logo
KURS_LEKTsIJ

6.5 Изменение, приостановление, прекращение действия административных актов

Эти вопросы целесообразно рассмотреть отдельно. Дело в том, что речь идет об уже действующих актах, на смену которым приходят новые. С целью обеспечения стабильности принятых решений их отмена, изменение связаны с рядом формальностей, которые призваны помешать поспешной необоснованной замене уже действующих актов. К тому же нередко отменить, приоста­новить действие норм могут органы, которые принять их не мо­гут. Многие ученые отмену, приостановление актов считают осо­бой юридической санкцией.

Изменить, приостановить, прекратить действие можно как акта в целом, так и отдельных его частей (статей, пунктов). Для вне­сения изменений требуется принятие нового решения и, как правило, тем же органом, должностным лицом, который принял акт в старой редакции.

Приостановление действия акта возможно как путем издания специального решения, так и на основании правового автоматизма. Автор акта или уполномоченный орган могут приостановить его действие по мотивам законности, а автор — и из соображе­ний целесообразности. Возможно приостановление действия акта, его части вообще или только на определенной территории, на определенный срок, до решения суда.

В соответствии со ст. 85 Конституции РФ Президент РФ впра­ве приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации по мотивам законности «до реше­ния этого вопроса соответствующим судом».

Механизм правового автоматизма начинает действовать при подаче жалоб в порядке производства по делам об администра­тивных правонарушениях, на решение призывной комиссии, в случае принесения прокурором протеста на приказ начальника ПТУ, ограничивающий права заключенных и т.д.

Прекращение действия акта может быть фактическим и юри­дическим. Если истек срок действия, исчезла необходимость в правовом опосредовании, действие акта прекращается фактичес­ки, т.е. без издания нового решения.

Юридическое прекращение действия акта может быть пря­мым и косвенным. В первом случае акт прямо отменяется, а во втором принимается новый, с началом действия которого старый теряет юридическую силу. Косвенная отмена — свидетельство низкой юридической техники.

Акт исполнительной власти по общему правилу может отме­нить тот, кто его принял, и вышестоящий орган (должностное лицо). Кроме того, многие акты вправе признать незаконными суды. В соответствии с принципом разделения властей суды вправе прекратить действие акта только по мотивам законности. И Пре­зиденту РФ предоставлена возможность отменять правитель­ственные акты только тогда, когда они незаконны.

И вообще, с целью усиления самостоятельности и ответствен­ности органов исполнительной власти общей компетенции уста­новлено правило, что их акты вышестоящие исполнительно-рас­порядительные органы могут отменять только по мотивам законности. Что же касается органов специальной компетенции, то их решения вышестоящие органы вправе отменять, руковод­ствуясь как соображениями законности, так и соображениями целесообразности.