logo search
Bogolyubov_S_A__Brinchuk_M_M__Vedysheva_N_O__i

§ 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права

В научной и учебной юридической литературе всегда уделялось большое внимание локальному регулированию общественных отношений, складывающихся в деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций). При этом термины "локальное регулирование", "локальные нормы", "локальные нормативные правовые акты" часто произвольно подменяются термином "корпоративные" (акты, нормы), что в определенной степени связано с выпуском учебников по корпоративному праву.

В российской правовой доктрине корпорациями признаются лишь акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью (существует и более узкое применение неюридического термина "корпорация"- только к акционерным обществам, и более широкое, включающее и общества с ограниченной ответственностью). В аграрном секторе экономики хозяйственные общества составляют около 2/5 общего количества сельскохозяйственных организаций и преобладают в нем сельскохозяйственные кооперативы, а не корпорации. Пока существуют и государственные, и муниципальные предприятия. Поэтому в "лексиконе" аграрного права употребляются только понятия "локальные нормы права", "локальные нормативные правовые акты", которые по отношению к понятию "корпоративные" являются родовыми.

Локальные нормы права - это внутрихозяйственные (внутрикорпоративные) нормы, обладающие как общими, так и особенными признаками.

Общими признаками локальных норм права являются:

а) регулирование типичной ситуации или вида отношений, а не отдельного случая или конкретного общественного отношения;

б) многократное их действие, повторение;

в) обладание характером общих норм, т.е. нормы рассчитаны сразу на многих лиц, а не на одного или нескольких человек;

г) неперсонифицированность, или отсутствие конкретного адресата.

Особенные признаки локальных норм права сводятся к тому, что:

а) по субъекту они имеют количественную определенность;

б) сфера их действия - территория организации (существует и противоположная точка зрения применительно к акционерным обществам);

в) принимаются самой организацией для регулирования внутренних отношений.

Кроме того, следует отметить, что локальные нормативные правовые акты - это подзаконные акты, которые должны подчиняться актам более высокого ранга, не противоречить им. Традиционно считалось, что локальные нормы права восполняют пробелы в нормативной правовой системе и имеют дополнительный, субсидиарный характер, однако в последнее время они имеют самостоятельное регулирующее значение. В системе нормативных правовых актов локальные акты (нормы) образуют свою подсистему.

Сказанное относится и к локальным актам сельскохозяйственных организаций. Им придавалось большое значение и в прежние времена при централизованном регулировании деятельности не только совхозов и других государственных предприятий, но и колхозов. Это было обусловлено спецификой организации и технологии сельскохозяйственной деятельности, различием в природных и экономических условиях производства в совхозах и колхозах, что диктовало необходимость учета всех объективных факторов в управлении делами хозяйства с опорой на внутрихозяйственные локальные нормативные правовые акты. Была распространена практика принятия в хозяйствах на основе Типового положения, утвержденного Государственным комитетом по труду, должностных инструкций, нормативных договоров по охране труда, положений об оплате труда, о внутрихозяйственном расчете, о нормировании труда на основе типовых норм выработки, о формировании за счет прибыли и об использовании фонда материального поощрения на вознаграждение по итогам года, а также правил внутреннего трудового распорядка (в колхозах - правил внутреннего распорядка, в которых содержались и иные, нетрудовые правила). При этом локальные акты разрабатывались с учетом многих рекомендаций, исходивших от министерств сельского хозяйства СССР и союзных республик.

В настоящее время централизованное регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве отсутствует. Многие нормы Трудового кодекса РФ не учитывают специфику сельскохозяйственного труда и не применимы в аграрном секторе. Поэтому в рентабельных сельскохозяйственных организациях сохранилась дореформенная система локальных нормативных правовых актов по форме и содержанию, за исключением учредительных документов (уставов). Например, во многих организациях действует тарифная система, централизованно введенная в совхозах (и рекомендована колхозам) еще в 1986 г.