15.7 Прокурорский надзор
Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории России. Это ее основная функция. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и негосударственными образованиями.
Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ (включая Главную военную прокуратуру), прокуроры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах областных или районных прокуратур.
Предметы прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти (так называемого общего надзора) определены Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Предметами общего надзора прокуратуры являются: во-первых, соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; во-вторых, соответствие законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами и должностными лицами; в-третьих, соблюдение прав и свобод человека и гражданина этими органами и должностными лицами; в-четвертых, исполнение законов судебными приставами, которые находятся в системе органов управления юстицией, и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
Перечень органов и должностных лиц, на действия и акты которых распространяется прокурорский (общий) надзор, является исчерпывающим. Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента.
В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции и законам РФ Генеральный прокурор страны, как это предусмотрено ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 17 ноября 1995 г., информирует об этом Президента. Цель такой информации – обеспечить условия для принятия мер по приведению данного акта в соответствие с законом.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в их оперативно-хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления. Прокурор не имеет права приказывать поднадзорному ему субъекту.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Органы прокуратуры призваны решать сложнейшие задачи по обеспечению твердого правового режима переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, по охране государственной собственности, соблюдению государственной и трудовой дисциплины. Основное внимание органы прокуратуры сосредоточивают на осуществлении действенного надзора за тем, как руководители министерств и других органов управления, должностные лица выполняют свои обязанности по соблюдению законов, оказывая им необходимую помощь в этом деле, своевременно выявляя и пресекая нарушения законов.
Федеральный закон определяет полномочия прокурора при проведении проверок. По предъявлении служебного удостоверения прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения законов. Он вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам, информациям и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Несоответствием закону актов поднадзорных органов и должностных лиц считаются: отсутствие предусмотренных в законе фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания соответствующих подзаконных актов; издание подзаконного акта во исполнение отмененного либо утратившего силу закона; произвольное толкование или умышленное искажение положений закона, обусловившее принятие противоречащего ему подзаконного акта; несоблюдение правил, сроков, формы и процедуры издания нормативных актов.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок зашиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного вреда.
Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. определены формы реагирования прокурора на выявленные нарушения законности.
Протест прокурора – это его реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. В протесте прокурор вправе требовать отмены акта или приведения его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать его. Установлен образец оформления протеста.
Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Каждое представление индивидуально по своему содержанию. Оно вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.
Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
- Часть первая. Основные институты административного права Тема № 1. Понятие административного права
- 1.1 Предмет административного права и исполнительная власть
- 1.2 Нормы административного права
- 1.3 Административно-правовые отношения
- 1.4 Метод административного права
- 1.5 Предмет и метод науки административного права
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 2. Субъекты административного права
- 2.1 Административная правосубъектность индивидуальных субъектов
- 2.2 Административно-правовой статус гражданина
- 2.3 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.4 Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
- 2.5 Способы защиты прав граждан
- 2.6 Право гражданина на судебную защиту (административная юстиция в рф)
- 2.7 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 3 административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 3.1 Государственные и негосударственные предприятия и учреждения
- 3.2 Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, фонды
- 3.3 Общественные объединения
- 3.4 Религиозные объединения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 4 административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 4.1 Понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности
- 4.2 Система и классификация органов исполнительной власти
- 4.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 4.4 Федеральные органы исполнительной власти
- 4.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 5 административно-правовой статус государственных служащих
- 5.1 Понятие, значение и принципы государственной службы
- 5.2 Законодательные основы государственной службы
- 5.3 Понятие и классификация государственных должностей
- 5.4 Понятие и классификация государственных служащих
- 5.5 Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 5.6 Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 5.7 Поощрения и ответственность государственных служащих
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 6 правовые акты исполнительной власти (административные акты)
- 6.1 Основные признаки правового акта исполнительной власти (административного акта)
- 6.2 Виды административных актов
- 6.3 Условия эффективности административных актов
- 6.4 Процесс принятия административных актов
- 6.5 Изменение, приостановление, прекращение действия административных актов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 7 административные договоры
- 7.1 Место административного договора в деятельности исполнительной власти
- 7.2 Структура и признаки административного договора
- 7.3 Функции административного договора
- 7.4 Административный договор и административный акт
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 8 методы деятельности исполнительной власти
- 8.1 Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти
- 8.2 Убеждение в деятельности исполнительной власти
- 8.3 Поощрение в деятельности исполнительной власти
- 8.4 Правовое принуждение
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема №9 административно-правовое принуждение в системе государственного принуждения
- 9.1 Виды принуждения и ответственности по административному праву
- 9.2 Понятие и виды административно-правового принуждения
- 9.3 Административно-восстановительные меры
- 9.2 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- 9.3 Принудительное лечение
- 9.4 Применение огнестрельного оружия
- 9.5 Административное задержание гражданина
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 10 понятие и основания административной ответственности
- 10.1 Признаки административной ответственности
- 10.2 Нормативная основа административной ответственности
- 10.3 Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение
- 10.4 Состав административного правонарушения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 11 административные наказания
- 11.1 Система административных наказаний
- 11.2 Виды административных наказаний
- 11.3 Общие правила (принципы) наложения административных наказаний
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 12 общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 12.1 Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях
- 12.2 Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.3 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 12.4 Сроки в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.6 Меры административно-процессуального принуждения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 13 стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 13.1 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- 13.2 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 13.3 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 13.4 Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях
- 13.5 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 14 дисциплинарное принуждение по административному праву
- 14.1 Понятие и признаки дисциплинарного принуждения
- 14.2 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 14.3 Материальная ответственность по административному праву
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 15. Режим законности (правозаконности) в деятельности исполнительной власти
- 15.1 Содержание законности (правозаконности)
- 15.2 Система гарантий законности (правозаконности)
- 15.3 Президентский контроль за органами исполнительной власти
- 15.4 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
- 15.5 Общий административный надзор
- 15.6 Судебный надзор за законностью осуществления административной власти
- 15.7 Прокурорский надзор
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 16 специальные административно-правовые режимы
- 16.1 Понятие и виды специальных административно-правовых режимов
- 16.2 Правовой режим чрезвычайного положения
- 16.3 Режимы особого и военного положения
- 16.4 Режим секретности
- 16.5 Общий и специальные таможенные режимы
- 16.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Часть вторая. Управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах Тема № 17 управление экономикой
- 17.1 Организационно-правовая система управления
- 17.2 Органы управления экономикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 18 управление в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- 18.1 Организационно-правовая система управления
- 18.2 Органы управления в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 19 управление промышленностью и энергетикой
- 19.1 Организационно-правовая система управления
- 19.2 Органы управления промышленностью и энергетикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 20 управление транспортом
- 20.1 Организационно-правовая система управления
- 20.2 Органы управления транспортом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 22 управление в сфере экологии и природопользования
- 22.1 Организационно-правовая система управления
- 22.2 Органы управления в сфере экологии и природопользования
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 23 управление агропромышленным комплексом
- 23.1 Организационно-правовая система управления
- 23.2 Органы управления агропромышленным комплексом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 24 управление в области здравоохранения и социального развития
- 24.1 Организационно-правовая система управления
- 24.2 Органы управления в области здравоохранения и социального развития
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 25 управление образованием и наукой
- 25.1 Организационно-правовая система управления
- 25.2 Органы управления образованием и наукой
- 25.3 Образовательные учреждения
- 25.4 Правовой статус высшего учебного заведения
- 25.5 Научные учреждения и организации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 26 управление в области культуры
- 26.1 Организационно-правовые основы управления
- 26.2 Органы управления культурой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 27 управление в области обороны
- 27.1 Организационно-правовая система управления
- 27.2 Органы управления в области обороны
- 27.3 Комплектование Вооруженных Сил и вопросы прохождения военной службы
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 28 управление в области безопасности
- 28.1 Организационно-правовая система управления
- 28.2 Органы управления в области безопасности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 29 управление внутренними делами
- 29.1 Организационно-правовая система управления
- 29.2 Органы управления внутренними делами
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 30 управление в области юстиции
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 31 управление иностранными делами
- 31.1 Организационно-правовая система управления
- 31.2 Органы управления иностранными делами
- 31.3 Представительства и консульства за рубежом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература: