5.3. Формы социально-обеспечительных предоставлений и организационно-правовые формы их осуществления
Следующим по своей значимости основанием деления социально-обеспечительных предоставлений на виды является их форма. Действующее законодательство закрепляет всего две формы таких предоставлений: денежную и натуральную. В денежной форме предоставляются:
1) все виды и разновидности пенсий;
2) пособия во всех их разновидностях;
В натуральной форме осуществляется:
1) содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов;
2) санаторно-курортное лечение, иные виды медицинских услуг;
3) предметы первой необходимости;
4) компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными катастрофами и т.д.;
5) льготы, в частности, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и т.д.
Третьим основанием классификации социально-обеспечительных предоставлений являются организационно-правовые формы их осуществления. Согласно данному критерию в настоящее время все виды социального обеспечения подразделяются:
1) на государственное обеспечение, финансируемое за счет средств бюджетов всех трех уровней – федерального, регионального (субъектов федерации) и муниципального;
2) страховое обеспечение, которое осуществляется за счет страховых платежей в государственные внебюджетные фонды;
3) негосударственное обеспечение, осуществляемое на основании добровольного договорного регулирования. Это, в частности, негосударственное пенсионное обеспечение, социальное обслуживание частными организациями.
Согласно ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение относится к совместному ведению федерации и ее субъектов. Такое распределение бремени исполнения обязанности по содержанию и оказанию помощи нуждающимся категориям граждан дает возможность выделения еще одного классификационного критерия, по которому виды социального обеспечения подразделяются на три группы:
федеральные предоставления,
региональные (субъектов Федерации) предоставления,
муниципальные предоставления.
Основу системы социального обеспечения составляет федеральный уровень предоставлений, который дополняется (а в ряде случаев восполняется) региональным и муниципальным уровнями.
С проведением реформ в политической и, как следствие, в экономической и правовой сферах жизни нашего общества произошло перераспределение бремени несения этой обязанности с явно выраженной тенденцией сохранения за федеральной властью обязанности установления определенных стандартов в сфере социального обеспечения и их финансирования. В рамки этих стандартов (например, минимальный размер пенсий, пособий, федеральный перечень обязательных социальных услуг и т.д.) субъекты Федерации вмешиваться не вправе, если такое вмешательство может снизить уровень гарантий прав нуждающихся граждан, но их превышение не только допускается, но и поощряется.
Одновременно все яснее проявляется и вторая тенденция, состоящая в том, что федеральный центр стремится переложить часть своих обязанностей на субъекты Федерации и муниципальные образования, что наиболее отчетливо проявилось в изменении политики государства по предоставлению льгот, в частности, ветеранам труда.
Наряду с тем, что на субъекты Федерации и муниципальные образования возложена обязанность по финансовому обеспечению некоторых из видов предоставлений, традиционно финансируемых за счет средств федерального бюджета, они также управомочены на разработку собственных мероприятий по оказанию помощи и содержанию проживающих на соответствующих территориях категорий нуждающихся граждан.
Важнейшим классификационным критерием являются основания и условия права граждан на определенные предоставления.
Например, заслуги перед государством порождают право на льготы и ежемесячные доплаты (выплаты) к пенсиям, последствия стихийных катастроф – право на компенсации, наличие детей – право на различные пособия, малообеспеченность – право на государственную социальную помощь, возраст – право на пенсию и т.д.
Виды социального обеспечения можно классифицировать и по иным основаниям, но они не имеют столь широкого и часто встречающегося в практике их правового закрепления распространения. Вместе с тем при изучении вопроса о классификации социально-обеспечительных предоставлений следует иметь в виду, что наличие различных оснований и их множество автоматически не приводит к выводу о том, что в законодательстве как прошлом, так и в действующем закреплено такое их количество, что оно дает основание для вывода о существовании в праве принципа многообразия видов социального обеспечения. Такой вывод не соответствовал и не соответствует действительности. Законодательство, утратившее силу, и законодательство настоящего времени закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения, что, естественно, не свидетельствует об их многообразии. Это:
1) пенсии;
2) пособия;
3) социально-обеспечительные компенсации;
4) льготы;
5) социальные и медицинские услуги;
6) предметы первой необходимости.
Разнообразие подвидов, следовательно, не приводит к формированию многовидового социального обеспечения, да в этом и нет необходимости, о чем свидетельствует не только российское законодательство, но и мировой опыт.
Один и тот же вид социального обеспечения может быть объектом регулирующего воздействия как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации (один классификационный критерий), одновременно он может финансироваться из бюджетных ассигнований и страховых взносов (другой критерий).
Поэтому теория права, исследуя позиции законодательной практики, одновременно классифицирует и таким способом анализирует одно и то же правовое явление с различных позиций, под различным углом зрения, что и приводит к ситуации, когда число видов социального обеспечения может быть равным, а возможно, и меньшим по сравнению с теми основаниями, в соответствии с которыми осуществляется их классификация на законодательном уровне.
Таким образом, действующее законодательство закрепляет шесть видов социального обеспечения: пенсии, пособия, социально-обеспечительные компенсации, льготы, социально-медицинские услуги и предметы первой необходимости. Каждый из указанных видов, как правило, состоит из определенного числа разновидностей. Причем, если виды социального обеспечения имеют устойчивый, стабильный характер, то их разновидности постоянно изменяются, варьируются в зависимости от конкретных политических, экономических и других условий, в которых находится государство на определенном этапе его исторического существования.
- Федеральное агентство по образованию
- 1.2. Субъекты получения социально-обеспечительных предоставлений
- 1.3. Размер социально-обеспечительных предоставлений
- 1.4. Источник социально-обеспечительных предоставлений
- 1.5. Соотношение понятия «социальное обеспечение» со смежными категориями («социальная защита», «благотворительность», «социальное страхование»)
- 2.1. Предмет права социального обеспечения
- 2.2. Метод права социального обеспечения
- 2.3. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права
- 2.4. Применение системного подхода к праву социального обеспечения. Соотношение категорий «система» и «структура»
- 2.5. Нормы Общей части права социального обеспечения
- 2.6. Нормы Особенной части права социального обеспечения
- 2.7. Система науки права социального обеспечения
- 3.1. Понятие принципов в праве социального обеспечения
- 3.2. Классификация принципов права социального обеспечения
- 3.3. Понятие и особенности источников права социального обеспечения
- 3.4. Виды и общая характеристика источников права социального обеспечения
- 3.5. Способы систематизации законодательства о социальном обеспечении
- 3.6. Действие законодательства о социальном обеспечении
- 4.1. Общая характеристика исторических особенностей развития права социального обеспечения в России
- 4.2. Право социального обеспечения в период феодализма и буржуазных преобразований
- 4.3. Социалистический период права социального обеспечения
- 4.4. Современный (постсоциалистический) период развития законодательства в сфере социального обеспечения
- 5.1. Понятие и признаки вида социального обеспечения
- 5.2. Целевая направленность социально-обеспечительных предоставлений
- 5.3. Формы социально-обеспечительных предоставлений и организационно-правовые формы их осуществления
- 6.1. Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения
- 6.2. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений
- 6.3. Субъекты социально-обеспечительных правоотношений
- 6.4. Объекты и содержание социально-обеспечительных отношений
- 6.5. Виды социально-обеспечительных правоотношений
- 7.1. Понятие и виды стажа в праве социального обеспечения
- 7.1.1. Определение, юридическая природа и классификация стажа
- 7.1.2. Общий трудовой стаж
- 7.1.3. Страховой стаж
- 7.1.4. Специальный стаж
- 1. Особые условия труда.
- 7.2. Порядок исчисления стажа
- 7.2.1. Исчисление общего трудового стажа
- 7.2.2. Исчисление страхового (специального страхового) стажа
- 7.2.3. Исчисление выслуги лет
- 7.3. Правила подтверждения стажа в праве социального обеспечения
- 1) Подтверждение стажа документами.
- 2) Подтверждение стажа свидетельскими показаниями.
