logo
KURS_LEKTsIJ

12.2 Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях

Решение задач административного производства осуществля­ется посредством доказывания, которое включает в себя выявле­ние, процессуальное оформление и исследование доказательств.

Доказательствами являются фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. От до­казательств как фактических данных, сведений следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых она вовлекается в сферу производства. В то же время необходимо отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко понима­ются и как сама информация, и как источник сведений.

Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий: во-первых, она содержит данные о нали­чии или отсутствии административного правонарушения, о деликвенте и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного раз­решения дела; во-вторых, известно, что юрисдикционные процес­сы формализованы, регламентированы правовыми нормами. По­рядок же сбора доказательств определен законодательством, причем в ряде случаев детально.

Поэтому доказательства могут быть использованы в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, преду­смотренных законом.

Представля­ется очень важной и группировка доказательств в зависимости от источника соответствующих сведений.

Во-первых, это показания, объяснения различных лиц, чаще всего участников производства: деликвента, потерпевшего, свидетелей, — т.е. информация, передаваемая людьми, которые не­посредственно участвовали в исследуемом деянии, были его оче­видцами, имеют какие-то сведения о нем. Не всегда показания протоколируются, фиксируются в виде объяснений, они могут восприниматься, репродуцироваться и в устной форме. Другой разновидностью данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и иных принятых в человеческом обществе способов информационного взаимодействия, являются заключения экспер­тов, мнения специалистов.

Решение о производстве экспертизы принимается субъектом, который ведет административное дело. Заключения экспертов, свидетельства специалистов широко используются, например, для определения состояния опьянения, принадлежности вещества к числу наркотических средств, размера ущерба, уста­новления стоимости товаров и их качества, характера загрязне­ний природной среды.

Во-вторых, это вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации. Основные способы обнаружения и приобщения к делу материальных источни­ков доказательств — досмотр, изъятие, представление заинтересо­ванными лицами. Формами их приобщения к делу, используемыми в процессе доказывания, являются протокол об административ­ном правонарушении, протокол изъятия вещей и документов, справка о стоимости вещей и т.д.

В документах информация содержится в преобразованном виде, она передается словами, цифрами, чертежами, схемами мест про­исшествий и т.п. Вещественные доказательства — это предметы материального мира, на которых имеются следы неправомерных действий (например, вмятины на автомашине, испорченный пас­порт) или которые своей формой, содержанием свидетельствуют о нарушении (наркотические вещества, мелкоячеистая сеть). Ве­щественные доказательства содержат информацию в чистом, непреобразованном виде. К материальным носителям информации можно отнести и показания технических средств. Они достаточно широко используются, например, в работе ГИБДД для определения скорости движения автомобилей, содержания загрязняющих ве­ществ в выбросах, состояния опьянения водителя.

В-третьих, это непосредственные наблюдения лиц, уполномо­ченных расследовать административные правонарушения. Например, инспектора ГИБДД. В уголовном процессе такой вид доказательств не допускается: если должностное лицо было очевидцем преступ­ления, оно становится свидетелем. В административном юрисдикционном процессе использование подобных доказательств обес­печивает его оперативность, без них работникам ГИБДД, таможен и т. д. было бы намного сложнее выполнять свои правоохранительные функции, своевременно воздействовать на лиц, совершивших неправомерные действия.

Наблюдения полномочного лица, за исключением случаев уп­рощенного производства (ст. 28.6 КоАП), фиксируются в специальном протоколе или непосредственно в протоколе об административном правонаруше­нии.

Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоя­тельств дела в их совокупности. При этом он должен руководст­воваться законом.