24.2 Органы управления в области здравоохранения и социального развития
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с Положением о нем, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №321, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству;
квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства;
методические рекомендации по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности;
порядок медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача;
порядок выдачи разрешений для применения средств и методов диагностики наркомании и лечения больных наркоманией;
порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;
перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;
порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест;
перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности;
перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации;
акты об оказании первичной медико-санитарной помощи;
порядок оказания скорой медицинской помощи;
порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам;
виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения;
виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;
виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
порядок применения новых методов диагностики и лечения;
порядок проведения биомедицинского исследования;
положение о критериях и порядке определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий;
порядок проведения патолого-анатомических вскрытий;
порядок допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам;
порядок допуска лиц, не имеющих законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием;
порядок деятельности семейного врача;
порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий;
порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;
перечень объектов трансплантации;
перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, и правила их деятельности;
инструкция о выдаче медицинского заключения о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека;
процедура констатации смерти мозга;
номенклатура организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;
порядок медицинского обследования доноров;
порядок контроля крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов, выпускаемых организациями службы крови;
порядок обмена донорской кровью, ее компонентами и препаратами из донорской крови с иностранными медицинскими организациями;
акты по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств;
порядок фармацевтической деятельности;
предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля;
перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам;
порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам;
максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте;
форма бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядок их регистрации, учета, хранения, правил оформления;
порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях;
порядок создания специальных комиссий для осуществления контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения;
перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии;
порядок применения лекарственных средств, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, в том числе используемых за рубежом, не разрешенных к применению, но находящихся на рассмотрении в установленном порядке;
порядок отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики;
перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых необходимо проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок;
порядок и сроки проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
национальный календарь профилактических прививок;
акты об обеспечении государственных и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
порядок регистрации профилактических прививок, поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических прививок;
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы в зависимости от предъявляемых к работникам требований и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам;
должностные оклады и другие условия оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетных организаций применительно к условиям оплаты труда, утвержденным Правительством Российской Федерации;
разряды оплаты труда и квалификационные требования по должностям отдельных категорий работников, занятых выполнением аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
порядок ведения пенсионной документации;
порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы;
правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты;
правила выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
правила обращения за трудовой пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой;
акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования;
перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительного ежемесячного материального обеспечения;
разъяснения о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан;
перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);
предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;
порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования Российской Федерации;
положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;
правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
типовые нормы труда;
нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;
нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;
нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;
нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;
рационы лечебно-профилактического питания;
перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;
перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;
типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда;
порядок регистрации соглашений и коллективных договоров;
порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан;
порядок исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
акты о территориях, которые отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда;
порядок подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
акты о выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, в которых предусмотрено ее прохождение;
порядок выдачи удостоверений о праве на льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
примерный перечень и нормы выдачи специальной одежды, обуви и инвентаря социальным работникам государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания;
порядок диспансерного наблюдения и лечения несовершеннолетних в детской и подростковой службах;
форма, порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида;
перечни заболеваний, возникновение или обострение которых может быть связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, на территории производственного объединения "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы;
форма примерного договора о стационарном обслуживании, заключаемого между учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями;
нормативы оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению;
нормативные требования физической подготовленности, обязательные для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях;
Единая всероссийская спортивная классификация;
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
3. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
4. обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
5. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
6. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной организации здравоохранения, в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной организации труда, Международной ассоциации инспекций труда, Детском фонде ООН, Фонде ООН в области народонаселения, Международной ассоциации социального обеспечения, Европейском центре по политике и исследованиям в области социального благосостояния, международных спортивных и туристических организациях, других международных организациях;
7. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №322, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
2. выдает лицензии на осуществление: деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;
3. регистрирует:
впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
10. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
11. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации и др.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций и др.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с Положением о ней, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №323, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет следующие полномочия:
1. осуществляет:
1.1. надзор за: фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения;
1.2. контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания;
1.3. контроль за:
порядком производства медицинской экспертизы;
порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов;
осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз;
производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств;
производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения;
проведением доклинических и клинических исследований лекарственных средств, а также выполнением правил лабораторной и клинической практики;
соблюдением стандартов качества медицинской помощи;
2. организует проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
3. выдает:
3.1. лицензии на осуществление: медицинской деятельности; фармацевтической деятельности; деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи; деятельности по производству лекарственных средств, за исключением лекарственных средств для животных и кормовых добавок; деятельности по производству медицинской техники;
3.2. разрешения на: применение новых медицинских технологий; ввоз лекарственных средств (в части лекарственных средств, применяемых в медицинских целях) на территорию Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке; вывоз лекарственных средств (в части лекарственных средств, применяемых в медицинских целях) с территории Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке; ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств с целью проведения их клинических исследований; проведение клинических исследований лекарственных средств;
4. выдает заключения о соответствии организации производства лекарственных средств требованиям законодательства Российской Федерации при лицензировании производства лекарственных средств;
5. регистрирует: предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
6. ведет: государственный реестр лекарственных средств; государственный реестр цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства; перечень учреждений здравоохранения, имеющих право проводить клинические исследования лекарственных средств;
7. проводит аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;
8. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения;
9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
10. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6. беспрепятственно получать доступ на любое предприятие-производитель лекарственных средств, изымать образцы производимых лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
7. снимать копии с документов, необходимых для проведения контроля производства и качества лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
8. запрещать производство лекарственных средств и продажу уже произведенных лекарственных средств в случаях, перечень которых содержится в правилах организации производства и контроля качества лекарственных средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
9. запрещать рекламу лекарственных средств и предупреждать рекламодателя о необходимости изменения рекламы лекарственного средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
10. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
11. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с Положением о ней, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №324, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением: трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
2. осуществляет контроль за: обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; регистрацией инвалидов в качестве безработных; прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
3. регистрирует: граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан; в уведомительном порядке отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
4. оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие государственные услуги:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости населения;
выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
содействие в разрешении коллективных трудовых споров;
организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
5. осуществляет:
проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
реализацию территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
7. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
8. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении;
7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в соответствии с Положением о нем, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №325, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
2. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
3. организует:
3.1. направление граждан Российской Федерации в установленном порядке на лечение за границей;
3.2. деятельность: государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов и государственной службы реабилитационной индустрии; Всероссийского центра медицины катастроф; по профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников по вопросам охраны труда; по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации; по установлению связи заболевания с профессией; по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф;
4. осуществляет: организационно-техническое обеспечение деятельности по вопросам международной гуманитарной помощи; издание государственной фармакопеи; распределение в установленном порядке в отношении организаций, подведомственных Агентству, квоты на этиловый спирт, головную фракцию этилового спирта и спирт денатурированный;
5. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
7. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму в соответствии с Положением о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 18.11.2004 г. №1453, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в сфере физической культуры, спорта, включая противодействие применению допинга, и туризма функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
2. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
3. организует профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
4. осуществляет:
введение в государственные программы физического воспитания различных категорий населения новых видов физических упражнений и видов спорта на основе научных исследований и экспериментов;
организацию совместно с федерациями по различным видам спорта подготовки, в том числе научно-медицинского обеспечения, молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях;
организацию и обеспечение за счет средств федерального бюджета мероприятий федерального значения в области физической культуры и спорта, в том числе по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них;
аккредитацию с учетом предложений Олимпийского комитета России физкультурно-спортивных объединений, участвующих от имени Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях;
поддержку развития спорта в целях достижения высших спортивных результатов, включая укрепление материально-технической базы училищ олимпийского резерва, модернизацию баз, центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, учебных и учебно-спортивных корпусов образовательных учреждений;
дипломирование членов экипажей судов, используемых для спортивных и учебно-тренировочных целей;
пропаганду массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в данной области;
информирование туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) пребывания;
содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировых рынках;
программное и научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
организацию сертификации продукции в сфере физической культуры и спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;
ежегодный анализ деятельности физкультурно-спортивных организаций на основе данных государственной статистики;
реализацию мер по развитию детского и юношеского спорта;
организацию проведения спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного и спортивного характера;
физкультурно-спортивную работу с инвалидами, подготовку и обеспечение участия спортсменов-инвалидов во всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
ведение Всероссийского реестра видов спорта;
координацию деятельности детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ, училищ олимпийского резерва, учреждений высшего и среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта;
обеспечение функционирования единой системы отбора и подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта;
аттестацию тренеров и специалистов для целей формирования составов сборных команд Российской Федерации;
разработку и утверждение единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий, а также определение условий проведения спортивных мероприятий, включенных в указанный план;
организацию, подготовку, финансирование и проведение в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов (первенств) и кубков мира и Европы, иных международных, а также всероссийских соревнований;
финансовое, материально-техническое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение сборных команд Российской Федерации;
лицензирование туроператорской, турагентской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых;
лицензирование деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений;
присвоение спортивных званий и судейских категорий;
утверждение составов сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта;
согласование условий и срока перехода спортсменов - членов сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта из одной физкультурно-спортивной организации в другую, включая иностранные.
5. разрабатывает и утверждает в установленном законодательством Российской Федерации порядке единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
6. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
8. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
29 апреля 1999 г. принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В нем указано, что физическая культура и спорт – одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами. Закон гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями граждан.
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России. Им регулируются отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяется порядок рационального использования туристских ресурсов страны.
Распоряжением Правительства от 17 декабря 1999 г. определены конкретные мероприятия реализации второго этапа (1999–2005 гг.) федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства от 26 февраля 1996г.
Олимпийский комитет России осуществляет подготовку, формирование и обеспечение сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, координирует деятельность физкультурно-спортивных объединений в области олимпийского движения России, развития спорта высших достижений.
- Часть первая. Основные институты административного права Тема № 1. Понятие административного права
- 1.1 Предмет административного права и исполнительная власть
- 1.2 Нормы административного права
- 1.3 Административно-правовые отношения
- 1.4 Метод административного права
- 1.5 Предмет и метод науки административного права
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 2. Субъекты административного права
- 2.1 Административная правосубъектность индивидуальных субъектов
- 2.2 Административно-правовой статус гражданина
- 2.3 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.4 Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
- 2.5 Способы защиты прав граждан
- 2.6 Право гражданина на судебную защиту (административная юстиция в рф)
- 2.7 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 3 административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 3.1 Государственные и негосударственные предприятия и учреждения
- 3.2 Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, фонды
- 3.3 Общественные объединения
- 3.4 Религиозные объединения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 4 административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 4.1 Понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности
- 4.2 Система и классификация органов исполнительной власти
- 4.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 4.4 Федеральные органы исполнительной власти
- 4.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 5 административно-правовой статус государственных служащих
- 5.1 Понятие, значение и принципы государственной службы
- 5.2 Законодательные основы государственной службы
- 5.3 Понятие и классификация государственных должностей
- 5.4 Понятие и классификация государственных служащих
- 5.5 Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 5.6 Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 5.7 Поощрения и ответственность государственных служащих
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 6 правовые акты исполнительной власти (административные акты)
- 6.1 Основные признаки правового акта исполнительной власти (административного акта)
- 6.2 Виды административных актов
- 6.3 Условия эффективности административных актов
- 6.4 Процесс принятия административных актов
- 6.5 Изменение, приостановление, прекращение действия административных актов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 7 административные договоры
- 7.1 Место административного договора в деятельности исполнительной власти
- 7.2 Структура и признаки административного договора
- 7.3 Функции административного договора
- 7.4 Административный договор и административный акт
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 8 методы деятельности исполнительной власти
- 8.1 Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти
- 8.2 Убеждение в деятельности исполнительной власти
- 8.3 Поощрение в деятельности исполнительной власти
- 8.4 Правовое принуждение
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема №9 административно-правовое принуждение в системе государственного принуждения
- 9.1 Виды принуждения и ответственности по административному праву
- 9.2 Понятие и виды административно-правового принуждения
- 9.3 Административно-восстановительные меры
- 9.2 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- 9.3 Принудительное лечение
- 9.4 Применение огнестрельного оружия
- 9.5 Административное задержание гражданина
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 10 понятие и основания административной ответственности
- 10.1 Признаки административной ответственности
- 10.2 Нормативная основа административной ответственности
- 10.3 Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение
- 10.4 Состав административного правонарушения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 11 административные наказания
- 11.1 Система административных наказаний
- 11.2 Виды административных наказаний
- 11.3 Общие правила (принципы) наложения административных наказаний
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 12 общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 12.1 Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях
- 12.2 Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.3 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 12.4 Сроки в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.6 Меры административно-процессуального принуждения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 13 стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 13.1 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- 13.2 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 13.3 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 13.4 Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях
- 13.5 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 14 дисциплинарное принуждение по административному праву
- 14.1 Понятие и признаки дисциплинарного принуждения
- 14.2 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 14.3 Материальная ответственность по административному праву
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 15. Режим законности (правозаконности) в деятельности исполнительной власти
- 15.1 Содержание законности (правозаконности)
- 15.2 Система гарантий законности (правозаконности)
- 15.3 Президентский контроль за органами исполнительной власти
- 15.4 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
- 15.5 Общий административный надзор
- 15.6 Судебный надзор за законностью осуществления административной власти
- 15.7 Прокурорский надзор
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 16 специальные административно-правовые режимы
- 16.1 Понятие и виды специальных административно-правовых режимов
- 16.2 Правовой режим чрезвычайного положения
- 16.3 Режимы особого и военного положения
- 16.4 Режим секретности
- 16.5 Общий и специальные таможенные режимы
- 16.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Часть вторая. Управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах Тема № 17 управление экономикой
- 17.1 Организационно-правовая система управления
- 17.2 Органы управления экономикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 18 управление в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- 18.1 Организационно-правовая система управления
- 18.2 Органы управления в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 19 управление промышленностью и энергетикой
- 19.1 Организационно-правовая система управления
- 19.2 Органы управления промышленностью и энергетикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 20 управление транспортом
- 20.1 Организационно-правовая система управления
- 20.2 Органы управления транспортом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 22 управление в сфере экологии и природопользования
- 22.1 Организационно-правовая система управления
- 22.2 Органы управления в сфере экологии и природопользования
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 23 управление агропромышленным комплексом
- 23.1 Организационно-правовая система управления
- 23.2 Органы управления агропромышленным комплексом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 24 управление в области здравоохранения и социального развития
- 24.1 Организационно-правовая система управления
- 24.2 Органы управления в области здравоохранения и социального развития
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 25 управление образованием и наукой
- 25.1 Организационно-правовая система управления
- 25.2 Органы управления образованием и наукой
- 25.3 Образовательные учреждения
- 25.4 Правовой статус высшего учебного заведения
- 25.5 Научные учреждения и организации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 26 управление в области культуры
- 26.1 Организационно-правовые основы управления
- 26.2 Органы управления культурой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 27 управление в области обороны
- 27.1 Организационно-правовая система управления
- 27.2 Органы управления в области обороны
- 27.3 Комплектование Вооруженных Сил и вопросы прохождения военной службы
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 28 управление в области безопасности
- 28.1 Организационно-правовая система управления
- 28.2 Органы управления в области безопасности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 29 управление внутренними делами
- 29.1 Организационно-правовая система управления
- 29.2 Органы управления внутренними делами
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 30 управление в области юстиции
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 31 управление иностранными делами
- 31.1 Организационно-правовая система управления
- 31.2 Органы управления иностранными делами
- 31.3 Представительства и консульства за рубежом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература: