logo
KURS_LEKTsIJ

9.3 Административно-восстановительные меры

Восстановительные меры применяются с целью возмещения при­чиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.

К ним относятся: меры материальной ответственности (взыска­ние ущерба), снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых поме­щений, изъятие у организаций незаконно полученного, пеня, взыс­кание недоимки.

К числу восстановительных мер относится и предусмотренное ст. 4.7 КоАП РФ разрешение вопроса о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания. Данный вопрос рассматривается судом в порядке гражданского судопроизводства. Комиссия по делам несовершенно­летних, кроме того, вправе возложить обязанность возместить при­чиненный несовершеннолетним ущерб на родителей.

Административно-восстановительными мерами являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка — это не внесенная в срок в бюджет или в государственные вне­бюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей. Пеня — это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного пла­тежа. Начисляется она за каждый день просрочки. В случаях на­рушения финансовой дисциплины пеня, как правило, применяет­ся одновременно со взысканием недоимок. Уплата пени — это реализация восстановительной санкции, а они могут быть реализованы добровольно.

Для обеспечения реального изъятия используется такая мера пресечения как арест имущества. Административный арест на иму­щество должника налагается лицом или органом, уполномоченным на это федеральным законом, не позднее месячного срока со дня вручения должнику требования о погашении задолженности или одновременно с его вручением, если задолженность не погашена. Арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением иму­щества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограни­чиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактичес­ком пользовании оно находится.

Реализация имущества, на которое обращено взыскание, осу­ществляется путем его продажи в течение двух месяцев со дня наложения ареста на имущество должника, если иное не преду­смотрено федеральным законом или «Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций».

В принудительной деятельности исполнительной власти глав­ное — пресечение. Только она имеет необходимые кадровые, ма­териальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно вы­явить и прекратить противоправные действия. Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нару­шения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. В силу своей предупредительной направлен­ности административное пресечение играет важную роль в охра­не режима законности, в защите прав граждан, общества и госу­дарства.

Как разновидность административного принуждения пресече­ние обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей. Цель пресечения — прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие, но меры пресечения исполь­зуются и для прекращения объективно противоправных, неви­новных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. Иными словами, круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности.

С этой особенностью теснейшим образом связана другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть ис­пользованы меры административного пресечения. Их могут при­менять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими правонарушений, за которые они несут дисцип­линарную ответственность.

Пресечение осуществляется как в интересах общества, госу­дарства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего, властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответ­ственность виновного. Принудительное лечение, а в некоторых случаях и другие меры, прямо преследуют цель оказания помо­щи гражданину, совершающему противоправные действия.

В отличие от карательных санкций, меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если пе­речень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя счи­тать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой ока­залась исполнительная власть, ее представители. И вполне воз­можно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, например, веревкой, то­пором, применить меры, которые диктуются экстремальной ситу­ацией.

По цели воздействия меры пресечения можно поделить на об­щие, специальные и процессуальные.

К общим мерам пресечения относятся: административное задержа­ние, административный надзор за ли­цами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предо­стережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие незаконно хранимых, перевозимых, пересылаемых пред­метов и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие — только к коллективным субъектам.

Специальные меры пресечения применяются только к гражда­нам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы оперативно прекратить противоправное поведение. В их числе: а) средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); б) воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.п.); в) ис­пользование огнестрельного оружия.

Процессуальные меры пресечения названы в главе 27 КоАП РФ. Главная цель их применения — обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонаруше­ниях, не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение по­становления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами.

При применении мер пресечения, как и во всей своей деятель­ности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы за­конности и целесообразности, которые требуют избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Нельзя применять оружие для задержа­ния лиц, нарушающих общественный порядок, не следует приос­танавливать работу всего цеха, если в неисправном состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой пресечения и ха­рактером нарушения.

Административные наказания налагаются специальными пись­менными индивидуальными актами, и наказание осуществляется на основе этих актов. Меры пресечения во многих случаях приме­няются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных фактов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юри­дическим актом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо пред­принимает определенные действия. Не следует забывать, что они тоже являются правовыми актами исполнительной власти.