26.2 Органы управления культурой
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с Положением о нем, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №289, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи;
перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения;
положение о национальном фильме;
положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию;
единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда Российской Федерации, а также деятельности музеев в Российской Федерации;
порядок выдачи разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий;
правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов Российской Федерации;
правила информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов архивов Российской Федерации;
перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел;
нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
3. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
4. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
2. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников в указанных областях;
3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральной службы и федеральных агентств.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия в соответствии с Положением о ней, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. №407, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия осуществляет следующие полномочия:
1. осуществляет:
надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций;
государственный контроль за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей;
государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
государственный контроль за состоянием Музейного фонда Российской Федерации;
государственный контроль за деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации;
контроль за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации библиотечных фондов и кинофонда;
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере архивного дела;
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия федерального значения, включая контроль за состоянием таких объектов;
контроль за соблюдением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения и заключении охранных обязательств с пользователями и собственниками объектов культурного наследия федерального значения, а также за соблюдением условий указанных охранных обязательств;
контроль за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, обеспечивающих содержание и использование объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с требованиями закона;
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, сохранностью перемещенных культурных ценностей и учетом всех перемещенных культурных ценностей;
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в сфере массовых коммуникаций;
2. выдает лицензии (разрешения) на право деятельности по: телерадиовещанию; воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей; публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
3. производит контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований, а также ведет реестр лицензий в установленных сферах лицензирования;
4. организует и обеспечивает деятельность Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию;
5. проводит аттестацию экспертов по культурным ценностям;
6. обеспечивает экспертизу культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза;
7. принимает решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, выдает юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза с территории Российской Федерации;
8. заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации договоры о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими о временном их вывозе;
9. в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации оказывает содействие законным собственникам в восстановлении их прав на культурные ценности при незаконных вывозе, ввозе культурных ценностей и передаче права собственности на них, содействует возвращению культурных ценностей в Российскую Федерацию в случае незаконного вывоза;
10. выдает разрешения и задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения;
11. согласовывает в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проекты зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, землеустроительную, градостроительную и проектную документацию по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, градостроительные регламенты, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
12. выдает в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, письменные предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, а также письменные разрешения на возобновление приостановленных работ;
13. выдает предписания о привлечении к ответственности за повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера;
14. регистрирует: средства массовой информации; культурные ценности, ввозимые и временно ввозимые на территорию Российской Федерации; культурные ценности, задержанные или конфискованные таможенными и другими правоохранительными органами, обеспечивает временное их хранение, проведение экспертизы, а также публикацию информации о них с целью уточнения права собственности; факты пропажи, утраты, хищения культурных ценностей, организует и обеспечивает оповещение государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее пределами об этих фактах;
15. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Службы;
16. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
17. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, научные и иные организации, ученых и специалистов;
4. пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
5. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии в соответствии с Положением о нем, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №291, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
2. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
3. организует:
проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия, экспертизы культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными и другими правоохранительными органами, историко-культурной и искусствоведческой экспертизы коллекционируемого, в том числе изъятого и конфискованного оружия, патронов к нему, копий (реплик) оружия;
сохранение и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности библиотечных фондов и фильмофонда;
хранение исходных материалов национальных фильмов;
создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, сводного каталога библиотек Российской Федерации, современных систем безопасности государственных музеев и библиотек;
4. осуществляет:
ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (является его депозитарием), электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, реестра перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, предназначенных для обмена, Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, Государственного регистра фильмов;
реализацию от имени Российской Федерации имущественных и личных неимущественных прав и выполнение обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
распоряжение в установленном порядке переданным Агентству обращенным в собственность государства движимым имуществом, представляющим культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения;
распределение перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей между учреждениями культуры в целях реального обращения этих ценностей на возмещение ущерба, понесенного этими учреждениями культуры в результате разграбления и уничтожения их имущества войсками бывших неприятельских государств;
выдачу учреждениям культуры разрешения на использование дубликатов перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей для культурного обмена с иностранными организациями;
выдачу прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории;
выдачу удостоверений национального фильма;
выдачу заключений об отнесении имущества религиозного назначения к памятникам истории и культуры федерального значения;
реализацию от имени Российской Федерации преимущественного права покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также заявленных к вывозу культурных ценностей;
принятие решений: об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в федеральной собственности; о передаче на хранение оружия, которое по результатам экспертизы признано имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения;
определение в установленном порядке состава Музейного фонда Российской Федерации, включение в установленном порядке музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации и исключение их из состава этого фонда;
5. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
7. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Ряд важных задач выполняет агентство в связи с принятием 15 апреля 1998 г. Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых правовых условий для реального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам России и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.
Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 г., который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.
Постановлением Правительства от 18 декабря 1997 г. утверждена Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года. Начиная с 1998 г. обеспечивается последовательный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения производства, проката и показа отечественных фильмов к системе, сочетающей поддержку с инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования.
Федеральное архивное агентство в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №290, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела.
Федеральное архивное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное архивное агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. организует:
информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам;
исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства;
работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда Российской Федерации;
экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их вывоза;
экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, заявленных к временному вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их временного вывоза;
экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, временно вывезенных за пределы Российской Федерации, после их возвращения;
централизованное хранение страхового фонда уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации;
работу федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну;
координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов;
2. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
3. ведет: государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации; Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;
4. осуществляет:
функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;
функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;
согласование списков источников комплектования федеральных государственных архивов;
согласование перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел, инструкций по делопроизводству федеральных органов государственной власти;
согласование положений о центральных экспертных комиссиях и центральных архивах, а также иных нормативных правовых актов по архивному делу федеральных органов государственной власти и подведомственных им органов и организаций;
меры по обеспечению преимущественного права Российской Федерации на покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или комиссионной продажи;
экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления;
обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;
контроль сроков возврата архивных документов, временно вывезенных за пределы Российской Федерации;
взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
6. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и т.д.
В систему Агентства входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №292, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
2. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
3. организует проведение измерений аудитории электронных средств массовой информации и анализ тиражей печатных средств массовой информации;
4. осуществляет: комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий; проведение сценарных конкурсов по созданию социально-значимых телерадиопрограмм, телевизионных и мультипликационных фильмов;
5. подготавливает предложения по проведению работ по изысканию новых радиочастотных каналов и разработке радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения средств массовой информации;
6. ведет единые общероссийские реестры средств массовой информации;
7. принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов);
8. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
10. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Конституция (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу массовой информации – одно из условий становления и развития России как правового государства. Поэтому информационная открытость является сердцевиной государственной политики в области СМИ.
Деятельность СМИ регламентируется Законом от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» и другими нормативными правовыми актами.
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под распространением средств массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограммы (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.
Свобода распространения информации через средства массовой информации гарантируется отсутствием цензуры, недопустимостью наложения запрета на распространение сообщений и материалов и их отдельных частей.
Государство поддерживает СМИ посредством совокупности организационных, организационно-технических, экономических и иных мер, устанавливаемых в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также независимости средств массовой информации. Наряду с этим государственные СМИ обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации».
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» имеет своей целью создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках мирового информационного пространства, защиты интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.
Важное значение для успешной деятельности СМИ имеет реализация мер, предусмотренных Федеральными законами от 24 января 1995 г. «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации». Законы предусматривают существенные льготы всем средствам массовой информации независимо от форм собственности.
В целях укрепления роли государственных электронных средств массовой информации, восстановления культурно-просветительной и воспитательной функции государственного телевидения Указом Президента от 25 августа 1997 г. «О совершенствовании государственного телевидения в Российской Федерации» учреждено государственное средство массовой информации – общероссийский государственный телевизионный канал «Культура».
Обеспечение высокого качества, оперативности сбора и распространения информации являются задачами Информационного телеграфного агентства России.
В области культуры и средств массовой информации активно действуют разнообразные организации творческих работников – творческие союзы, ассоциации, компании, комиссии и т.п. Государство обеспечивает социальную защиту творческих работников, не вмешиваясь в их деятельность.
- Часть первая. Основные институты административного права Тема № 1. Понятие административного права
- 1.1 Предмет административного права и исполнительная власть
- 1.2 Нормы административного права
- 1.3 Административно-правовые отношения
- 1.4 Метод административного права
- 1.5 Предмет и метод науки административного права
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 2. Субъекты административного права
- 2.1 Административная правосубъектность индивидуальных субъектов
- 2.2 Административно-правовой статус гражданина
- 2.3 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.4 Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
- 2.5 Способы защиты прав граждан
- 2.6 Право гражданина на судебную защиту (административная юстиция в рф)
- 2.7 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 3 административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 3.1 Государственные и негосударственные предприятия и учреждения
- 3.2 Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, фонды
- 3.3 Общественные объединения
- 3.4 Религиозные объединения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 4 административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 4.1 Понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности
- 4.2 Система и классификация органов исполнительной власти
- 4.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 4.4 Федеральные органы исполнительной власти
- 4.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 5 административно-правовой статус государственных служащих
- 5.1 Понятие, значение и принципы государственной службы
- 5.2 Законодательные основы государственной службы
- 5.3 Понятие и классификация государственных должностей
- 5.4 Понятие и классификация государственных служащих
- 5.5 Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 5.6 Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 5.7 Поощрения и ответственность государственных служащих
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 6 правовые акты исполнительной власти (административные акты)
- 6.1 Основные признаки правового акта исполнительной власти (административного акта)
- 6.2 Виды административных актов
- 6.3 Условия эффективности административных актов
- 6.4 Процесс принятия административных актов
- 6.5 Изменение, приостановление, прекращение действия административных актов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 7 административные договоры
- 7.1 Место административного договора в деятельности исполнительной власти
- 7.2 Структура и признаки административного договора
- 7.3 Функции административного договора
- 7.4 Административный договор и административный акт
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 8 методы деятельности исполнительной власти
- 8.1 Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти
- 8.2 Убеждение в деятельности исполнительной власти
- 8.3 Поощрение в деятельности исполнительной власти
- 8.4 Правовое принуждение
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема №9 административно-правовое принуждение в системе государственного принуждения
- 9.1 Виды принуждения и ответственности по административному праву
- 9.2 Понятие и виды административно-правового принуждения
- 9.3 Административно-восстановительные меры
- 9.2 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- 9.3 Принудительное лечение
- 9.4 Применение огнестрельного оружия
- 9.5 Административное задержание гражданина
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 10 понятие и основания административной ответственности
- 10.1 Признаки административной ответственности
- 10.2 Нормативная основа административной ответственности
- 10.3 Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение
- 10.4 Состав административного правонарушения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 11 административные наказания
- 11.1 Система административных наказаний
- 11.2 Виды административных наказаний
- 11.3 Общие правила (принципы) наложения административных наказаний
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 12 общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 12.1 Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях
- 12.2 Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.3 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 12.4 Сроки в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.6 Меры административно-процессуального принуждения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 13 стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 13.1 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- 13.2 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 13.3 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 13.4 Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях
- 13.5 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 14 дисциплинарное принуждение по административному праву
- 14.1 Понятие и признаки дисциплинарного принуждения
- 14.2 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 14.3 Материальная ответственность по административному праву
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 15. Режим законности (правозаконности) в деятельности исполнительной власти
- 15.1 Содержание законности (правозаконности)
- 15.2 Система гарантий законности (правозаконности)
- 15.3 Президентский контроль за органами исполнительной власти
- 15.4 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
- 15.5 Общий административный надзор
- 15.6 Судебный надзор за законностью осуществления административной власти
- 15.7 Прокурорский надзор
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 16 специальные административно-правовые режимы
- 16.1 Понятие и виды специальных административно-правовых режимов
- 16.2 Правовой режим чрезвычайного положения
- 16.3 Режимы особого и военного положения
- 16.4 Режим секретности
- 16.5 Общий и специальные таможенные режимы
- 16.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Часть вторая. Управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах Тема № 17 управление экономикой
- 17.1 Организационно-правовая система управления
- 17.2 Органы управления экономикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 18 управление в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- 18.1 Организационно-правовая система управления
- 18.2 Органы управления в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 19 управление промышленностью и энергетикой
- 19.1 Организационно-правовая система управления
- 19.2 Органы управления промышленностью и энергетикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 20 управление транспортом
- 20.1 Организационно-правовая система управления
- 20.2 Органы управления транспортом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 22 управление в сфере экологии и природопользования
- 22.1 Организационно-правовая система управления
- 22.2 Органы управления в сфере экологии и природопользования
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 23 управление агропромышленным комплексом
- 23.1 Организационно-правовая система управления
- 23.2 Органы управления агропромышленным комплексом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 24 управление в области здравоохранения и социального развития
- 24.1 Организационно-правовая система управления
- 24.2 Органы управления в области здравоохранения и социального развития
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 25 управление образованием и наукой
- 25.1 Организационно-правовая система управления
- 25.2 Органы управления образованием и наукой
- 25.3 Образовательные учреждения
- 25.4 Правовой статус высшего учебного заведения
- 25.5 Научные учреждения и организации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 26 управление в области культуры
- 26.1 Организационно-правовые основы управления
- 26.2 Органы управления культурой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 27 управление в области обороны
- 27.1 Организационно-правовая система управления
- 27.2 Органы управления в области обороны
- 27.3 Комплектование Вооруженных Сил и вопросы прохождения военной службы
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 28 управление в области безопасности
- 28.1 Организационно-правовая система управления
- 28.2 Органы управления в области безопасности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 29 управление внутренними делами
- 29.1 Организационно-правовая система управления
- 29.2 Органы управления внутренними делами
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 30 управление в области юстиции
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 31 управление иностранными делами
- 31.1 Организационно-правовая система управления
- 31.2 Органы управления иностранными делами
- 31.3 Представительства и консульства за рубежом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература: