logo
KURS_LEKTsIJ

9.5 Административное задержание гражданина

Под задержанием понимается временное лишение личной сво­боды не в результате применения наказания (взыскания). Для законного задержания характерно водворение с целью пресече­ния гражданина в официальное помещение и нахождение его там под стражей в течение определенного времени. Известны два его основных вида: уголовно-процессуальное и административное.

Административное задержание следует отличать от задержа­ния лиц, подозреваемых в преступлениях, которое регулируется гл. 12 УПК РФ. Первому подвергаются лица, совершившие административные проступки, а уголовно-процессуальному — со­вершившие преступления, причем такие, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Административ­ное задержание производится в порядке, установленном нормами административного права, а задержание подозреваемого — на ос­новании и в порядке, закрепленном нормами УПК.

Административное задержание, в соответствии со ст. 27.3 КоАП, - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Задержание препятствует противоправной деятельности и поз­воляет в деловой обстановке уточнить обстоятельства наруше­ния, выяснить личность нарушителя, составить соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о при­менении мер принуждения или общественного воздействия.

Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как пра­вило, административное задержание не применяется к военно­служащим. Однако при совершении военнослужащими серьез­ных нарушений порядка в общественных местах, если поблизости нет представителей военного коменданта, они могут быть задер­жаны сотрудниками милиции с немедленным сообщением соответствующему командиру или военному коменданту.

Федеральным законом РФ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собра­ния Российской Федерации» установлено (ст. 18): депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления. Аналогичные нормы имеются в законах и статусе депутатов законодательных органов субъектов Федерации.

В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» говорится, что судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр проку­рора и следователя за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Можно выделить две основных разновидно­сти административного задержания: превентивное и процессу­альное.

Превентивное задержание преследует цель предотвращения новых противоправных деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком, так и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. Регулируется та­кое задержание разными правовыми актами. Примерами превентивного задержания являются: помещение в медицинский вытрезвитель; задержание нарушителей комендантского часа в местнос­тях, где введен режим чрезвычайного положения; задержание лиц, совершающих противоправные действия.

Лица, находящиеся на улицах и в других общественных мес­тах в состоянии сильного опьянения, задерживаются и помеща­ются в медицинские вытрезвители при органах внутренних дел. Сильным считается такое опьянение, при котором лицо представ­ляет опасность для себя (может стать объектом преступного по­сягательства или несчастного случая) и для окружающих (может совершить преступление или иное правонарушение). Такое со­стояние наступает при средней и тяжелой степени алкогольного опьянения.

Средняя степень опьянения характеризуется быстрой, громкой речью, неуверенностью движений, раздражительностью, склон­ностью к грубым поступкам, конфликтам с окружающими, сни­жением чувства реальной опасности и критической оценки ситуации. Внешними признаками тяжелой степени алкогольного опь­янения являются быстро развивающиеся двигательные наруше­ния, нетвердая походка, сонливость, утрата способности сопро­тивляться насилию, потеря памяти.

Несовершеннолетние, задержанные в состоянии опьянения, доставляются, как правило, домой, а при тяжелом алкогольном опьянении — в лечебные учреждения. Помещение их в медицин­ские вытрезвители допускается лишь в исключительных случаях, кода невозможно установить их личность, место жительства и передать родителям либо представителям учреждений, отвечаю­щих за их воспитание и содержание.

Все доставленные в вытрезвитель немедленно осматриваются медицинскими работниками. Они решают вопрос о проведении лечебно-профилактических мероприятий, а при необходимости — и о санитарной обработке. Срок пребывания в вытрезвителе зависит от состояния лица, но не должен превышать 24 часов. За содержание в медицинском вытрезвителе взыскивается плата. Ее размер устанавливается главами администрации, правительствами субъектов Федерации.

Процессуальное задержание преследует двойную цель: предо­твратить наступление вредных последствий и уклонение винов­ного от ответственности. Оно применяется в связи с администра­тивными правонарушениями и регулируется КоАП.