logo
KURS_LEKTsIJ

29.2 Органы управления внутренними делами

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 19 июля 2004 г. является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, реализации функций органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации.

В целях координации усилий страны с другими государствами в борьбе с преступностью Правительство утвердило 5 января 1995 г. Положение о представителях МВД России в зарубежных государствах. Эти представители выполняют возложенные на них задачи в государствах пребывания под руководством глав дипломатических представительств России.

В систему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов, соединений, частей, органов управления внутренними войсками, а также Следственный комитет при МВД России.

Деятельность осуществляется Министерством во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств.

Основными задачами Министерства являются:

В соответствии с этими задачами Положением подробно определены функции и полномочия Министерства.

Задачи и функции других органов внутренних дел и внутренних войск регламентируются рядом нормативных правовых актов: Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 12 февраля 1993 г., Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999 г., и другими нормативными актами.

Кратко остановимся на некоторых видах административной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Милиция представляет собой важнейшую составную часть МВД России. Ее задачи: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Ей запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Она обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом от 6 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в статью 10 Закона Российской Федерации «О милиции» на милицию возложены также обязанности оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам власти, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, представителям общественных объединений в осуществлении ими законной деятельности, принимать меры по пресечению нарушений в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума.

Милиция подразделяется на криминальную и общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц.

Криминальная милиция согласно Постановлению Правительства РФ от 26.07.01 г. имеет службы: уголовного розыска; борьбы с организованной преступностью; борьбы с незаконным оборотом наркотиков; собственной безопасности; специальных технических мероприятий и другие подразделения по борьбе с преступностью.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Милиция общественной безопасности подчиняется МВД России, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации. К ней согласно Постановлению Правительства РФ от 26.07.01 г. относятся: патрульно-постовая служба; служба участковых инспекторов; Государственная инспекция безопасности дорожного движения; служба вневедомственной охраны; дознание; паспортно-визовая служба; лицензионно-разрешительная служба; дежурные части; отряды милиции особого назначения; другие службы.

Милиция общественной безопасности обязана: выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений; оказывать помощь гражданам, пострадавшим от них и от несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; принимать и регистрировать информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности; осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях; обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; выдавать в соответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия, разрешения на хранение и ношение его; охранять на основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество; принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра.

Милиция общественной безопасности активно участвует в пресечении алкогольного и наркотического опьянения и совершенных в этом состоянии правонарушений, в борьбе с бродяжничеством, проституцией, терроризмом и массовыми нарушениями общественного порядка.

Для выполнения своих задач и функций милиция общественной безопасности наделена необходимыми властными полномочиями, в том числе по применению физической силы, специальных средств и оружия.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД России) действует на основании Положения о ней, утвержденного Указом Президента от 15 июня 1998 г. Она осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечивает соблюдение гражданами нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

На Государственную инспекцию возложены обязанности: принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автотранспортными средствами; организовывать государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения.

Для выполнения этих обязанностей ГИБДД имеет необходимые права, в частности:

Значительное место в деятельности органов внутренних дел занимают вопросы контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы и регистрационного учета.

Основными нормативными правовыми актами в этой области являются Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», постановления Правительства от 8 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», от 1 декабря 1997 г. «Об утверждении паспорта моряка», а также ряд нормативных актов МВД РФ. Этими актами вместо института прописки и выписки установлен регистрационный учет граждан.

Главное отличие прописки от регистрации состоит в том, что прописка носила характер разрешительный, а регистрация несет чисто уведомительную функцию. Теперь каждому россиянину для того, чтобы получить в паспорте регистрационный штамп, достаточно поставить местное отделение внутренних дел в известность о своем местожительстве, предъявив соответствующие документы. Если же гражданин приехал куда-либо на короткое время, ему по предъявлении установленных документов и отсутствии ограничений для регистрации «данном населенном пункте выдается свидетельство о временном проживании.

Снятие граждан с регистрационного учета производится в случаях: изменения места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления умершим; выселения из занимаемого жилого помещений.

Цель регистрационного учета – обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Зарегистрированному гражданину, как и в период действовавшей прописки, будет затруднительно скрыться и от уплаты алиментов, и от своих кредиторов, и от правоохранительных органов в случае его розыска.

Регистрационный учет в городах, поселках и т.п., и которых имеются органы внутренних дел, осуществляется именно этими органами, а в остальных населенных пунктах – органами местного самоуправления.

15 августа 1996 г. принят Федеральный закон «О порядке выезда, из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которому каждый может свободно выезжать за пределы страны, а гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться и Российскую Федерацию. Право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если он: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд; призван на военную службу; осужден за совершение преступления; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом; сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов на выезд.

Порядок оформления и выдачи общегражданских заграничных, дипломатических паспортов и паспорта моряка определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также рядом постановлений Правительства.

Внутренние войска МВД России имеют следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам в охране Государственной границы. Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от преступных и иных посягательств, а также осуществляют мероприятия разведывательного характера в районах выполнения своих задач.

Назначение, правовые основы, принципы деятельное) и, полномочия, порядок выполнения внутренними войсками возложенных на них задач определены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Соединения и части внутренних войск участвуют в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в таких районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления – в их ликвидации. Внутренние войска участвуют в пресечении массовых беспорядков, в борьбе с преступностью, в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при чрезвычайных ситуациях, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения.

Военнослужащие внутренних войск наделены правами, по своей сути сходными с правами милиции общественной безопасности. В частности, они вправе пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие выполнению ими служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка, проверять у граждан документы, удостоверяющие личность; составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию, а также совершать другие действия, указанные в законе.

Руководство внутренними войсками осуществляет Президент, непосредственное руководство ими – Министр внутренних дел, а его заместитель одновременно является Главнокомандующим внутренними войсками. Положение о данном командовании утверждено Указом Президента от 3 марта 1999 г.

Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 11.03.03 г. Министерству внутренних дел РФ переданы функции упраздненной Федеральной службы налоговой полиции РФ по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. В связи с этим в структуре МВД РФ образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ. Тем же указом установлено, что в связи с созданием Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ функции МВД РФ по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, переданы указанной службе.

Государственная противопожарная служба МЧС РФ выполняет одну из важнейших функций государства – обеспечение пожарной безопасности, т.е. состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Задачи Службы определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности».

Государственная противопожарная служба: осуществляет нормативное регулирование в области пожарной безопасности; организует и осуществляет государственный пожарный надзор; организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности; осуществляет тушение пожаров; координирует деятельность других видов пожарной охраны (ведомственной и добровольной); осуществляет единую научно-техническую политику в области пожарной безопасности; осуществляет кадровое обеспечение пожарной охраны.

Для осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений должностные лица органов управления и подразделений Государственной пожарной службы наделены широкими правами. В частности, они вправе давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, а также за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Службы. При этом штрафные санкции достаточно ощутимы.