Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Д.В. Агашев В.С. Аракчеев А.В. Дворецкий
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс
Томск 2006
1.1. Определение понятия «социальное обеспечение»
С тем, чтобы изучить и понять суть, смысл, содержание, цели и задачи права социального обеспечения России, необходимо определиться в самом понятии «социальное обеспечение». Эта категория является сложным феноменом, в связи с чем она трактуется специалистами различных отраслей знаний по-разному. Поэтому даже в специальной юридической литературе трудно встретить одинаковые определения социального обеспечения. В целом представители юридической науки исходят из общей посылки о том, что социальное обеспечение – это принимаемые государством меры по оказанию помощи тем гражданам, которые по определенным причинам утрачивают либо не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к существованию. Несогласованность в понимании сути и содержания понятия «социальное обеспечение» можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, в законодательстве отсутствует соответствующее легальное определение и в принципе его не должно быть, поскольку это – собирательная правовая понятийная категория, выработанная на основе исторически сложившегося теоретико-правового осмысления, а также семантики рассматриваемого словосочетания.
Во-вторых, само научное осмысление этой категории как самостоятельного правового явления началось сравнительно недавно – в 60–70 гг. XX столетия, в связи с чем процесс формирования основных понятийных категорий далек от завершения.
В-третьих, законодательство о социальном обеспечении крайне нестабильно, постоянно изменяет свои приоритеты, что приводит к новации его конкретных целей и задач, правовых принципов, уровня содержания и помощи нуждающихся граждан и т.д. Как следствие, меняются и взгляды ученых на сущность и содержание этого явления общественной жизни, что и находит соответствующее отражение в предлагаемых определениях.
По общему правилу, гражданин нуждается в помощи со стороны, поскольку жизненная ситуация, в которой он оказался в силу каких-либо обстоятельств, не позволяет ему самостоятельно ее преодолеть либо это сопряжено с большим напряжением его сил (материальных затрат и т.д.). Поэтому нуждаемость, в целом, можно охарактеризовать как неудовлетворенную потребность в чем-либо.
Представляется, что для отражения исходных и истинных начал социального обеспечения в его дефиниции (понятии) следует определиться с ответом на такие наиболее важные вопросы: «кто», «что», «за чей счет», «в каком объеме» получает средства к существованию? Социальное обеспечение под этим углом зрения – это предоставления, направляемые в адрес нуждающихся граждан в виде содержания или оказания помощи для удовлетворения их алиментарных потребностей.
Субъекты, которые в соответствии с законодательством могут получить какое-либо предоставление социально-обеспечительного характера, могут быть объединены одним общим для всех свойством – состоянием нуждаемости. В научный оборот категория нуждаемости была введена сравнительно недавно в целях общего определения субъекта-получателя в социальном обеспечении.
В настоящее время общепризнанно, что право граждан на социальное обеспечение обуславливается различными обстоятельствами (нетрудоспособность, безработица, малообеспеченность, малолетний или преклонный возраст и т.п.), признаваемыми государством юридически значимыми, которые в своей совокупности, как правило, определяют состояние нуждаемости лица. Схематически это можно представить следующим образом (рис. 1.1):
Нуждаемость |
нетрудоспособность: 1) нетрудоспособность, связанная с инвалидностью; 2) презюмируемая нетрудоспособность; 3) временная нетрудоспособность | малообеспеченность: доход гражданина (семьи) ниже прожиточного минимума | экстремальная жизненная ситуация: утрата средств к существованию или различных видов имущества в связи с чрезвычайными ситуациями (социальными, природными, техногенными) | порождаемая иными обстоятельствами, специально предусмотренными законодательством |
Рис. 1.1. Обстоятельства, определяющие состояние нуждаемости лица
Первый вид оснований связан с нетрудоспособностью.
По смысловому значение нетрудоспособность понимается как неспособность к труду вследствие болезни, увечья и т.п..