- 8.1. Понятие пенсионного права и его место в системе права социального обеспечения
- 8.2. Понятие и классификация пенсий
- 8.3. Финансовая система пенсионного обеспечения и субъекты пенсионного права
- 8.3.1. Финансовая система пенсионного обеспечения
- 8.3.2. Субъекты пенсионного права
- 8.4. Пенсии по возрасту
- 8.4.1. Страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.1. Страховые пенсии по возрасту на общих основаниях
- 8.4.1.2. Досрочные страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.1. Профессиональные досрочные пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.2. Досрочные пенсии в связи с семейным положением, по медико-биологическим критериям и в силу действия специальных нормативных правовых актов
- 8.4.1.3. Структура страховых пенсий по возрасту и порядок исчисления их размера
- 8.4.2. Государственные пенсии по возрасту
- 8.4.2.1. Социальные пенсии по возрасту. Размеры социальных пенсий по возрасту
- 8.4.2.2. Пенсии по возрасту гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 8.4.2.2.1. Категории пенсионеров
- 8.4.2.2.2. Условия назначения и размеры пенсий
- 8.5. Пенсии по инвалидности
- 8.5.1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
- 8.5.2. Порядок признания лица инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов и его правовые последствия
- 8.5.3. Страховые пенсии по инвалидности
- 8.5.3.2. Профессиональные страховые пенсии (страховые выплаты) по инвалидности. Исчисление пенсии (страховой выплаты)
- 8.5.4. Государственные пенсии по инвалидности
- 8.5.4.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим
- 8.5.4.1.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.5.4.1.2. Пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву
- 8.5.4.2. Пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войныи и гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"
- 8.5.4.3. Пенсии по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.5.4.4. Социальные пенсии по инвалидности
- 8.6. Пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.1. Понятие и правовая природа пенсии по случаю потери кормильца. Общие основания и условия назначения
- 8.6.2. Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца
- 8.6.3. Страховые пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.1. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.2. Особенности структуры страховой пенсии по случаю потери кормильца. Правовой режим средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного
- 8.6.3.3. Страховые пенсии (страховые выплаты) по случаю потери кормильца вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания
- 8.6.4. Государственные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.4.1. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
- 8.6.4.2. Пенсии по случаю потери кормильца гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.6.4.3. Социальные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.7. Пенсии за выслугу лет (за специальный стаж)
- 8.7.1. Пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.7.2. Пенсия за выслугу лет (стаж государственной службы) федеральным государственным служащим
- 8.7.3. Пожизненное денежное содержание судей
- 8.8. Стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям
- 8.9. Порядок назначения, приостановления и прекращения выплаты пенсии. Перерасчет и индексация пенсии
- 9.1. Понятие и виды пособий в праве социального обеспечения. Институт пособий в системе права социального обеспечения
- 9.2. Трудовые (страховые) пособия
- 9.2.1. Пособия по временной нетрудоспособности
- 9.2.2. Пособия, возмещающие затраты на восстановление здоровья, в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
- 9.2.3. Исчисление размера трудовых (страховых) пособий
- 9.3. Пособия гражданам, имеющим детей (семейные пособия)
- 9.4. Пособия в связи со специальным статусом нуждающегося или причиной нуждаемости
- 9.4.1. Пособие по безработице
- 9.4.2. Ритуальные услуги и пособие на погребение
- 9.4.3. Специальные пособия отдельным категориям нуждающихся
- 9.4.3.1. Пособия гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 9.4.3.2. Пособия пострадавшим от поствакцинального осложнения
- 9.4.3.3. Пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом, и членам их семей
- 9.4.3.4. Пособия военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 9.4.3.5. Пособие супругам кадровых военнослужащих
- 9.4.3.6. Пособия (страховые выплаты) по государственному личному страхованию
- 9.4.3.7. Пособия беженцам и вынужденным переселенцам
- 9.4.3.8. Пособия в случае утраты жилья и иного имущества
- 9.4.3.9. Пособия малоимущим гражданам
- 10.1. Понятие льгот в праве социального обеспечения. Место института льгот в системе права социального обеспечения
- 10.2. Классификация льгот
- 10.3. Тенденции развития законодательства о льготах в области социального обеспечения на современном этапе
- 11.1. Понятие государственной социальной помощи и ее виды
- 11.2. Обеспечение предметами первой необходимости
- 11.3. Компенсации в праве социального обеспечения
- 12.1. Понятие социальных и медицинских услуг и их место в системе права социального обеспечения
- 12.2. Принципы института социального и медицинского обслуживания
- 12.3. Социальное обслуживание населения
- 12.3.1. Понятие социального обслуживания
- 12.3.2. Субъекты социального обслуживания
- 12.3.3. Виды социальных услуг
- 12.3.4. Оплата социальных услуг. Прекращение социального обслуживания
- 12.4.2. Виды медицинских услуг
- 12.4.3. Организационно-правовые формы медицинского обслуживания
- 12.4.3.1. Медицинское обслуживание по системе обязательного медицинского страхования
- 12.4.3.2. Медицинское обслуживание за счет бюджетных средств
- 13.1. Понятие защиты прав субъектов в праве социального обеспечения
- 13.2. Формы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения