logo
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Д.В. Агашев В.С. Аракчеев А.В. Дворецкий

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Томск 2006

1.1. Определение понятия «социальное обеспечение»

С тем, чтобы изучить и понять суть, смысл, содержание, цели и задачи права социального обеспечения России, необходимо определиться в самом понятии «социальное обеспечение». Эта категория является сложным феноменом, в связи с чем она трактуется специалистами различных отраслей знаний по-разному. Поэтому даже в специальной юридической литературе трудно встретить одинаковые определения социального обеспечения. В целом представители юридической науки исходят из общей посылки о том, что социальное обеспечение – это принимаемые государством меры по оказанию помощи тем гражданам, которые по определенным причинам утрачивают либо не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к существованию. Несогласованность в понимании сути и содержания понятия «социальное обеспечение» можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, в законодательстве отсутствует соответствующее легальное определение и в принципе его не должно быть, поскольку это – собирательная правовая понятийная категория, выработанная на основе исторически сложившегося теоретико-правового осмысления, а также семантики рассматриваемого словосочетания.

Во-вторых, само научное осмысление этой категории как самостоятельного правового явления началось сравнительно недавно – в 60–70 гг. XX столетия, в связи с чем процесс формирования основных понятийных категорий далек от завершения.

В-третьих, законодательство о социальном обеспечении крайне нестабильно, постоянно изменяет свои приоритеты, что приводит к новации его конкретных целей и задач, правовых принципов, уровня содержания и помощи нуждающихся граждан и т.д. Как следствие, меняются и взгляды ученых на сущность и содержание этого явления общественной жизни, что и находит соответствующее отражение в предлагаемых определениях.

По общему правилу, гражданин нуждается в помощи со стороны, поскольку жизненная ситуация, в которой он оказался в силу каких-либо обстоятельств, не позволяет ему самостоятельно ее преодолеть либо это сопряжено с большим напряжением его сил (материальных затрат и т.д.). Поэтому нуждаемость, в целом, можно охарактеризовать как неудовлетворенную потребность в чем-либо.

Представляется, что для отражения исходных и истинных начал социального обеспечения в его дефиниции (понятии) следует определиться с ответом на такие наиболее важные вопросы: «кто», «что», «за чей счет», «в каком объеме» получает средства к существованию? Социальное обеспечение под этим углом зрения – это предоставления, направляемые в адрес нуждающихся граждан в виде содержания или оказания помощи для удовлетворения их алиментарных потребностей.

Субъекты, которые в соответствии с законодательством могут получить какое-либо предоставление социально-обеспечительного характера, могут быть объединены одним общим для всех свойством – состоянием нуждаемости. В научный оборот категория нуждаемости была введена сравнительно недавно в целях общего определения субъекта-получателя в социальном обеспечении.

В настоящее время общепризнанно, что право граждан на социальное обеспечение обуславливается различными обстоятельствами (нетрудоспособность, безработица, малообеспеченность, малолетний или преклонный возраст и т.п.), признаваемыми государством юридически значимыми, которые в своей совокупности, как правило, определяют состояние нуждаемости лица. Схематически это можно представить следующим образом (рис. 1.1):

Нуждаемость

нетрудоспособность:

1) нетрудоспособность, связанная с инвалидностью;

2) презюмируемая нетрудоспособность;

3) временная нетрудоспособность

малообеспеченность:

доход гражданина (семьи) ниже прожиточного минимума

экстремальная жизненная ситуация:

утрата средств к существованию или различных видов имущества в связи с чрезвычайными ситуациями (социальными, природными, техногенными)

порождаемая иными обстоятельствами, специально предусмотренными законодательством

Рис. 1.1. Обстоятельства, определяющие состояние нуждаемости лица

Первый вид оснований связан с нетрудоспособностью.

По смысловому значение нетрудоспособность понимается как неспособность к труду вследствие болезни, увечья и т.п..

Это такие категории физических лиц, которые не в состоянии себя материально обеспечить своим трудом и получаемым за него вознаграждением. При решении данного вопроса общество исходит не только из состояния здоровья граждан и их способности трудиться, но также из соображений общественной целесообразности и необходимости освобождать отдельные категории граждан от общественного труда. На основании изложенного можно выделить три вида нуждаемости вследствие нетрудоспособности.

Нетрудоспособность, связанная с инвалидностью. В большинстве своем данное основание нуждаемости связывается с ограничением способности к занятию трудовой деятельностью в связи с состоянием здоровья человека, которое приводит к признанию его инвалидом. Инвалидность же, согласно действующему законодательству, понимается значительно шире.

Например, в соответствии с Законом о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией некоторым лицам, уже получающим пенсию, устанавливается дополнительная выплата в связи с наличием у них особых государственных наград и званий или заслуг перед обществом.

На основании Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей устанавливаются пособия по рождению ребенка и в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности, что объясняется, прежде всего, заботой государства о здоровье женщин и детей, а также влиянием на демографическую ситуацию в стране.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (с последующими изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями).

Нетрудоспособность, презюмируемая законом. При достижении определенного возраста у человека в силу старения организма, длительного занятия определенными видами профессиональной деятельности и некоторых иных обстоятельств снижается либо полностью утрачивается способность к занятию трудовой деятельностью. Но это, однако, не означает, что фактическая трудоспособность снижается или утрачивается у всех граждан, которые в силу закона подлежат социальному обеспечению.

К примеру, военнослужащим по контракту по общему правилу пенсия за выслугу лет назначается, если он имеет специальный стаж (выслугу лет) не менее 20 лет. Можно предположить, что право на эту пенсию может возникнуть в возрасте 38 лет. Очевидно, что в таком возрасте в большинстве случаев гражданин не утрачивает способности к занятию трудовой деятельностью, т.е. он фактически является трудоспособным человеком. Но, тем не менее, в силу закона он признается нуждающимся в пенсионном обеспечении.

Временная нетрудоспособность. Данный вид основания нуждаемости характеризуется тем, что гражданин по определенным причинам временно не может выполнять трудовые обязанности в силу собственного заболевания или травмы, а также по иным причинам, объективно препятствующим продолжению работы, например, при уходе за заболевшим членом семьи, при карантине, при беременности и другим.

Законодатель исходит из того, что по истечении определенного непродолжительного временного отрезка, в частности, при прохождении лечения, его способность к труду будет восстановлена либо будут устранены иные причины, в силу которых он временно освобождался от исполнения трудовых обязанностей.

Данный вид нетрудоспособности, как правило, имеет юридическое значение для лиц, состоящих в трудовых правоотношениях.

Второй вид оснований нуждаемости связывается с малообеспеченностью граждан (семьи).

Под малообеспеченностью по действующему законодательству понимается такое имущественное положение гражданина (семьи), при котором среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Помимо понятия «малообеспеченность» с той же целью законодатель в ряде случаев использует термин «малоимущий граждан (семья)», однако по своей юридической природе и правовым последствиям данные категории являются равнозначными.

Третий вид оснований нуждаемости порождается различными экстремальными жизненными ситуациями. К таким обстоятельствам следует относить, например, утрату средств к существованию (в связи со смертью кормильца, безработицей и т.п.) и различных видов имущества из-за чрезвычайных ситуаций

социального (войны, вынужденная миграция населения и т.п.),

природного (наводнение, землетрясение, эпидемии, эпизоотии и т.п.),

техногенного (производственные аварии и катастрофы) характера.

Четвертый вид оснований нуждаемости – порождаемая иными обстоятельствами, специально предусмотренными законодательством. К таким случаям, в частности, относятся социальное обеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством, специальные меры по поддержке материнства и детства в Российской Федерации и некоторые другие.