Это такие категории физических лиц, которые не в состоянии себя материально обеспечить своим трудом и получаемым за него вознаграждением. При решении данного вопроса общество исходит не только из состояния здоровья граждан и их способности трудиться, но также из соображений общественной целесообразности и необходимости освобождать отдельные категории граждан от общественного труда. На основании изложенного можно выделить три вида нуждаемости вследствие нетрудоспособности.
Нетрудоспособность, связанная с инвалидностью. В большинстве своем данное основание нуждаемости связывается с ограничением способности к занятию трудовой деятельностью в связи с состоянием здоровья человека, которое приводит к признанию его инвалидом. Инвалидность же, согласно действующему законодательству, понимается значительно шире.
Например, в соответствии с Законом о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией некоторым лицам, уже получающим пенсию, устанавливается дополнительная выплата в связи с наличием у них особых государственных наград и званий или заслуг перед обществом.
На основании Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей устанавливаются пособия по рождению ребенка и в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности, что объясняется, прежде всего, заботой государства о здоровье женщин и детей, а также влиянием на демографическую ситуацию в стране.
Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (с последующими изменениями и дополнениями).
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями).
Нетрудоспособность, презюмируемая законом. При достижении определенного возраста у человека в силу старения организма, длительного занятия определенными видами профессиональной деятельности и некоторых иных обстоятельств снижается либо полностью утрачивается способность к занятию трудовой деятельностью. Но это, однако, не означает, что фактическая трудоспособность снижается или утрачивается у всех граждан, которые в силу закона подлежат социальному обеспечению.
К примеру, военнослужащим по контракту по общему правилу пенсия за выслугу лет назначается, если он имеет специальный стаж (выслугу лет) не менее 20 лет. Можно предположить, что право на эту пенсию может возникнуть в возрасте 38 лет. Очевидно, что в таком возрасте в большинстве случаев гражданин не утрачивает способности к занятию трудовой деятельностью, т.е. он фактически является трудоспособным человеком. Но, тем не менее, в силу закона он признается нуждающимся в пенсионном обеспечении.
Временная нетрудоспособность. Данный вид основания нуждаемости характеризуется тем, что гражданин по определенным причинам временно не может выполнять трудовые обязанности в силу собственного заболевания или травмы, а также по иным причинам, объективно препятствующим продолжению работы, например, при уходе за заболевшим членом семьи, при карантине, при беременности и другим.
Законодатель исходит из того, что по истечении определенного непродолжительного временного отрезка, в частности, при прохождении лечения, его способность к труду будет восстановлена либо будут устранены иные причины, в силу которых он временно освобождался от исполнения трудовых обязанностей.
Данный вид нетрудоспособности, как правило, имеет юридическое значение для лиц, состоящих в трудовых правоотношениях.
Второй вид оснований нуждаемости связывается с малообеспеченностью граждан (семьи).
Под малообеспеченностью по действующему законодательству понимается такое имущественное положение гражданина (семьи), при котором среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Помимо понятия «малообеспеченность» с той же целью законодатель в ряде случаев использует термин «малоимущий граждан (семья)», однако по своей юридической природе и правовым последствиям данные категории являются равнозначными.
Третий вид оснований нуждаемости порождается различными экстремальными жизненными ситуациями. К таким обстоятельствам следует относить, например, утрату средств к существованию (в связи со смертью кормильца, безработицей и т.п.) и различных видов имущества из-за чрезвычайных ситуаций
социального (войны, вынужденная миграция населения и т.п.),
природного (наводнение, землетрясение, эпидемии, эпизоотии и т.п.),
техногенного (производственные аварии и катастрофы) характера.
Четвертый вид оснований нуждаемости – порождаемая иными обстоятельствами, специально предусмотренными законодательством. К таким случаям, в частности, относятся социальное обеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством, специальные меры по поддержке материнства и детства в Российской Федерации и некоторые другие.
