logo
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

10.3. Тенденции развития законодательства о льготах в области социального обеспечения на современном этапе

Льготы по своей сущности представляют один из способов проведения избирательной (адресной) политики государства в области социального обеспечения как проявление метода дифференциации правового регулирования. Льготы представляют собой специфические (модусные) права, которые являются элементом специального правового статуса.

В последнее время государство стало отходить от тенденции к несоразмерному и необоснованному увеличению льготных категорий. Ранее расширение круга граждан, имеющих право на льготы, объяснялось, в первую очередь, тем, что основные виды обеспечения (пенсии и пособия) не гарантировали нормального жизнесуществования граждан ввиду низкого уровня реального денежного содержания основных видов обеспечения у подавляющего большинства граждан. Таким образом, льготы некоторое время были призваны в большей степени восполнять имущественную недостаточность граждан по основным видам доходов, что не в полной мере соответствовало их целевому назначению.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"».

Реформирование системы социально-обеспечительных льгот, начавшееся в 2004 г., было призвано исправить эту ситуацию, сократить число льготных категорий за счет преобразования льготного (натурального) социально-обеспечительного правового режима в денежную форму в виде пособий работающим гражданам и доплат к пенсиям для пенсионеров по различным основаниям. Необходимо, однако, отметить, что замене денежными выплатами подверглись не все виды льгот, а лишь те из них, которые имели материальное содержание, т.е. льготы, которые освобождали от несения гражданами всех или части имущественных обязанностей.

Что касается льгот, не имеющих материального содержания, то они сохраняют свое значение в силу того, что в их отношении не может быть установлен денежный эквивалент. Речь идет о таких, например, льготах, как первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков, вступление в жилищно-строительные и гаражные кооперативы, внеочередная установка телефона, преимущественное предоставление мест в пансионатах и домах-интернатах и другие. Указанные виды льгот предусмотрены для лиц, пострадавших вследствие радиационных или техногенных катастроф, для ветеранов и некоторых других категорий.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями).

Важным результатом реформы, реализованной в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, следует считать также разграничение полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями по вопросам льготного обеспечения граждан, которое выразилось в формировании фактически трех категорий лиц:

 льготные категории федерального уровня;

 льготные категории уровня субъектов Федерации;

 льготные категории уровня муниципальных образований.

Для каждого из названных уровней предусматриваются самостоятельные расходные обязательства в рамках соответствующих бюджетов.