предоставлялось, если ремесленный заболеет или обеднеет, за исключением случаев пьянства и мотовства. Причем по выздоровлении он должен возвратить все полученное от схода.

В 1857 г. был утвержден Устав о пенсиях и единовременных пособиях. Оглавление его состояло из двух разделов.

В Уставе впервые закреплялась обязанность государства обеспечить лиц, отдавших свои силы государственной службе и ставших нетрудоспособными. В обществе появляется осознание права требовать материальной поддержки от государства.

Этот Устав предусматривал два вида пенсий, аналогичных современным институтам права социального обеспечения. Ими являются пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности.

Помимо этого существовали эмеритальные кассы гражданских и военных ведомств, в частности, ведомства Министерства Юстиции, кассы горных инженеров, кассы детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии и некоторых других. Раздел третий книги VIII Свода военных постановлений «Об эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства» содержит перечень лиц, для которых участие в кассе является обязательным, и тех, для кого оно таковым не является. Таким образом, здесь речь идет об обязательном и добровольном пенсионировании из негосударственных источников.

Первая половина XIX в. характеризуется назревающими формационными изменениями, поскольку феодализм показывал свою экономическую несостоятельность. В рассматриваемый период начинает интенсивно развиваться экономика страны: учреждаются акционерные общества, правительство поощряет деятельность отечественных и иностранных компаний по строительству железных дорог, увеличивается оборот внешней торговли. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. обеспечило приток дешевой рабочей силы, что не могло не дать дополнительного толчка для развития промышленности.

Поэтому возникла необходимость в формировании нового механизма правового регулирования отношений по найму рабочей силы и обеспечению увечных рабочих, число которых возрастало пропорционально развитию промышленного производства.

Развитие общественных отношений привело к формированию новой области правового регулирования, связанной с медицинским обслуживанием населения. Впервые медицинское обслуживание рабочих нашло нормативное закрепление в Регламенте суконным и каразейным фабрикам от 2 сентября 1741 г. Обеспечение увечных рабочих первоначально производилось по общим гражданским законам об ответственности за причинение вреда и убытков.

Постепенно в ряде отраслей промышленности принимаются нормативные акты, устанавливающие обязанность выплаты рабочему возмещения вреда, полученного на производстве, независимо от вины предпринимателя. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдавалось только в том случае, если на иждивении у рабочего были родители, ближайшие родственники, жена или дети. Средства вспомогательных касс формировались за счет вычетов из заработка рабочих, взносов завода и так называемого штрафного капитала, складывающегося из удерживаемых за провинности денежных сумм.

На получение пенсий из вспомогательных касс имели право те члены горнозаводских товариществ, которые прослужили определенный срок на заводе или руднике и при этом платили установленные взносы. Уже тогда применялась кратность при исчислении стажа. Из вспомогательных касс выплачивались государственные пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по возрасту и по случаю потери кормильца.

Так впервые были заложены основы пенсионного страхования.

Имели место случаи включения условий об обеспечении больного рабочего в договор найма или в коллективный договор. Стороны трудовых отношений самостоятельно регулировали вопросы социального обеспечения в индивидуальном и коллективно-договорном порядке, что свидетельствует об отставании законодательства того времени от потребностей социально-обеспечительной практики.

Характеризуя первую половину XIX в., историки указывают, что развитие буржуазных отношений в экономике и кризис крепостного права повлекли изменения в социальной структуре общества.

Произошла замена основных классов феодального общества на основные классы буржуазного общества – капиталистами и наемными рабочими, буржуазией и пролетариатом.

В досоветский период существовало шесть обособленных друг от друга, различных по способу финансирования и отличающихся по кругу субъектов правовых форм обеспечения:

во-первых, общественное призрение (в его рамках бесплатное медицинское обслуживание), субъектом здесь являлись любые физические лица;

во-вторых, обеспечение военнослужащих, субъектами которого были как служилые люди, так и члены их семей;

в-третьих и в-четвертых, для чиновников существовало две организационно-правовых формы – эмеритура и государственное пенсионирование;

пятая форма – страхование рабочих, где субъектами были наемные работники;

в-шестых, как прообраз негосударственного обеспечения функционировала цеховая взаимопомощь ремесленников.