- Федеральное агентство по образованию
- 1.2. Субъекты получения социально-обеспечительных предоставлений
- 1.3. Размер социально-обеспечительных предоставлений
- 1.4. Источник социально-обеспечительных предоставлений
- 1.5. Соотношение понятия «социальное обеспечение» со смежными категориями («социальная защита», «благотворительность», «социальное страхование»)
- 2.1. Предмет права социального обеспечения
- 2.2. Метод права социального обеспечения
- 2.3. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права
- 2.4. Применение системного подхода к праву социального обеспечения. Соотношение категорий «система» и «структура»
- 2.5. Нормы Общей части права социального обеспечения
- 2.6. Нормы Особенной части права социального обеспечения
- 2.7. Система науки права социального обеспечения
- 3.1. Понятие принципов в праве социального обеспечения
- 3.2. Классификация принципов права социального обеспечения
- 3.3. Понятие и особенности источников права социального обеспечения
- 3.4. Виды и общая характеристика источников права социального обеспечения
- 3.5. Способы систематизации законодательства о социальном обеспечении
- 3.6. Действие законодательства о социальном обеспечении
- 4.1. Общая характеристика исторических особенностей развития права социального обеспечения в России
- 4.2. Право социального обеспечения в период феодализма и буржуазных преобразований
- 4.3. Социалистический период права социального обеспечения
- 4.4. Современный (постсоциалистический) период развития законодательства в сфере социального обеспечения
- 5.1. Понятие и признаки вида социального обеспечения
- 5.2. Целевая направленность социально-обеспечительных предоставлений
- 5.3. Формы социально-обеспечительных предоставлений и организационно-правовые формы их осуществления
- 6.1. Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения
- 6.2. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений
- 6.3. Субъекты социально-обеспечительных правоотношений
- 6.4. Объекты и содержание социально-обеспечительных отношений
- 6.5. Виды социально-обеспечительных правоотношений
- 7.1. Понятие и виды стажа в праве социального обеспечения
- 7.1.1. Определение, юридическая природа и классификация стажа
- 7.1.2. Общий трудовой стаж
- 7.1.3. Страховой стаж
- 7.1.4. Специальный стаж
- 1. Особые условия труда.
- 7.2. Порядок исчисления стажа
- 7.2.1. Исчисление общего трудового стажа
- 7.2.2. Исчисление страхового (специального страхового) стажа
- 7.2.3. Исчисление выслуги лет
- 7.3. Правила подтверждения стажа в праве социального обеспечения
- 1) Подтверждение стажа документами.
- 2) Подтверждение стажа свидетельскими показаниями.
- 8.1. Понятие пенсионного права и его место в системе права социального обеспечения
- 8.2. Понятие и классификация пенсий
- 8.3. Финансовая система пенсионного обеспечения и субъекты пенсионного права
- 8.3.1. Финансовая система пенсионного обеспечения
- 8.3.2. Субъекты пенсионного права
- 8.4. Пенсии по возрасту
- 8.4.1. Страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.1. Страховые пенсии по возрасту на общих основаниях
- 8.4.1.2. Досрочные страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.1. Профессиональные досрочные пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.2. Досрочные пенсии в связи с семейным положением, по медико-биологическим критериям и в силу действия специальных нормативных правовых актов
- 8.4.1.3. Структура страховых пенсий по возрасту и порядок исчисления их размера
- 8.4.2. Государственные пенсии по возрасту
- 8.4.2.1. Социальные пенсии по возрасту. Размеры социальных пенсий по возрасту
- 8.4.2.2. Пенсии по возрасту гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 8.4.2.2.1. Категории пенсионеров
- 8.4.2.2.2. Условия назначения и размеры пенсий
- 8.5. Пенсии по инвалидности
- 8.5.1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
- 8.5.2. Порядок признания лица инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов и его правовые последствия
- 8.5.3. Страховые пенсии по инвалидности
- 8.5.3.2. Профессиональные страховые пенсии (страховые выплаты) по инвалидности. Исчисление пенсии (страховой выплаты)
- 8.5.4. Государственные пенсии по инвалидности
- 8.5.4.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим
- 8.5.4.1.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.5.4.1.2. Пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву
- 8.5.4.2. Пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войныи и гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"
- 8.5.4.3. Пенсии по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.5.4.4. Социальные пенсии по инвалидности
- 8.6. Пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.1. Понятие и правовая природа пенсии по случаю потери кормильца. Общие основания и условия назначения
- 8.6.2. Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца
- 8.6.3. Страховые пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.1. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.2. Особенности структуры страховой пенсии по случаю потери кормильца. Правовой режим средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного
- 8.6.3.3. Страховые пенсии (страховые выплаты) по случаю потери кормильца вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания
- 8.6.4. Государственные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.4.1. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
- 8.6.4.2. Пенсии по случаю потери кормильца гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.6.4.3. Социальные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.7. Пенсии за выслугу лет (за специальный стаж)
- 8.7.1. Пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.7.2. Пенсия за выслугу лет (стаж государственной службы) федеральным государственным служащим
- 8.7.3. Пожизненное денежное содержание судей
- 8.8. Стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям
- 8.9. Порядок назначения, приостановления и прекращения выплаты пенсии. Перерасчет и индексация пенсии
- 9.1. Понятие и виды пособий в праве социального обеспечения. Институт пособий в системе права социального обеспечения
- 9.2. Трудовые (страховые) пособия
- 9.2.1. Пособия по временной нетрудоспособности
- 9.2.2. Пособия, возмещающие затраты на восстановление здоровья, в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
- 9.2.3. Исчисление размера трудовых (страховых) пособий
- 9.3. Пособия гражданам, имеющим детей (семейные пособия)
- 9.4. Пособия в связи со специальным статусом нуждающегося или причиной нуждаемости
- 9.4.1. Пособие по безработице
- 9.4.2. Ритуальные услуги и пособие на погребение
- 9.4.3. Специальные пособия отдельным категориям нуждающихся
- 9.4.3.1. Пособия гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 9.4.3.2. Пособия пострадавшим от поствакцинального осложнения
- 9.4.3.3. Пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом, и членам их семей
- 9.4.3.4. Пособия военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 9.4.3.5. Пособие супругам кадровых военнослужащих
- 9.4.3.6. Пособия (страховые выплаты) по государственному личному страхованию
- 9.4.3.7. Пособия беженцам и вынужденным переселенцам
- 9.4.3.8. Пособия в случае утраты жилья и иного имущества
- 9.4.3.9. Пособия малоимущим гражданам
- 10.1. Понятие льгот в праве социального обеспечения. Место института льгот в системе права социального обеспечения
- 10.2. Классификация льгот
- 10.3. Тенденции развития законодательства о льготах в области социального обеспечения на современном этапе
- 11.1. Понятие государственной социальной помощи и ее виды
- 11.2. Обеспечение предметами первой необходимости
- 11.3. Компенсации в праве социального обеспечения
- 12.1. Понятие социальных и медицинских услуг и их место в системе права социального обеспечения
- 12.2. Принципы института социального и медицинского обслуживания
- 12.3. Социальное обслуживание населения
- 12.3.1. Понятие социального обслуживания
- 12.3.2. Субъекты социального обслуживания
- 12.3.3. Виды социальных услуг
- 12.3.4. Оплата социальных услуг. Прекращение социального обслуживания
- 12.4.2. Виды медицинских услуг
- 12.4.3. Организационно-правовые формы медицинского обслуживания
- 12.4.3.1. Медицинское обслуживание по системе обязательного медицинского страхования
- 12.4.3.2. Медицинское обслуживание за счет бюджетных средств
- 13.1. Понятие защиты прав субъектов в праве социального обеспечения
- 13.2. Формы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения