logo
KURS_LEKTsIJ

22.1 Организационно-правовая система управления

Содержание деятельности органов управления в сфере экологии за последние годы значительно расширилось и стало частью не только хозяйственной сферы, но и социально-культурной (наука, здравоохранение) и административно-политической (оборона, юстиция). Эта область управления превратилась в межотраслевую. Она прямо или косвенно затрагивает интересы каждого человека.

По утверждению ученых-экологов, защита окружающей среды и природных ресурсов уже в ближайшее десятилетие станет одной из главных проблем для всего человечества. Основными причинами кризисной экологической ситуации является несоответствие между потребностями растущего населения на планете и ресурсами истощающейся природы, снижение стабильности биосферы, ухудшение генофонда человека, парниковый эффект.

В связи с глобальной угрозой изменения климата страны – члены ООН в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию подписали рамочную Конвенцию ООН об изменении климата, которая ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1994 г. и вступила в силу с марта 1995 г.

Задачами Конвенции являются: уменьшение ущерба от опасных изменений климата; обеспечение органов исполнительной власти информацией о текущих и прогнозируемых изменениях климата и их последствиях; создание научно-технической и нормативно-правовой базы по предотвращению опасных изменений климата и адаптации развития экономики к изменениям климата.

Для России характерен крайне низкий уровень осознания обстановки, сложившейся к экологической среде. Это особенно заметно в отношении использования Севера, весьма чувствительного к человеческому воздействию. Уязвимыми к изменениям климата являются сельское, лесное и водное хозяйство. Это связано главным образом с перераспределением осадков и увеличением числа засух. Значительны размеры территорий, пораженных водной и ветровой эрозией почв. В ряде областей в крайне неудовлетворительном состоянии находятся мелиорированные земли. Почвы, леса, животный мир деградируют. В результате – много экологически бедственных территорий (Байкал, Каспийское море. Курилы, Ладожское озеро, бассейн Волги, Алтай, Уральский регион). Практически половина населения живет в неблагоприятных экологических условиях, особенно в Кемеровской области и Башкирии, и в таких крупных городах, как Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара. Основные источники загрязнения среды – экологически опасные предприятия, а в крупных городах – автотранспорт (на его долю приходится 70%). Ущерб от экологических правонарушений вплотную приблизился к половине национального дохода. В то же время в силу различных причин проблемам зашиты природных ресурсов и охраны окружающей среды уделяется явно недостаточно внимания.

Совершенно очевидно, что управление в сфере экологии должно осуществляться научно обоснованно, с точным учетом совокупного действия экологических факторов. Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния.

Система экологического законодательства РФ состоит из двух подсистем – природоресурсового и природоохранительного. Природоресурсовое посвящено рациональному использованию природных ресурсов. Это – Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. «О недрах» и др.

Система природоохранительного законодательства включает в себя значительное количество нормативных правовых актов. Они регулируют отношения в сфере взаимодействия общества и природы ради сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений. Важнейшими из таких нормативных актов являются Федеральные законы от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе», от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе», от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха», от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», постановление Правительства от 10 января 1999 г. «О федеральной целевой программе «Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы» и др.

Таким образом, по вопросам экологии имеется обширный массив нормативного материала. Однако на практике многие его положения нарушаются, а природе наносится огромный ущерб. Имеется и ряд острых текущих проблем, например, по использованию, хранению и уничтожению ядерных отходов; ликвидации химического оружия; использованию отходов производства и потребления; сохранению национальных парков и других важных объектов природной среды; по вопросу экологического воспитания населения и борьбе с браконьерством.

Главная роль в реализации требований действующего законодательства принадлежит государственным органам.