logo
KURS_LEKTsIJ

16.3 Режимы особого и военного положения

«Особое положение» — это собирательное понятие, включаю­щее в себя различные режимы, опосредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость применения особых мер, по жестокости и объему правоограничений уступающих тем мерам, которые используются при режиме чрезвычайного положения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС), дающая основание установить особое положение (ОП), как правило, характеризуется потенциальной угрозой жизнедеятельности населения, нарушением обычных процессов хозяйственной деятельности, невозможностью органов государственной власти и управления нормально выполнять свои функции без расширения их административно-властных полно­мочий.

Законодатель не определяет точного перечня мер, которые могут быть использованы при возникновении особых условий, ограни­чиваясь формулировками: «осуществление неотложных мер», «особые меры, связанные со спасением жизни людей...» и т.п.

В условиях особого положения применяются также следующие меры: установление особого режима въезда и выезда граждан, а также ограничение свободы передвижения; ограничение движения транспортных средств и других ма­териально-технических ресурсов хозяйствующих субъектов.

Меры, используемые органами исполнительной власти в осо­бых условиях для ликвидации экстремальной ситуации, могут быть подразделены на административно-правовые и организа­ционно-технические. К последним относятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, про­тивоэпидемические, противопаводковые, противопожарные, ин­женерно-технические и др. мероприятия.

Таким образом, особые меры, составляющие содержание ре­жима особого положения, отличаются от чрезвычайных мер ре­жима чрезвычайного положения: во-первых, по порядку уста­новления (ОП вводится по решению как органов федеральных, субъектов Федерации, так и местных органов государствен­ной власти); во-вторых, по степени жесткости и объему правоограничений; в-третьих, по характеру изменения организа­ционно-управленческого механизма.

До сих пор речь шла о территориальных экстремальных пра­вовых режимах. Однако чрезвычайные условия требуют созда­ния не только специальных территориальных, но и специальных режимов отдельных видов деятельности. В частности, это каса­ется режимов функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

РСЧС объединяет органы государственной исполнительной власти РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопас­ностью и защитой населения, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях. В зависимости от обстановки различают три режима функционирования РСЧС: 1) режим повседневной деятельности; 2) режим повышенной готовности и 3) чрезвычай­ный режим.

Решения о введении того или иного режима принимают МЧС России, соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки. Введение чрезвычайного режима означает: организацию защиты населения; выдвижение сил и средств в район ЧС; организацию работ по ликвидации ЧС.

Особые режимы работы предусмотрены на электростанциях, железных дорогах, в нефтяной, газовой, химической, атомной промышленности и на других объектах.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об обороне» и ФКЗ «О военном положении» военное поло­жение (ВП) вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также при нали­чии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого го­сударства или группы государств на Российскую Федерацию.

Регулирование режима военного положения определяется ха­рактером и степенью угрозы общественной и государственной безопасности, жизни и здоровью граждан во время войны. В пе­риод военных действий разрушаются нормальные общественные взаимосвязи, изменяется работа управленческого механизма. Социальная среда в районе военных действий практически вы­ходит из-под нормативного воздействия обычного законодательства. В этой связи на режим военного положения возлагаются задачи стабилизации системы общественных отношений, обеспечения работы государственных институтов, общественного порядка и общественной безопасности. Кроме того, режим военного положе­ния должен обеспечить успешное действие вооруженных сил.

«В случае агрессии против Российской Федерации, — гово­рится в ст. 87 Конституции, — Президент Российской Федера­ции вводит на территории Российской Федерации или в отдель­ных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным консти­туционным законом».

Военное положение вводится вплоть до прекращения состоя­ния войны, вторжения, нападения, блокады территории России или отдельных ее местностей или устранения реальной угрозы перечисленных действий. Руководство на территории страны или в отдельных ее местностях, объявленных на военном положении, может передаваться специальным органам или даже военным властям.

В исключительных случаях и в условиях чрезвычайного положения, вызванного стихийным бедствием, Президент РФ может принимать меры по привлечению вооруженных сил для обеспечения безопасности, социально-правовая функция этих воинских частей отличается от той, которую они выполняют при ВП. В условиях ЧП они играют вспомогательную роль, выполня­ют распоряжения и приказы гражданских властей.

Военным положением обусловлено ограничение ряда прав граж­дан и организаций, связанных с передвижением, проведением собраний, митингов, забастовок, использованием транспортных, радиопередающих средств, хозяйственной деятельностью и др. Одновременно могут быть возложены дополнительные обязан­ности, ужесточено административное принуждение (вплоть до расстрела на месте).