3.2. Классификация принципов права социального обеспечения
Следуя системно-структурному построению права России, все правовые принципы принято делить на четыре группы:
1)общеправовые, в соответствии и на основании которой осуществляется строение всей правовой системы нашего государства;
Из числа общеправовых наибольшее значение для правового регулирования социально-обеспечительных отношений имеют такие принципы, как гуманизм, справедливость и законность.
Суть принципа гуманизма проявляется в ст. 7: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», и в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1.
Наряду с указанными статьями Конституции РФ для получения более полного представления о сущности принципа гуманизма следует проанализировать главу II этого закона (ст. 17-64).
Причины и обстоятельства, в силу которых человек утрачивает самостоятельный источник средств к существованию либо не имеет возможности его приобрести, различны. Поэтому государство в отношении этих субъектов проводит не только адресную, но и избирательную справедливую социально-обеспечительную политику, отдавая предпочтение тем, кто внес больший вклад в решение общезначимых задач по сравнению с теми, кто не принимал участия в общественно-полезной деятельности.
Одним из проявлений принципа законности является строгая иерархическая подчиненность нормативных актов меньшей юридической силы актам с большей юридической силой, в частности, верховенство законов над иными нормативно-правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями, нормативными приказами и т.д.).
2)межотраслевые, призванные формировать правовую политику нескольких отраслей с совпадающими в той или иной степени целями, задачами и даже отчасти предметом правового регулирования;
Существование таких принципов обусловлено совпадением в известной степени предметов правового регулирования. Сфера применения норм права социального обеспечения совпадает и пересекается с предметом семейного, жилищного, трудового и даже такой отрасли, как уголовно-исполнительное право. К их числу, в частности, можно отнести принцип права на охрану здоровья, на защиту от безработицы, поддержки семьи, материнства и детства, защиту от бедности и т.д.
3)отраслевые, характерные для формирования механизма правового регулирования определенной области общественных отношений; Право социального обеспечения основывается на следующих отраслевых правовых принципах:
Всеобщность обеспечения.
Первым и наиважнейшим принципом права социального обеспечения является общепризнанная цивилизованным мировым сообществом идея об его всеобщности, то есть охвате нормами данной отрасли всех категорий нуждающихся граждан. Суть принципа всеобщности социального обеспечения проявляется в том, что каждый, кто утрачивает самостоятельный источник средств к существованию, вправе претендовать на государственное содействие в виде получения пенсии, пособия, на предоставления предметов первой необходимости и т.д.
Обеспечение на уровне удовлетворения алиментарных потребностей нуждающихся граждан.
Обязанности государства по содержанию человека ограничиваются необходимостью удовлетворения только алиментарных потребностей, то есть потребностей, которые бы создавали условия не для комфортного, изобильного существования, а для естественного и, прежде всего, физиологического существования человека. Отраслевой принцип, в соответствии с которым устанавливается определенный уровень социального обеспечения, следует понимать как закрепленную в праве идею, состоящую в обязанности государства по предоставлению нуждающимся гражданам средств и услуг, необходимых для удовлетворения их алиментарных потребностей2.
Алиментарные потребности – это то, без чего человек, как биосоциальное существо, не в состоянии функционировать. Это, в частности, предметы первой необходимости (одежда, обувь, питание, жилище, средства общения, свет, тепло и т.д.). Потребности, превышающие этот уровень, могут и должны удовлетворяться за счет личных доходов и сбережений, семейного бюджета и иных источников.
Адресность социально-обеспечительных предоставлений.
Цель принципа адресности состоит не в идее охватить всех и каждого системой мер по социальному обеспечению, а, напротив, не допустить, исключить возможность включения в категорию нуждающихся лиц тех, кто в действительности не нуждается и в состоянии иметь собственный источник средств к существованию. Иначе эту же мысль можно сформулировать таким образом: принцип адресности предотвращает превращение социального обеспечения в такое негативное явление, как социальное иждивение.
Обеспечение за счет общественных и (или) обобществленных средств.
Социальное обеспечение осуществляется за счет общественных и (или) обобществленных средств. Оно, безусловно, является государственным; утратив государственно-правовую природу, оно перестанет быть социальным, превратится в частное, добровольное и еще какое-то иное. Но такое определение правильно лишь по форме, поскольку в основной своей массе средства на социальное обеспечение являются государственными. В структуре этих средств следует также выделять страховые платежи в специальные внебюджетные фонды. Формально – это государственные средства, фактически же – индивидуальные средства застрахованных лиц, которые направляются в консолидированные бюджеты этих фондов, в которых и происходит их обобществление.
Солидарность.
Суть принципа солидарности состоит в том, что подавляющая часть нуждающихся граждан обеспечивается не за счет собственных накоплений, доходов, а за счет тех средств, которые поступают от результатов, в большинстве своем, деятельности трудоактивной части населения страны. Во всех этих случаях организованное на государственном уровне сообщество граждан как бы солидаризируется с теми, кто в силу различных обстоятельств лишается частично или полностью возможности к самообеспечению и выражает свою сопричастность к таким ситуациям.
Гибкость и приспособляемость видов социального обеспечения.
Принцип гибкости и приспособляемости видов социального обеспечения. Право социального обеспечения относится к частно-публичным отраслям права России. Государство в своей социально-обеспечительной политике постоянно маневрирует посредством модификации отдельных видов предоставлений между частными и публичными интересами. Нормотворческие органы руководствуются идеей: не изобретать новых, а приспособить существующие виды социального обеспечения для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан на текущий момент. В этом, собственно, и состоит суть рассмотренного правового принципа.
4)внутриотраслевые правовые принципы, к которым относятся принципы:
подотраслей права;
правовых институтов;
субинститутов права.
- Федеральное агентство по образованию
- 1.2. Субъекты получения социально-обеспечительных предоставлений
- 1.3. Размер социально-обеспечительных предоставлений
- 1.4. Источник социально-обеспечительных предоставлений
- 1.5. Соотношение понятия «социальное обеспечение» со смежными категориями («социальная защита», «благотворительность», «социальное страхование»)
- 2.1. Предмет права социального обеспечения
- 2.2. Метод права социального обеспечения
- 2.3. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права
- 2.4. Применение системного подхода к праву социального обеспечения. Соотношение категорий «система» и «структура»
- 2.5. Нормы Общей части права социального обеспечения
- 2.6. Нормы Особенной части права социального обеспечения
- 2.7. Система науки права социального обеспечения
- 3.1. Понятие принципов в праве социального обеспечения
- 3.2. Классификация принципов права социального обеспечения
- 3.3. Понятие и особенности источников права социального обеспечения
- 3.4. Виды и общая характеристика источников права социального обеспечения
- 3.5. Способы систематизации законодательства о социальном обеспечении
- 3.6. Действие законодательства о социальном обеспечении
- 4.1. Общая характеристика исторических особенностей развития права социального обеспечения в России
- 4.2. Право социального обеспечения в период феодализма и буржуазных преобразований
- 4.3. Социалистический период права социального обеспечения
- 4.4. Современный (постсоциалистический) период развития законодательства в сфере социального обеспечения
- 5.1. Понятие и признаки вида социального обеспечения
- 5.2. Целевая направленность социально-обеспечительных предоставлений
- 5.3. Формы социально-обеспечительных предоставлений и организационно-правовые формы их осуществления
- 6.1. Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения
- 6.2. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений
- 6.3. Субъекты социально-обеспечительных правоотношений
- 6.4. Объекты и содержание социально-обеспечительных отношений
- 6.5. Виды социально-обеспечительных правоотношений
- 7.1. Понятие и виды стажа в праве социального обеспечения
- 7.1.1. Определение, юридическая природа и классификация стажа
- 7.1.2. Общий трудовой стаж
- 7.1.3. Страховой стаж
- 7.1.4. Специальный стаж
- 1. Особые условия труда.
- 7.2. Порядок исчисления стажа
- 7.2.1. Исчисление общего трудового стажа
- 7.2.2. Исчисление страхового (специального страхового) стажа
- 7.2.3. Исчисление выслуги лет
- 7.3. Правила подтверждения стажа в праве социального обеспечения
- 1) Подтверждение стажа документами.
- 2) Подтверждение стажа свидетельскими показаниями.
- 8.1. Понятие пенсионного права и его место в системе права социального обеспечения
- 8.2. Понятие и классификация пенсий
- 8.3. Финансовая система пенсионного обеспечения и субъекты пенсионного права
- 8.3.1. Финансовая система пенсионного обеспечения
- 8.3.2. Субъекты пенсионного права
- 8.4. Пенсии по возрасту
- 8.4.1. Страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.1. Страховые пенсии по возрасту на общих основаниях
- 8.4.1.2. Досрочные страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.1. Профессиональные досрочные пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.2. Досрочные пенсии в связи с семейным положением, по медико-биологическим критериям и в силу действия специальных нормативных правовых актов
- 8.4.1.3. Структура страховых пенсий по возрасту и порядок исчисления их размера
- 8.4.2. Государственные пенсии по возрасту
- 8.4.2.1. Социальные пенсии по возрасту. Размеры социальных пенсий по возрасту
- 8.4.2.2. Пенсии по возрасту гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 8.4.2.2.1. Категории пенсионеров
- 8.4.2.2.2. Условия назначения и размеры пенсий
- 8.5. Пенсии по инвалидности
- 8.5.1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
- 8.5.2. Порядок признания лица инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов и его правовые последствия
- 8.5.3. Страховые пенсии по инвалидности
- 8.5.3.2. Профессиональные страховые пенсии (страховые выплаты) по инвалидности. Исчисление пенсии (страховой выплаты)
- 8.5.4. Государственные пенсии по инвалидности
- 8.5.4.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим
- 8.5.4.1.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.5.4.1.2. Пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву
- 8.5.4.2. Пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войныи и гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"
- 8.5.4.3. Пенсии по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.5.4.4. Социальные пенсии по инвалидности
- 8.6. Пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.1. Понятие и правовая природа пенсии по случаю потери кормильца. Общие основания и условия назначения
- 8.6.2. Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца
- 8.6.3. Страховые пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.1. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.2. Особенности структуры страховой пенсии по случаю потери кормильца. Правовой режим средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного
- 8.6.3.3. Страховые пенсии (страховые выплаты) по случаю потери кормильца вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания
- 8.6.4. Государственные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.4.1. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
- 8.6.4.2. Пенсии по случаю потери кормильца гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.6.4.3. Социальные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.7. Пенсии за выслугу лет (за специальный стаж)
- 8.7.1. Пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.7.2. Пенсия за выслугу лет (стаж государственной службы) федеральным государственным служащим
- 8.7.3. Пожизненное денежное содержание судей
- 8.8. Стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям
- 8.9. Порядок назначения, приостановления и прекращения выплаты пенсии. Перерасчет и индексация пенсии
- 9.1. Понятие и виды пособий в праве социального обеспечения. Институт пособий в системе права социального обеспечения
- 9.2. Трудовые (страховые) пособия
- 9.2.1. Пособия по временной нетрудоспособности
- 9.2.2. Пособия, возмещающие затраты на восстановление здоровья, в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
- 9.2.3. Исчисление размера трудовых (страховых) пособий
- 9.3. Пособия гражданам, имеющим детей (семейные пособия)
- 9.4. Пособия в связи со специальным статусом нуждающегося или причиной нуждаемости
- 9.4.1. Пособие по безработице
- 9.4.2. Ритуальные услуги и пособие на погребение
- 9.4.3. Специальные пособия отдельным категориям нуждающихся
- 9.4.3.1. Пособия гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 9.4.3.2. Пособия пострадавшим от поствакцинального осложнения
- 9.4.3.3. Пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом, и членам их семей
- 9.4.3.4. Пособия военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 9.4.3.5. Пособие супругам кадровых военнослужащих
- 9.4.3.6. Пособия (страховые выплаты) по государственному личному страхованию
- 9.4.3.7. Пособия беженцам и вынужденным переселенцам
- 9.4.3.8. Пособия в случае утраты жилья и иного имущества
- 9.4.3.9. Пособия малоимущим гражданам
- 10.1. Понятие льгот в праве социального обеспечения. Место института льгот в системе права социального обеспечения
- 10.2. Классификация льгот
- 10.3. Тенденции развития законодательства о льготах в области социального обеспечения на современном этапе
- 11.1. Понятие государственной социальной помощи и ее виды
- 11.2. Обеспечение предметами первой необходимости
- 11.3. Компенсации в праве социального обеспечения
- 12.1. Понятие социальных и медицинских услуг и их место в системе права социального обеспечения
- 12.2. Принципы института социального и медицинского обслуживания
- 12.3. Социальное обслуживание населения
- 12.3.1. Понятие социального обслуживания
- 12.3.2. Субъекты социального обслуживания
- 12.3.3. Виды социальных услуг
- 12.3.4. Оплата социальных услуг. Прекращение социального обслуживания
- 12.4.2. Виды медицинских услуг
- 12.4.3. Организационно-правовые формы медицинского обслуживания
- 12.4.3.1. Медицинское обслуживание по системе обязательного медицинского страхования
- 12.4.3.2. Медицинское обслуживание за счет бюджетных средств
- 13.1. Понятие защиты прав субъектов в праве социального обеспечения
- 13.2. Формы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения