logo
KURS_LEKTsIJ

6.1 Основные признаки правового акта исполнительной власти (административного акта)

Правовые акты — важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принима­ют в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-полити­ческой областями жизни страны. Управление — это искусство принимать хорошие решения и умение претворять их в жизнь.

Правовые акты — основная продукция государственной адми­нистрации. Это — самая большая по объему и разнообразию раз­новидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты.

Рассматриваемым актам свойственен ряд особенностей.

1. Они принимаются при осуществлении административной власти, являются правовой формой исполнительно-распоряди­тельной деятельности. Издают их субъекты исполнительной влас­ти: исполнительные органы и их должностные лица, судьи, руко­водители судебных, прокурорских учреждений, аппаратов представительных органов.

2. Подзаконность актов, прежде всего, означает их соответствие действующим законам. Но, кроме того, это свойство включает в себя их соответствие актам вышестоящих органов, приговорам и решениям судов, заключенным договорам.

3. Официальный характер правового акта состоит в том, что он издается от имени определенной структурной единицы государ­ственного аппарата, выражает волю государства, влечет служеб­ные последствия.

4. Правовой акт исполнительной власти опирается на власт­ные полномочия его автора и является односторонним властным волеизъявлением. В нем воплощен синтез мысли и власти компе­тентного субъекта, который, используя свои полномочия, пре­вращает свои знания и волю в государственные предписания. Односто­ронность волеизъявления не означает, что субъекты админис­тративной власти не учитывают воли граждан, подчиненных работников, смежных организаций. Наоборот, в основе многих управленческих решений лежат заявления, ходатайства, пред­ложения.

5. Решение субъекта власти становится правовым актом, когда оно надлежащим образом оформлено. Оформление заключается в соблюдении процедуры принятия (согласование, обсуждение, голосование), необходимых требований делопроизводства (ука­зание даты, номера, автора), подписании, а иногда и утвержде­нии, регистрации, опубликовании акта. Оформление изучаемых актов в основном регулируется административным правом. Зна­чит, их особенностью является то, что они принимаются и офор­мляются в порядке, установленном административно-правовыми нормами. Оформление актов Президента, Правительства РФ и некоторых других решений регулируется нормами конституци­онного, трудового, финансового права.

6. Правовые акты исполнительной власти влекут юридические последствия, с этой точки зрения их можно объединить в две группы: а) они устанавливают, изменяют, отменяют нормы права; б) они влекут возникновение, изменение, прекращение право­отношений, служат юридическими фактами.

В них могут содержаться как нормы административного, так и нормы других отраслей права (финансового, трудового, граждан­ского и др.), они могут повлиять на гражданские, семейные, зе­мельные и иные правоотношения.

Итак, правовые акты исполнительной власти — это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимае­мых субъектами исполнительной власти в процессе исполни­тельно-распорядительной деятельности, оформленных в соот­ветствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.