logo
KURS_LEKTsIJ

16.5 Общий и специальные таможенные режимы

Таможенный режим является постоянным, общегосударствен­ным режимом перемещения через Государственную границу товаров, грузов и транспортных средств. Он закрепляется системой установленных федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Сущность любой деятельности раскрывается, прежде всего, через выявление ее целей. Таможенное дело преследует две группы целей:

1. Экономические, В их числе: чисто фискальные (т.е. пополнение доходной части бюджета страны) и регулятивные. Свое регулирующее воздействие на экономику таможенный механизм оказывает таможенными тарифами (методами косвенного руководства), а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта (методами прямого, административного руководства).

2. Защитные, т. е. обеспечение экономической, санитарной безопасности страны, защиты общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей. Товары попадают под таможенный режим («затаможиваются») при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе — с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля. «Растаможивание» — прекращение действия таможенных правил в отно­шении конкретных товаров и транспортных средств — происходит в момент их выпуска для свободного обращения. Следует учесть, что «растаможивание» может быть условным, а в отно­шении импортируемых ценностей оно, как правило, не является абсолютным, так как в соответствии со ст. 361 Таможенного кодекса Российской Федерации проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Важнейшими компонентами общего таможенного режима яв­ляются, иными словами, его содержание составляют: 1) меры экономической политики, т.е. административное воз­действие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничений, что предполагает лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов регулирования экономических процессов; 2) таможенное оформление; 3) таможенные платежи; 4) таможенный контроль; 5) правила пользования и распоряжения «затаможенными» товарами и транспортными средствами.

В зависимости от содержания обязанностей можно различать следующие разновидности общего таможенного режима: 1) льготный (перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей, экспортно-импортные операции на ос­нове международных соглашений и др.); 2) обычный; 3) усиленный (стратегических товаров, культурных ценностей, валюты и др.).

Общий таможенный режим по признаку объекта делится на три вида режимов: 1) режимы товаров; 2) режимы транспортных средств; 3) режимы валют и валютных ценностей. Если продолжать выявление специфики режимов по крите­рию объекта, то можно говорить об особенностях перемещения через границу нефти и газа, товаров военного назначения, това­ров и технологий, применяемых в ядерных целях, товаров, для импорта которых требуется подтверждение их безопасности и т. д.

На основе анализа мировой практики составители Таможен­ного кодекса РФ закрепили в нем следующие таможенные режим (ст. 155): 1) основные таможенные режимы (выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит); 2) экономические таможенные режимы (переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад)); 3) завершающие таможенные режимы (реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства); 4) специальные таможенные режимы (временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы).

Что лежит в основе выделения этих режимов? Следую­щие признаки являются режимообразующими: а) направление перемещения товаров и транспортных средств (ввоз, вывоз, ввоз — вывоз, вывоз — ввоз); б) уплата таможенных пошлин и налогов, освобождение от них или возврат выплаченных сумм; в) правила пользования, владения, распоряжения материаль­ными ценностями (не для извлечения прибыли, переработка, унич­тожение, отказ в пользу государства, свободное обращение); г) помещение под режим производится непосредственно на основе ТК РФ или с разрешения таможенного органа; д) срок помещения под режим; е) полное, безусловное или условное «растаможивание» това­ров и транспортных средств; ж) является товар российским или иностранным.

Правилам, закрепляющим содержание каждого спецрежима, посвящены отдельные главы ТК. В дополнение к ним Федеральная таможенная служба Российской Федера­ции издала специальные акты почти по каждому спецрежиму.

Все названные выше спецрежимы по направлению перемеще­ния товаров делятся на три группы: 1) экспортные (экспорт, переработка товаров под таможенным контролем); 2) импортные (выпуск для свободного обращения, магазин бес­пошлинной торговли, уничтожение товаров, отказ в пользу госу­дарства); 3) смешанные, экспортно-импортные (таможенный склад, вре­менный ввоз (вывоз), транзит, свободная таможенная зона, сво­бодный склад, переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров вне таможенной территории, реэкспорт, реимпорт).

Статья 156 ТК закрепила право лица «Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой», если иное не преду­смотрено действующими правовыми актами. Представляется, что, исходя из целей перемещения, лицо может выбрать любой из смешанных режимов или любой из режимов, но либо только эк­спортных, либо только импортных.

Под некоторые режимы товары помещаются бессрочно (вы­пуск для внутреннего потребления, экспорт), но большинство режи­мов для отдельных партий товаров носит срочный (шестимесяч­ный, двухлетний, трехлетний) характер.

Важно различать режимы, которые действуют непосредствен­но, на основе прямого применения закона (таможенный склад, реимпорт) и под которые товары могут быть помещены только с разрешения таможенного органа (реэкспорт, отказ в пользу го­сударства).

Основная масса специальных режимов перемещения регули­рует только действия с товарами, а режимы уничтожения, отка­за в пользу государства рассчитаны и на товары, и на транспор­тные средства.