logo
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

12.2. Принципы института социального и медицинского обслуживания

Социальное и медицинское обслуживание основывается на ряде основополагающих идей, отраженных в Основах законодательства об охране здоровья граждан, Законе «Об основах социального обслуживания» и Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», которые рассматриваются как проявление отраслевых принципов права социального обеспечения. Среди них можно выделить следующие:

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с последующими изменениями и дополнениями).

Этот принцип не является абсолютным. Так, в соответствии со ст. 15 Закона «О социальном обслуживании лиц престарелого возраста и инвалидов» обслуживание лиц, признанных недееспособными, осуществляется по обращению законных представителей, а при утрате способности к самообслуживанию по решению суда по представлению органов социальной защиты.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с последующими изменениями и дополнениями).

Кроме этого, в соответствии со ст. 34 Основ законодательства об охране здоровья граждан оказание медицинских услуг без добровольного согласия допускается:

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

- в отношении лиц, совершивших преступление на основании решения суда;

- лиц, являющихся бактерио- и вирусоносителями, представляющих опасность для окружающих;

- лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами.

     1. Адресность– социальное обслуживание оказывается только тем гражданам, которые лишены возможности или способности к самообслуживанию (самолечению) и оказались в трудной жизненной ситуации. Цель принципа адресности состоит не в идее охватить всех и каждого системой мер по социальному обеспечению, а, напротив, не допустить, исключить возможность включения в категорию нуждающихся лиц тех, кто в действительности, реально, не нуждается в социальных и медицинских услугах и в состоянии сам себя обеспечить (вылечить).

     2. Доступность– каждый гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, может обратиться в социальные службы или медицинские учреждения за предоставлением услуг. При этом принцип доступности, в том числе, характеризует обеспечение государством создания и функционирования разветвленной сети социальных служб и медицинских учреждений, максимально приближенных к нуждающимся с учетом их места жительства, а также бесплатности оказания медицинских услуг на основании ст. 41 Конституции РФ.

     3. Добровольностьсоциального обслуживания означает, что гражданин, как правило, принимает личное решение о получении социальных услуг и приобретении статуса клиента социальной службы.

     4. Гуманностьпредполагает реализацию общеправового морально-этического принципа о признании человека, его личного достоинства, прав и интересов высшей ценностью и создании условий для его свободного и творческого развития, запрет на совершение действий в отношении клиента (пациента), способных нарушить его нравственные и личностные установки.

     5. Конфиденциальностьозначает недопустимость раскрытия третьим лицам информации о личной жизни и состоянии здоровья нуждающегося, и в том числе о самом факте обращения за социальными или медицинскими услугами, а в отношении некоторых видов услуг (например, телефон доверия) такая информация не подлежит раскрытию и самим социальным службам. Информация, ставшая известной работнику социальной службы или медицинского учреждения, составляет его профессиональную тайну и не подлежит разглашению.

     6. Профилактическая направленность. Одной из важных задач социальных служб и медицинских учреждений является создание условий для предупреждения нарушения жизнедеятельности гражданина, возникновения трудной жизненной ситуации и расстройства (ухудшения состояния) здоровья.