logo
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

6.3. Субъекты социально-обеспечительных правоотношений

Несмотря на сходство понятий «субъект права» и «субъект правоотношения», эти явления различны.

Субъект права – это формальный обладатель прав и обязанностей, потенциально способный их реализовать.

Непосредственно же реализация прав и приобретение обязанностей осуществляется лишь посредством фактического вступления субъекта права в правовое отношение с иными субъектами данной правовой отрасли – так появляется субъект правоотношения.

Состав субъектов социально-обеспечительного правоотношения различается в зависимости от его разновидности. Так, в правоотношениях по поводу предоставления отдельных видов социального обеспечения (материальных правоотношениях) субъектами являются нуждающийся, с одной стороны, и орган социального обеспечения, – с другой.

В целом субъектный состав процедурных правоотношений совпадает с составом материальных правоотношений. В то же время в процедурных правоотношениях, связанных с установлением юридических фактов, имеющих значение для социального обеспечения, в ряде случаев появляется специальный орган, на который нормами права возложены обязанности по установлению юридических фактов.

Так, факт инвалидности вправе устанавливать только медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК) или военно-врачебная комиссия (ВВК), наличие и подтверждение стажа на соответствующих видах работ (специального стажа), а также факт иждивения могут быть установлены судом.

Под правоспособностью обычно понимается неотъемлемое юридическое качество субъекта, отражающее возможность индивида иметь, в силу норм права, субъективные права и юридические обязанности. В связи с тем, что права и обязанности субъектов закрепляются в нормах различных отраслей права, в юридической литературе было введено понятие отраслевой правоспособности, под которой имеется в виду общая возможность обладания правами и несения обязанностей в определенной сфере правового регулирования, в частности, в области социально-обеспечительных отношений.

Специальная правоспособность возникает с возникновением юридического факта, с которым законодатель связывает возможность вступления в социально-обеспечительное правоотношение определенного вида.

Кроме того, нередко правом на получение определенного вида обеспечения законодатель наделяет отдельные категории граждан в зависимости от характера осуществляемой деятельности, общественных или государственных заслуг и других обстоятельств. Специальная правоспособность перечисленных категорий граждан определяется их, так называемой, правовой ролью, под которой понимается правовое положение гражданина, которое он занимал до установления ему социально-обеспечительного статуса. Таким образом, следует выделять в праве социального обеспечения как отраслевую, так и специальную правоспособности.

Героев Советского Союза, Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, депутатов, судей, государственных служащих, ветеранов и других.

Для уяснения специфики дееспособности в праве социального обеспечения необходимо иметь в виду, что она состоит из двух видов: 1) дееспособность в процедурных правоотношениях и 2) дееспособность в материальных правоотношениях.

Дееспособность (в качестве элемента социально-обеспечительной правосубъектности) как правовое явление, отражающее способность своими действиями осуществлять принадлежащие нуждающемуся права в сфере социального обеспечения, может быть реализована не в любое время и не при любых обстоятельствах, а лишь при соблюдении различных требований (в том числе к управомоченным субъектам), очерченных социально-обеспечительным законодательством. Дееспособность и правоспособность в праве социального обеспечения в силу действия юридических фактов возникают одновременно и образуют единое качество социально-обеспечительной правосубъектности.

Характеризуя правосубъектность, необходимо учитывать, что ее составным элементом, по общему правилу, является также деликтоспособность, т.е. способность лица нести ответственность за правонарушения. Особенностью социально-обеспечительной правосубъектности является то, что в ее составе этот элемент отсутствует.

Особенностью компетенции органов социального обеспечения является то, что она, в отличие от правосубъектности физических лиц, всегда является специальной, другими словами – соответствующий орган социального обеспечения управомочен осуществлять только такие действия, которые в отношении него непосредственно определены действующим законодательством, т.е. он не вправе выходить за пределы своих полномочий.

Особенностью семьи как субъекта социально-обеспечительного правоотношения, именуемой в литературе коллективным субъектом, является то, что правосубъектность у нее возникает лишь тогда, когда появляются обстоятельства, с которыми законодатель связывает наличие именно у семьи права на получение отдельных видов социального обеспечения, что может быть обусловлено, в частности, снижением совокупного дохода семьи.

Говоря о статусе органа социального обеспечения в социально-обеспечительном правоотношении, следует указать, что он преимущественно исполняет очерченный законодателем круг обязанностей в сфере социального обеспечения, но не обладает субъективным материальным интересом в отношении определенного вида социального обеспечения или в установлении юридического факта.

Поэтому более полезным будет рассмотрение правосубъектности органа социального обеспечения в качестве реализации компетенции (совокупности полномочий) в социально-обеспечительном правоотношении.