logo
KURS_LEKTsIJ

10.2 Нормативная основа административной ответственности

Нормативные основы разных видов принуждения — уголовного, дисциплинарного, гражданско-правового — строго централизованы, они едины в рамках всей Российской Федерации. И только нормативная основа административного принуждения, и, прежде всего, административной ответственности, децентрализована. Она состоит из федеральных законов и законов субъектов Федерации. Конституция Российской Федерации 1993 г. отнесла административное и административно-процессуальное право к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени­ях (Федеральный закон №195-ФЗ от 30.12.01г.) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Поскольку ряд вопросов вообще не регламентируется КоАП, субъекты Федерации имеют право принимать определенные нормы (составы правонарушений, устанавливать органы, имеющие право рассматривать дела по данным правонарушениям). Но при этом они не должны противоречить КоАП.