§ 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов определяет ст. 109 ГК РФ и Закон. Под сельскохозяйственным производственным кооперативом (далее - кооператив) понимается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
Виды производственных кооперативов. Закон предусматривает, что сельскохозяйственные производственные кооперативы могут создаваться в форме сельскохозяйственных или рыболовецких артелей (колхозов), а также коопхозов. Однако на практике артелей нет. В основном созданы сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы). Представляется весьма сомнительным и такой вид кооперативов, как коопхоз. Основное отличие коопхозов от иных видов кооперативов состоит в том, что они создаются главами крестьянских фермерских хозяйств и лицами, ведущими личные подсобные хозяйства, для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции, путем объединения имущественных паевых взносов, за исключением земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве аренды, с обязательным личным трудовым участием*(231).
Кооперативы признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Согласно ст. 1 Закона производство сельскохозяйственной продукции в кооперативах должно составлять в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции (в рыболовецких колхозах производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции). Эта норма не соответствует ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", согласно которой сельскохозяйственным товаропроизводителем является предприниматель или организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, при условии что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее 70% в течение календарного года. Следовательно, для того чтобы кооператив мог рассчитывать на государственную поддержку, доход от сельскохозяйственной деятельности должен быть не менее 70% в общем доходе кооператива.
Основные отличия производственных кооперативов от потребительских состоят в том, что производственные кооперативы - это коммерческие организации, членами которых исключительно являются граждане, с обязательным условием их личного трудового участия в деятельности кооператива, а потребительские признаны законодательно некоммерческими организациями, основанными не столько гражданами, сколько юридическими лицами, причем физические лица - члены потребительских кооперативов не обязаны быть его работниками, так как вся деятельность последних строится с использованием наемного труда.
Создание кооператива. С момента государственной регистрации кооперативы приобретают общую правосубъектность юридического лица.
Согласно ст. 108 ГК РФ и ст. 11 Закона единственным учредительным документом кооперативов является устав кооператива. Сведения, содержащиеся в уставе, можно разделить на две группы: обязательные условия и дополнительные условия.
К числу обязательных условий относятся: наименование и место нахождения кооператива, указание на срок или бессрочность деятельности, предмет и цели деятельности, порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе, размер, состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за их невнесение, размер и порядок формирования неделимых и иных фондов, порядок распределения прибыли и убытков, условия ответственности членов кооператива, состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия решений членами кооператива, их права и обязанности, права и обязанности ассоциированных членов кооператива, характер, порядок и минимальный размер личного трудового участия, ответственность за нарушение данного обязательства, начало и конец финансового года, порядок оценки имущества, вносимого в качестве паевого взноса, за исключением земельных участков, порядок опубликования сведений о государственной регистрации, реорганизации и ликвидации кооператива, порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива.
Члены кооператива могут предусмотреть в уставе и иные сведения при условии, что они не противоречат целям деятельности кооператива и действующему законодательству, в том числе и Закону.
Действующее законодательство предусматривает возможность внесения изменений, вступающих в юридическую силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, порядок которой определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(232). Изменение количества членов кооператива и (или) ассоциированных членов, а также следующее за этим изменение размера паевого фонда не требуют внесения изменений в устав кооператива.
На основании п. 3 ст. 20 Закона принятие устава и внесение в него изменений и дополнений требуют не менее 2/3 голосов членов кооператива от их списочного состава.
Членство в кооперативе. Важным кооперативным институтом, отличающим кооперативы от иных организационно-правовых форм юридических лиц, является институт членства, который является основой для возникновения и развития внутрикооперативных отношений (трудовых, управленческих, имущественных, земельных и др.).
Закон допускает членство и ассоциированное членство в производственных кооперативах.
Член кооператива - это физическое лицо, принимающее личное трудовое участие в деятельности кооператива, удовлетворяющее требованиям Закона и устава кооператива, внесшее паевой взнос, принятое в члены кооператива с правом голоса и несущее по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность. Членами кооператива могут быть граждане РФ, достигшие 16-лет него возраста при соблюдении ими следующих условий: признание устава кооператива, обязательное личное трудовое участие (работа в производственном кооперативе должна являться основной), внесение обязательного паевого взноса. Исследователям непонятно, почему членами кооператива могут быть только граждане РФ, а не иностранные граждане и лица без гражданства, поэтому они предлагают "восполнить этот пробел Закона, внеся в ст. 13 соответствующие изменения"*(233).
Уставы кооперативов могут предусматривать и иные требования к лицам, вступающим в кооператив, например соответствовать определенным личным качествам. В научной литературе не раз отмечалась абстрактность данного требования*(234). Кроме того, эта норма нарушает принцип открытого членства в кооперативе.
Права и обязанности членов кооператива. Статус члена производственного кооператива определяется его правами и обязанностями. Закон не содержит структурированных правовых норм о правах и обязанностях членов кооператива*(235). Вместе с тем анализ кооперативного законодательства и уставов производственных кооперативов позволяет выделить следующие права и обязанности членов кооператива. К числу прав относятся: право на участие в управлении кооперативом, право на получение кооперативных выплат, право на информацию о деятельности кооператива, право на выход из кооператива с получением пая на условиях, предусмотренных уставом кооператива, право на ликвидационную квоту.
Обязанностями членов кооператива являются: внесение обязательного паевого взноса, соблюдение устава кооператива, локальных актов кооператива, решений общего собрания, обязательное личное трудовое участие в деятельности кооператива, несение субсидиарной ответственности по долгам кооператива и др., предусмотренные уставами кооперативов.
Для создания кооператива необходимо не менее пяти членов. Максимальное количество членов кооператива не предусматривается.
Вступление в кооператив. Для вступления в кооператив граждане обращаются в правление с заявлением о вступлении в кооператив, в котором должны содержаться обязательства по соблюдению устава кооператива, внесению паевого взноса, несению субсидиарной ответственности по обязательствам кооператива. Правление кооператива дает свое заключение (рекомендацию) по вопросу принятия гражданина в члены кооператива. Решение о принятии в члены кооператива утверждается общим собранием членов кооператива. Заявитель считается принятым в день утверждения решения о принятии в члены кооператива общим собранием. Каждому члену кооператива выдается членская книжка, в которой указываются сведения, предусмотренные п. 6 ст. 15 Закона.
Прекращение членства. Основания и порядок прекращения членства предусмотрены в ст. 16 Закона и конкретизируются в уставах кооперативов. Членство в кооперативе прекращается в случаях:
1) выхода члена из кооператива (это право каждого члена). Член кооператива подает в правление кооператива заявление о выходе за две недели до выхода, если уставом не предусмотрен иной срок. Выходящему члену кооператива выплачивается стоимость пая, определенного по окончании финансового года и утверждения бухгалтерского баланса, в денежной или натуральной форме. Если срок возврата стоимости паевого взноса превышает шесть месяцев, то кооператив обязан выдать документ, подтверждающий сумму, срок и порядок выплат;
2) наступление смерти члена кооператива. Особенности наследования прав, связанных с участием в кооперативе, предусмотрены в ст. 1176 ГК РФ. Наследники принимаются в члены кооператива либо им выплачивается стоимость пая наследодателя;
3) передачи пая членом кооператива другим членам кооператива. Можно передать пай полностью или его часть. Обязательное условие - наличие согласия общего собрания кооператива на передачу пая. Не допускается передача пая лицу, не являющемуся членом кооператива. Дата выхода члена кооператива при передаче пая другому лицу - дата решения общего собрания о передаче пая;
4) исключение из кооператива. Основания исключения из кооператива предусматриваются ст. 17 Закона. В уставах могут быть предусмотрены дополнительные основания исключения из кооператива, не противоречащие Закону. Исключение допускается только после окончания финансового года. О возможном исключении член кооператива должен быть письменно предупрежден. Он может быть исключен из кооператива при невыполнении обязательств, предусмотренных уставом; при отсутствии права вступать в кооператив или если член кооператива утратил право быть членом кооператива; не выполняет обязательство по личному трудовому участию в деятельности кооператива без уважительных причин. Решение об исключении предварительно рассматривает правление, затем наблюдательный совет (при его наличии), но окончательное решение об исключении принимает общее собрание. Член кооператива должен быть извещен о возможном исключении его из кооператива, о дате и месте созыва общего собрания. При неявке без уважительных причин решение об исключении принимается заочно. Решение об исключении доводится до сведения бывшего члена кооператива в 14-дневный срок в письменной форме. Исключенному члену кооператива выплачивается стоимость пая. Из стоимости паевого взноса могут быть удержаны долги бывшего члена перед кооперативом. Решение общего собрания может быть обжаловано в судебном порядке.
Ассоциированное членство. В кооперативе допускается ассоциированное членство. Ассоциированный член кооператива - это физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных Законом и уставом кооператива.
По смыслу ассоциированного членства основная обязанность ассоциированных членов - внесение имущественного паевого взноса, а право - получение дивидендов. По статусу ассоциированные члены являются инвесторами кооператива. Аналогичный институт известен кооперативному законодательству некоторых зарубежных стран (во Франции - "нечлены", в Финляндии - владельцы инвестиционных акций).
Лицо, изъявившее желание стать ассоциированным членом, подает заявление о принятии его в ассоциированные члены в правление кооператива. Решение правления о приеме в ассоциированные члены кооператива подлежит утверждению наблюдательным советом (при его отсутствии - общим собранием).
В кооперативе возможно переоформление членства в ассоциированное членство при прекращении трудовой деятельности. Решение о переоформлении принимается общим собранием кооператива в случаях выхода на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности*(236); перехода на выборную должность вне кооператива, службы в Вооруженных Силах РФ. Устав кооператива может предусматривать и иные основания переоформления членства в ассоциированное членство.
Имущественные отношения между кооперативом и ассоциированным членом оформляются договором, в котором предусматриваются порядок, размер внесения паевого взноса ассоциированного члена, основания и порядок выплаты дивиденда, права и обязанности сторон. К правам ассоциированного члена относятся право на получение дивиденда, право на управление (общее число ассоциированных членов с правом голоса на общем собрании членов кооператива не может превышать 20% числа членов кооператива), право на получение стоимости своего паевого взноса при ликвидации кооператива, право на выход из кооператива. Основными обязанностями ассоциированных членов являются внесение паевого взноса, соблюдение устава, решений общего собрания, соблюдение условий договора, несение риска убытков в пределах своего паевого взноса.
Ассоциированные члены могут выйти из кооператива, а также за нарушение условий договора либо за причинение кооперативу убытков могут быть исключены из кооператива в том же порядке, что и члены кооператива.
Управление в кооперативе основано на демократических началах. Органами управления являются общее собрание, правление и (или) председатель и наблюдательный совет (если в производственном кооперативе 50 членов и более).
Общее собрание членов кооператива является высшим органом управления кооперативом. Оно вправе решать любые вопросы, касающиеся его деятельности, а также вправе отменять или изменять решения правления, председателя и наблюдательного совета.
К исключительной компетенции общего собрания относятся следующие вопросы: утверждение устава, внесение в него изменений и дополнений; выборы председателя, членов правления и наблюдательного совета и прекращение их полномочий; утверждение программ развития кооператива, бухгалтерского баланса, годового отчета; установление размера и порядка внесения и возврата паевых взносов, порядок распределения прибыли и убытков; отчуждение земельных участков и основных средств производства, их приобретение и совершение иных сделок (если устав относит решение этого вопроса к компетенции общего собрания); определение видов, размера и порядка формирования паевого и иных фондов кооператива; прием и исключение членов кооператива; определение условий и размера вознаграждения членов правления, председателя, компенсации расходов членам наблюдательного совета; привлечение их к ответственности; утверждение локальных нормативных правовых актов. Устав кооператива также может отнести к исключительной компетенции общего собрания и иные вопросы. Решения по вопросам об утверждении устава, внесения в него дополнений и изменений, определения размера и порядка внесения паевых взносов, распределения прибыли и убытков, отчуждения земельных участков и иных основных средств производства принимаются не менее 2/3 голосов членов кооператива. Устав кооператива вправе устанавливать и более высокий кворум для принятия решений по этим вопросам.
Общее собрание членов кооператива может быть как годовым, так и внеочередным согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Эта новелла оценивается одними исследователями позитивно, другими - наоборот, поскольку тем самым неправомерно отрицается возможность и необходимость проведения других, кроме годовых, плановых общих собраний, например, перед началом посевной и уборочной кампаний.
Порядок созыва общего годового собрания урегулирован пп. 1-2.1 ст. 21 и ст. 22 Закона. Основания и порядок созыва внеочередного общего собрания предусмотрены в пп. 3-7 ст. 21 Закона. Внеочередное собрание созывается по инициативе правления, наблюдательного совета, ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, 1/10 от числа членов кооператива, 1/3 от числа ассоциированных членов. Инициатор созыва общего собрания представляет в правление кооператива повестку общего собрания. В течение семи дней правление (или наблюдательный совет в случае отстранения правления) либо принимает решение о проведении общего собрания, либо отказывает в его проведении. Основания для отказа в проведении общего собрания изложены в п. 6 ст. 21 Закона.
Собрание уполномоченных. Если в кооперативе более 200 членов, то устав кооператива может предусмотреть, что общее собрание членов кооператива проводится в форме собрания уполномоченных. Уполномоченными могут быть физические лица - члены кооператива и ассоциированные члены, а также представители юридических лиц - ассоциированных членов. Если председатель кооператива, члены правления и наблюдательного совета не избраны уполномоченными, то они вправе присутствовать на собрании, но не имеют права голоса. Один уполномоченный может представлять не более 10 членов кооператива. Число уполномоченных от ассоциированных членов кооператива не может превышать 20% от числа уполномоченных, избранных от членов кооператива. При принятии решений один член кооператива обладает одним голосом.
Важное значение для принятия юридически значимых решений общего собрания (собрания уполномоченных) играет кворум при принятии решений. Если устав кооператива не предусматривает иное, кворум на общем собрании членов кооператива составляет 25% общего числа членов кооператива, имеющих право голоса, но не менее 5 членов кооператива, если число членов кооператива составляет менее 20*(237), кворум на собрании уполномоченных - 50% от общего числа уполномоченных, но не менее 30 уполномоченных.
Собрание проходит в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона. Любое решение общего собрания или собрания уполномоченных может быть обжаловано в судебном порядке.
Исполнительными органами кооператива являются правление и председатель. Если в кооперативе менее 25 членов, правление может не формироваться, а исполнительным органом является председатель. Правление и председатель избираются из числа членов кооператива на срок, определенный уставом, но не более пяти лет. Председатель одновременно является и председателем правления. Количество членов правления определяется уставом кооператива. Если иное не предусмотрено уставом, то число членов правления - три человека.
Правовое положение правления определяется уставом кооператива или уставом и положением о правлении кооператива.
Полномочия правления можно разделить на собственные полномочия и полномочия, реализуемые правлением совместно с иными органами кооператива.
К числу первой группы полномочий правления относится решение следующих вопросов: прием заявлений о вступлении в члены кооператива или ассоциированные члены кооператива и о выходе из кооператива; предварительное рассмотрение вопросов об исключении из числа членов кооператива или ассоциированных членов кооператива; заключение договоров с ассоциированными членами кооператива; утверждение размера и формы возвращаемого пая при прекращении членства; формирование повестки общего собрания и его созыв; совершение сделок; утверждение рыночной стоимости неденежных взносов, вносимых в качестве паевых взносов.
К числу полномочий, реализуемых совместно с иными органами кооператива, в частности с наблюдательным советом, относятся: принятие решения о погашении приращенных паев, выплате дивидендов, кооперативных выплат и рассмотрение заключения ревизионного союза о проведенной ревизии.
Уставом к компетенции правления могут быть отнесены и иные полномочия.
Председатель кооператива представляет кооператив без доверенности, распоряжается его имуществом, заключает договоры, осуществляет прием и увольнение работников, издает обязательные для выполнения распоряжения и приказы, организует выполнение решений общего собрания и наблюдательного совета и исполняет другие функции, отнесенные уставом к его компетенции.
При причинении убытков кооперативу вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей члены правления обязаны возместить их, за исключением случаев, когда: 1) член правления выполнял решения общего собрания; 2) отсутствовал на заседании правления, на котором было принято решение, в результате которого кооперативу были причинены убытки; 3) голосовал против или воздержался от голосования.
Наблюдательный совет. Закон предусматривает избрание в качестве контрольного органа наблюдательного совета. В юридической литературе неоднозначно оценивается его роль. Одни правоведы позитивно оценивают заимствование зарубежного опыта, а другие полагают, что упразднение ревизионных комиссий перечеркивает путь развития мировой и отечественной кооперативной практики и наносит серьезный удар по сельскохозяйственной кооперации*(238).
Если иное не предусмотрено уставом, наблюдательный совет состоит из трех членов. За выполнение своих обязанностей его члены не вправе получать вознаграждения, а расходы, связанные с выполнением ими своих обязанностей, компенсируются в порядке, предусмотренном уставом.
Члены наблюдательного совета выполняют контрольные функции. К ним относятся: контроль за деятельностью правления и председателя кооператива, проверка бухгалтерского баланса, годового отчета, дача предложений о распределении годовых доходов кооператива и о мерах по покрытию дефицита. Помимо контрольных функций наблюдательный совет выполняет отдельные элементы управленческих и представительских функций, связанные с его основной деятельностью: выдача заключений по заявлениям о приеме в члены кооператива или выхода из него; созыва внеочередного общего собрания; представление кооператива при предъявлении искового заявления к членам правления и председателю; согласование выдачи кредита члену правления; приостановление полномочий членов правления в случаях, предусмотренных Законом и уставом.
Если действиями членов наблюдательного совета кооперативу причинены убытки, то они несут ответственность в том же порядке, что и члены правления кооператива.
Имущество кооператива. Материальной и финансовой основой хозяйственной деятельности кооператива является его имущество, имеющее особый режим. Источниками формирования имущества сельскохозяйственного кооператива могут быть как собственные, так и заемные средства. Доля заемных средств определяется уставом кооператива.
Внутренними источниками формирования имущества являются паевые взносы членов кооператива, паевые взносы ассоциированных членов кооператива, доходы от собственной деятельности, доходы от размещения средств в банках, ценных бумагах и др.
Кооператив является собственником имущества и вправе распоряжаться им в порядке, определенном действующим законодательством и уставом.
Имущественные фонды. Для осуществления своей деятельности кооператив должен формировать различные имущественные фонды. Основной из них - паевой фонд. При этом первоначально сформированный паевой фонд - это минимальный размер имущества кооператива, гарантирующий интересы его кредиторов.
Паевой фонд составляет сумму паев членов кооператива и паевых взносов его ассоциированных членов.
Пай - часть имущества кооператива, отражающая размер участия члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитываемая в стоимостном выражении.
Пай члена кооператива складывается из паевых взносов и приращенного пая.
Каждый член кооператива вносит обязательный паевой взнос в равном размере, определяемом уставом. При создании кооператива его члены обязаны к моменту государственной регистрации внести не менее 10% суммы обязательного паевого взноса, остальная часть вносится в течение года в порядке, определенном уставом. При вступлении в созданный кооператив обязательный паевой взнос вносится также в порядке, определенном уставом. При невнесении обязательного паевого взноса член кооператива может быть исключен. В качестве обязательного паевого взноса могут быть внесены деньги, земельные и имущественные доли, земельные участки, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку. Методику оценки вносимого имущества или прав утверждает общее собрание. Оценку проводит правление, а наблюдательный совет утверждает ее результаты. При возникновении спора о стоимости вносимого имущества оценка может быть проведена независимым оценщиком по решению общего собрания. При внесении в качестве взноса земельного участка его оценка проводится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"*(239). Члены кооператива вправе внести дополнительный паевой взнос.
Кроме того, за счет прибыли в форме кооперативных выплат формируется приращенный пай. Приращенный пай - это часть пая только членов кооператива, которая формируется дополнительно и может погашаться в порядке, предусмотренном Законом N 135-ФЗ*(240). Следовательно, на личных счетах членов кооператива формируется пай как сумма обязательного паевого взноса, дополнительных паевых взносов и приращенного пая. Каждый из них имеет свой особый режим: обязательный паевой взнос не участвует в распределении прибыли в отличие от дополнительных паевых взносов, возвращаются они только при выходе или исключении членов из кооператива. Приращенный пай может возвращаться периодически, но не ранее чем через три года с момента создания кооператива.
Размер и порядок внесения паевого взноса ассоциированного члена определяют устав кооператива и договор, заключаемый между кооперативом и ассоциированным членом.
Размер паевого фонда устанавливается, увеличивается или уменьшается общим собранием. Увеличение или уменьшение размера паевого взноса не требуют внесения изменений в устав. При уменьшении размера паевого фонда кредиторы должны быть извещены об этом в течение месяца с момента вступления изменений в юридическую силу. В течение шести месяцев кредиторы вправе предъявлять претензии к кооперативу, которые подлежат обязательному удовлетворению.
Кооператив обязан формировать резервный фонд, а также может создавать неделимые фонды.
Неделимый фонд кооператива - часть имущества кооператива, не подлежащая в период его деятельности разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов или выплате при прекращении ими членства и используемая на цели, определенные уставом.
Мировая кооперативная практика и зарубежное кооперативное законодательство уже давно признали необходимость существования неделимого фонда как важнейшего атрибута кооператива (в частности, в ФРГ и Франции он формируется за счет прибыли от операций с "нечленами").
Впервые идея об образовании неделимого кооперативного фонда возникла в середине XIX в. Правовая конструкция неделимого фонда в форме "нераздельного и неотчуждаемого" была применена к кредитным товариществам в Германии Ф. Райффайзеном. Получаемая от кредитных операций прибыль зачислялась в запасный капитал (для покрытия убытков) и в учредительный фонд (сюда зачислялось 2/3 всей прибыли), не распределяемый между учредителями даже в случае ликвидации кооператива.
Значение неделимых фондов состоит в том, что они, поскольку не распределяются между пайщиками, составляют устойчивую финансовую основу деятельности кооператива в любых условиях. Общее собрание может определять объекты имущества, относимого к неделимому фонду. Это могут быть здания, строения, сооружения, техника, оборудование и иное имущество.
Резервный фонд. Согласно п. 6 ст. 34 данного Закона кооператив формирует резервный фонд в размере не менее 10% от паевого фонда кооператива*(241). Являясь неделимым, этот фонд не подлежит разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов или выплате при прекращении ими членства. До формирования резервного фонда в полном объеме кооператив не вправе осуществлять кооперативные выплаты, начисления и выплату дивидендов по дополнительным паевым взносам членов кооператива.
Размер и порядок формирования иных кооперативных фондов определяется уставом. Например, заслуживает внимания предложение формировать за счет отчислений от прибыли целевой фонд возврата паевых взносов*(242).
Распределение прибыли и убытков. Порядок распределения прибыли и убытков урегулирован ст. 36 Закона и уставом кооператива.
Прибыль кооператива, определяемая по бухгалтерскому балансу и остающаяся после уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, распределяется в следующем порядке: 1) на погашение просроченных долгов; 2) в резервный фонд и иные неделимые фонды; 3) на выплату дивидендов по дополнительным паевым взносам членов кооператива и паевым взносам ассоциированных членов, премирование членов кооператива и его работников. Дивиденд*(243) - это часть прибыли кооператива, выплачиваемая по дополнительным паевым взносам членов кооперативов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива. Размер этих выплат ограничивается 30% от прибыли кооператива, подлежащей распределению; 4) на кооперативные выплаты, которые распределяются между членами кооператива пропорционально их личному трудовому участию в деятельности кооператива, из них не менее 70% кооперативных выплат направляется на пополнение приращенного пая каждого члена кооператива, а остальная часть выплачивается членам кооператива.
Средства, зачисленные в приращенные паи, используются на создание и расширение производственных и иных основных фондов кооператива, за исключением неделимого фонда кооператива, а также на погашение приращенных паев. В первую очередь погашаются паи, начисленные в наиболее ранний период по отношению к году их погашения. Если размер чистых активов уменьшился по сравнению с предыдущим годом, то погашение приращенных паев не допускается.
Кооператив как юридическое лицо несет ответственность всем своим имуществом, за исключением того имущества, на которое нельзя обратить взыскание (п. 7 ст. 37 Закона). При этом обращает на себя внимание очень важное для сельскохозяйственного кооператива правило о том, что взыскание по долгам кооператива при отсутствии у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности, может быть обращено на принадлежащее ему имущество, за исключением имущества, отнесенного в установленном порядке к неделимым фондам, рабочих лошадей, и скота, продуктивного и племенного скота и птицы, животных, содержащихся на выращивании и откорме, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов. Однако данный запрет не распространяется, если имущество было передано в залог в качестве исполнения обязательств, указанных в абз. 2. п. 7 ст. 37 Закона: 1) договор залога имущества был заключен на основании решения общего собрания, принятого двумя третями голосов членов кооператива и уставом предусмотрена субсидиарная ответственность членов кооператива в размере не менее 20% от их пая и 2) имущество кооператива передано в залог для обеспечения кредитов, по которым федеральным бюджетом или бюджетами субъектов РФ предусмотрено возмещение затрат на уплату процентов и иных льготных кредитов, по которым субсидирование осуществляется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.
Убытки покрываются за счет резервного фонда, за счет уменьшения приращенных паев или за счет внесения дополнительных взносов членов кооператива.
Члены сельскохозяйственного производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом производственного кооператива, но не менее 5% своего пая. Кроме того, Законом предусмотрены невиданные никогда в отечественной кооперативной практике и трудно теоретически и практически объяснимые правила ответственности члена кооператива:
лицо, вступающее в ранее созданный кооператив, несет ответственность по тем обязательствам, которые возникли до его вступления в члены данного кооператива, если это предусмотрено уставом и при условии подтверждения в письменной форме данным лицом, что он ознакомлен с обязательствами кооператива, имеющимися на момент вступления его в члены кооператива;
убытки кооператива, причиненные ему по вине члена кооператива, возмещаются за счет уменьшения размера его пая или в ином порядке, установленном законом. В последнем случае проигнорирована практика колхозов, применявших ограниченную материальную ответственность за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей по неосторожности.
Однако вполне обоснованно и практически оправданно следующее правило (п. 6. ст. 37): обращения взыскания по собственным долгам члена кооператива или ассоциированного члена на его пай допускается только при недостатке иного имущества для покрытия таких долгов в порядке и в сроки, которые предусмотрены Законом и уставом кооператива. При этом взыскание не может быть обращено на неделимые фонды кооператива и его земельные участки.
Ассоциированные члены несут ответственность только в пределах своего паевого взноса.
Реорганизация и ликвидация кооператива. Основания и порядок реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных производственных кооперативов предусмотрены гл. VIII Закона. Реорганизация и ликвидация кооперативов урегулированы Законом на основе ГК РФ, а в случае признания кооператива несостоятельным (банкротом) - Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(244).
Членство в ревизионном союзе. Согласно Закону кооперативы обязаны являться членами ревизионного союза. Обязательность членства кооператива в ревизионном союзе оценивается многими учеными как нарушение принципа добровольности членства в объединениях, закрепленного ч. 2 ст. 30 Конституции РФ.
Формирование системы ревизионных союзов (от районных союзов до российского ревизионного союза) напоминает пирамиду*(245). Деятельность ревизионных союзов осуществляется за счет членских взносов кооперативов. При неуплате членских взносов кооператив подлежит исключению из ревизионного союза. В течение последующих 30 дней кооператив обязан оформить свое членство в другом ревизионном союзе. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке.
Все ревизионные союзы должны являться членами саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (далее - саморегулируемые организации). Эти организации являются некоммерческими. В Российской Федерации правовое положение саморегулируемых организаций урегулировано Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"*(246). Особенности саморегулируемых организаций ревизионных союзов определены в ст. 33.1 Закона.
Саморегулируемая организация осуществляет следующие функции: 1) представляет интересы своих членов; 2) разрабатывает и устанавливает обязательные для членов правила; 3) разрабатывает и устанавливает требования к членству в саморегулируемой организации; 4) разрабатывает рекомендации и иные касающиеся деятельности кооперативов и их союзов документы, примерные уставы кооперативов, их союзов и образцы их внутренних документов (положений) и т.д. Следовательно, саморегулируемые организации вправе определять практически все направления деятельности не только своих членов, но и кооперативов. Это прямо перечеркивает принципы независимости и самостоятельности кооперативов.
Саморегулируемые организации подлежат внесению в государственный реестр. Порядок ведения государственного реестра определен постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций"*(247).
Государственное регулирование деятельности этих организаций осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ*(248).
Саморегулируемая организация не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, быть членом другой саморегулируемой организации или членом ревизионного союза, учреждать аудиторские или ревизионные организации и осуществлять ревизии. За счет взносов своих членов саморегулируемые организации должны формировать компенсационный фонд в размере не менее 1 млн. руб., за счет средств которого возмещаются убытки кооперативов, возникших в результате некачественной или недобросовестной ревизии. Следовательно, саморегулируемая организация возмещает кооперативу причиненные ему ревизионным союзом убытки за счет членских взносов кооператоров.
Члены саморегулируемой организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами саморегулируемой организации.
Таким образом, существующая правовая конструкция ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемых организаций является финансово обременительной для кооперативов и становится препятствием для развития сельскохозяйственной кооперации в стране в целом, если не сказать иначе - ее разрушителем. К тому же эта конструкция юридически не состоятельна, так как ревизионные союзы как члены саморегулируемой организации являются некоммерческими организациями, что противоречит Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах