Тема № 30 управление в области юстиции
Цели и задачи изучения темы:
Рассмотрение понятия юстиции в РФ.
Выявление основных элементов в области юстиции.
Формирование более глубоких знаний об управлении в области юстиции.
Органы и учреждения юстиции, осуществляя свою исполнительно-распорядительную деятельность, решают ответственные задачи по обеспечению законности и правопорядка в стране, повышению эффективности правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, защите доступными им средствами конституционных прав и свобод граждан, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, по реализации конституционного принципа построения в России правового государства.
Государственное управление в области юстиции до недавнего времени заключалось в основном в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов (защитников).
Постановлением Правительства от 7 октября 1996 г. утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации. В ней предусмотрены существенные изменения в направлениях деятельности органов и учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач.
В соответствии с Концепцией суды всех юрисдикции объединены в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, что соответствует принципу независимости судебной власти. Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г., этот департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный департамент, а также его управления (отделы) в субъектах Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. определены полномочия, структура и основы организации деятельности Судебного департамента. Он выполняет разнообразные управленческие функции, в частности:
разрабатывает и представляет в Правительство предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судов;
изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействуете образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику;
рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции и т.д.
Таким образом, согласно названной Концепции, суды всех юрисдикции перешли из ведения органов государственного управления юстицией в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Одновременно уголовно-исполнительная система (места лишения свободы) была выведена из системы Министерства внутренних дел РФ и передана в ведение органов юстиции.
В целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации и в соответствии с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах Указом Президента от 8 октября 1997 г. было предусмотрено поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы МВД России в указанном направлении – создана Федеральная служба исполнения наказаний. В механизм управления юстицией включена также система, обеспечивающая проведение единой государственной политики в области регистрации недвижимости. Такая деятельность осуществляется на основе Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законом предусмотрено, что для реализации его требований субъектами Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством, создаются учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Федеральная регистрационная служба.
Примерное положение о таком учреждении утверждено постановлением Правительства от 6 марта 1998 г. Оно может создавать в пределах регистрационного округа свои филиалы. Территория, на которой федеральной регистрационной службой осуществляется государственная регистрация прав, определяется учреждением юстиции по согласованию с органом государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства от 18 февраля 1998 г. утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г. Государственная регистрационная палата, находившаяся при Министерстве экономики, передана в ведение Минюста России.
Принципиальное значение имеет также создание в системе управления юстицией Федеральной службы судебных приставов, организация и деятельность которой регулируются Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Это единая вертикальная, общегосударственная, самоокупаемая структура, имеющая на сегодняшний день более 23 тыс. сотрудников. Они призваны в принудительном порядке исполнять решения судов различных юрисдикции, а также выполнять новую функцию – обеспечивать порядок в судах и безопасность участников процессов. Кроме того, с 1 января 2000 г. на Службу возложена обязанность взыскивать недоимки по налогам и сборам по постановлению органов налоговой полиции. Это миллиардные суммы.
Таким образом, происшедшие за последние годы изменения в системе государственного управления Российской Федерации потребовали серьезной реорганизации работы органов и учреждений юстиции. Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Указ Президента «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» дают органам юстиции реальные рычаги власти.
Кроме того, постановлением Правительства от 4 июня 1999 г. установлено, что заместитель Министра юстиции РФ является полномочным представителем Правительства в Федеральном Собрании и Конституционном Суде РФ и для выполнения этой роли наделен соответствующими полномочиями.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 2 августа 1999 г., является федеральным органом исполнительном власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этом сфере иных федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляющим координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб (службы судебных приставов, службы исполнения наказаний, регистрационной службы).
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент. Правительство координирует деятельность Минюста России.
В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.
Основным направлением деятельности Минюста России является участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности государственных органов. Оно:
координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;
проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента и Правительства;
проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;
представляет в Правительство предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции страны, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента и Правительства;
изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции, разрабатывает и представляет предложения но его совершенствованию, в том числе в области авторского права и смежных прав;
участвует в подготовке Свода законов Российской Федерации.
Следовательно, на Минюст России возложены многие функции по реализации правовой политики государства. Однако, как неоднократно отмечалось Президентом, многие законы принимаются с низким юридическим качеством, с большим числом противоречий Конституции и принятым ранее законам. Поспешность в принятии законов нередко приводит к тому, что они не содержат механизмов реализации и мер ответственности за их невыполнение. Законодатель сам лишает себя существенном доли власти, когда отдает на откуп ведомственным актам решение важнейших вопросов.
Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Федерации осуществляется Минюстом России в целях выработки федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции, совместно с органами государственной власти субъектов Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Федерации Конституции страны и федеральным законам. Необходимо, чтобы Министерство юстиции действовало более решительно по установлению единого правового поля, поскольку около 20% принимаемых в регионах законодательных актов и других нормативных документов противоречат законодательству, причем часто – грубо противоречат правам человека.
Постановлением Правительства от 3 июня 1995 г. установлено, что главы органов исполнительной власти субъектов Федерации должны обеспечить направление в Минюст России копий правовых актов в 10-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются законы и иные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Федерации. Юридическая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Минюст. При необходимости этот срок может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на месяц.
Важное направление деятельности Минюста России – государственная регистрация и учет нормативных правовых актов соответствующих органов и организаций. Минюст России:
осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;
осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту и в Правительство соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;
осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Федерации;
ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, организует деятельность своих территориальных органов по ведению контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Федерации;
участвует в работе по ведению общеправового классификатора законодательства Российской Федерации;
осуществляет государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях субъектов Федерации, а также представительств иностранных религиозных организаций.
Постановлением Правительства от 14 декабря 1999г. на Министерство юстиции РФ возложена также регистрация соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Федерации, и ведение государственного реестра этих соглашений.
Немаловажное значение имеет участие Минюста России в разработке и осуществлении программ правовой информатизации, что предусмотрено Концепцией правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента от 28 июня 1993 г. Оно осуществляет функции государственного заказчика; организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции; представляет правовую информацию Президенту, Правительству, иным федеральным органам государственной власти; осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств СНГ; организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации.
Одной из существенных функций Минюста России является контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, что особо важно при подготовке и проведении выборов в Государственную Думу. На него возлагается также контроль за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности.
Минюст России осуществляет контроль и организационное и методическое руководство деятельностью Федеральной службой судебных приставов. Аналогично главные судебные приставы субъектов Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью подведомственных им служб судебных приставов.
Деятельность этой Службы призвана обеспечить охрану судов, соблюдение порядка в судебных заседаниях, повысить эффективность исполнения принятых судебных решений, а также позволит освободить судебную власть от выполнения несвойственных ей функций по исполнению собственных решений.
В состав Федеральной службы судебных приставов входят:
служба судебных приставов Управления военных судов, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом;
службы судебных приставов субъектов Федерации, возглавляемые заместителями начальников соответствующих органов – главными судебными приставами субъектов Федерации;
районные, межрайонные подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
Судебные приставы являются должностными лицами, состоящими на государственной службе. Им присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – воинские звания. Федеральный закон «О судебных приставах» предусматривает централизованный порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов. Законом определены права и обязанности судебных приставов, в том числе по применению силы и оружия.
После передачи уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Минюста России на основании Указа Президента от 28 июля 1998 г. Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет следующие функции:
организует оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах;
обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным имуществом;
организует разработку и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности объектов уголовно-исполнительной системы;
реализует право владения, пользования и распоряжения находящимся в оперативном управлении территориальных органов уголовно-исполнительной системы недвижимым имуществом, являющимся федеральной собственностью;
осуществляет на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности.
Кроме рассмотренных, Положением о Минюсте России подробно определены и такие его функции, как: организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений; руководство нотариатом; контроль за соблюдением организациями адвокатов действующего законодательства; координация деятельности учреждений по государственной регистрации актов гражданского состояния.
- Часть первая. Основные институты административного права Тема № 1. Понятие административного права
- 1.1 Предмет административного права и исполнительная власть
- 1.2 Нормы административного права
- 1.3 Административно-правовые отношения
- 1.4 Метод административного права
- 1.5 Предмет и метод науки административного права
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 2. Субъекты административного права
- 2.1 Административная правосубъектность индивидуальных субъектов
- 2.2 Административно-правовой статус гражданина
- 2.3 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.4 Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
- 2.5 Способы защиты прав граждан
- 2.6 Право гражданина на судебную защиту (административная юстиция в рф)
- 2.7 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 3 административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 3.1 Государственные и негосударственные предприятия и учреждения
- 3.2 Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, фонды
- 3.3 Общественные объединения
- 3.4 Религиозные объединения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 4 административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 4.1 Понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности
- 4.2 Система и классификация органов исполнительной власти
- 4.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 4.4 Федеральные органы исполнительной власти
- 4.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 5 административно-правовой статус государственных служащих
- 5.1 Понятие, значение и принципы государственной службы
- 5.2 Законодательные основы государственной службы
- 5.3 Понятие и классификация государственных должностей
- 5.4 Понятие и классификация государственных служащих
- 5.5 Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 5.6 Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 5.7 Поощрения и ответственность государственных служащих
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 6 правовые акты исполнительной власти (административные акты)
- 6.1 Основные признаки правового акта исполнительной власти (административного акта)
- 6.2 Виды административных актов
- 6.3 Условия эффективности административных актов
- 6.4 Процесс принятия административных актов
- 6.5 Изменение, приостановление, прекращение действия административных актов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 7 административные договоры
- 7.1 Место административного договора в деятельности исполнительной власти
- 7.2 Структура и признаки административного договора
- 7.3 Функции административного договора
- 7.4 Административный договор и административный акт
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 8 методы деятельности исполнительной власти
- 8.1 Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти
- 8.2 Убеждение в деятельности исполнительной власти
- 8.3 Поощрение в деятельности исполнительной власти
- 8.4 Правовое принуждение
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема №9 административно-правовое принуждение в системе государственного принуждения
- 9.1 Виды принуждения и ответственности по административному праву
- 9.2 Понятие и виды административно-правового принуждения
- 9.3 Административно-восстановительные меры
- 9.2 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- 9.3 Принудительное лечение
- 9.4 Применение огнестрельного оружия
- 9.5 Административное задержание гражданина
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 10 понятие и основания административной ответственности
- 10.1 Признаки административной ответственности
- 10.2 Нормативная основа административной ответственности
- 10.3 Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение
- 10.4 Состав административного правонарушения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 11 административные наказания
- 11.1 Система административных наказаний
- 11.2 Виды административных наказаний
- 11.3 Общие правила (принципы) наложения административных наказаний
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 12 общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 12.1 Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях
- 12.2 Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.3 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 12.4 Сроки в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.6 Меры административно-процессуального принуждения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 13 стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 13.1 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- 13.2 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 13.3 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 13.4 Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях
- 13.5 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 14 дисциплинарное принуждение по административному праву
- 14.1 Понятие и признаки дисциплинарного принуждения
- 14.2 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 14.3 Материальная ответственность по административному праву
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 15. Режим законности (правозаконности) в деятельности исполнительной власти
- 15.1 Содержание законности (правозаконности)
- 15.2 Система гарантий законности (правозаконности)
- 15.3 Президентский контроль за органами исполнительной власти
- 15.4 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
- 15.5 Общий административный надзор
- 15.6 Судебный надзор за законностью осуществления административной власти
- 15.7 Прокурорский надзор
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 16 специальные административно-правовые режимы
- 16.1 Понятие и виды специальных административно-правовых режимов
- 16.2 Правовой режим чрезвычайного положения
- 16.3 Режимы особого и военного положения
- 16.4 Режим секретности
- 16.5 Общий и специальные таможенные режимы
- 16.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Часть вторая. Управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах Тема № 17 управление экономикой
- 17.1 Организационно-правовая система управления
- 17.2 Органы управления экономикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 18 управление в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- 18.1 Организационно-правовая система управления
- 18.2 Органы управления в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 19 управление промышленностью и энергетикой
- 19.1 Организационно-правовая система управления
- 19.2 Органы управления промышленностью и энергетикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 20 управление транспортом
- 20.1 Организационно-правовая система управления
- 20.2 Органы управления транспортом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 22 управление в сфере экологии и природопользования
- 22.1 Организационно-правовая система управления
- 22.2 Органы управления в сфере экологии и природопользования
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 23 управление агропромышленным комплексом
- 23.1 Организационно-правовая система управления
- 23.2 Органы управления агропромышленным комплексом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 24 управление в области здравоохранения и социального развития
- 24.1 Организационно-правовая система управления
- 24.2 Органы управления в области здравоохранения и социального развития
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 25 управление образованием и наукой
- 25.1 Организационно-правовая система управления
- 25.2 Органы управления образованием и наукой
- 25.3 Образовательные учреждения
- 25.4 Правовой статус высшего учебного заведения
- 25.5 Научные учреждения и организации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 26 управление в области культуры
- 26.1 Организационно-правовые основы управления
- 26.2 Органы управления культурой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 27 управление в области обороны
- 27.1 Организационно-правовая система управления
- 27.2 Органы управления в области обороны
- 27.3 Комплектование Вооруженных Сил и вопросы прохождения военной службы
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 28 управление в области безопасности
- 28.1 Организационно-правовая система управления
- 28.2 Органы управления в области безопасности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 29 управление внутренними делами
- 29.1 Организационно-правовая система управления
- 29.2 Органы управления внутренними делами
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 30 управление в области юстиции
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 31 управление иностранными делами
- 31.1 Организационно-правовая система управления
- 31.2 Органы управления иностранными делами
- 31.3 Представительства и консульства за рубежом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература: