§ 3. Племенное животноводство
Правовой базой для ведения племенного животноводства являются Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве"*(290) и нормативные акты, принятые в Российской Федерации и ее субъектах в развитие этого Закона.
Общие положения. Племенное животноводство призвано обеспечить воспроизводство племенных животных в целях улучшения продуктивных качеств разводимых сельскохозяйственных животных, а также сохранения генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для сельскохозяйственных целей.
Племенное животноводство охватывает не только разведение племенных животных, но и производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях. При этом понятие "племенная продукция" (материал) включает в себя племенное животное, его семя и эмбрионы. Племенным животным считается сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке.
Племенная продукция в имущественных и личных неимущественных отношениях может выступать в качестве объекта:
1) гражданских прав, к которому применяются общие правила гражданского законодательства Российской Федерации об имуществе, с изъятиями, предусмотренными законодательством о племенном животноводстве;
2) исключительных прав (например, отчуждение или иной переход прав интеллектуальной собственности на племенную продукцию (материал) разрешается при наличии соответствующего сертификата).
Организации по племенному животноводству. Деятельностью по племенному делу могут заниматься как специализированные сельскохозяйственные организации, так и крестьянские (фермерские) хозяйства. В системе организаций по племенному животноводству могут быть:
племенной завод;
племенной репродуктор;
организация по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
организация по трансплантации эмбрионов;
организация по племенной работе, организации по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных и др.
При этом племзавод, организации по искусственному осеменению и трансплантации эмбрионов создаются по согласию с Минсельхозом России, руководителями двух последних из них должны быть специалисты с высшим зоотехническим или ветеринарным образованием.
Минсельхоз утвердил положения о каждом виде названных организаций.
Виды организаций, занятых в области племенного животноводства, определяет Минсельхоз России.
В специальной главе Федерального закона "О племенном животноводстве" установлен особый порядок проведения искусственного осеменения и трансплантации эмбрионов. Для этого граждане и юридические лица, осуществляющие разведение и использование сельскохозяйственных животных, подают заявки в соответствующий орган государственной племенной службы и получают от него разрешение. Аналогичный порядок существует и в отношении трансплантации эмбрионов. Порядок подачи заявок и выдачи разрешений устанавливается Минсельхозом России.
Государственное регулирование племенного животноводства. Управление племенным животноводством возложено на Минсельхоз России, имеющий соответствующий департамент, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие функции управления сельским хозяйством, в том числе племенным животноводством, на своих территориях, которые образуют единую систему органов исполнительной власти - государственную племенную службу.
Руководители племенных служб одновременно являются государственными инспекторами в области племенного животноводства с широкими правами:
беспрепятственно посещать организации по племенному животноводству;
получать от них безвозмездную информацию, давать им предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области племенного животноводства и осуществлять контроль за выполнением этих предписаний;
приостанавливать реализацию племенной продукции (материала) при нарушении указанного законодательства;
осуществлять государственный надзор за применением в области селекции и воспроизводства племенной продукции (материала) новых технологий, инструментов, оборудования, материалов и биотехнологических методов;
не допускать реализацию и иное использование племенной продукции (материалов) без сертификата (свидетельства);
давать заключения по спорам;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства в области племенного животноводства.
Основными элементами (составляющими) системы государственного регулирования являются:
1) государственная регистрация племенных животных и племенных стад путем внесения записей соответственно в государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр, в которые Минсельхоз России заносит данные о племенных и продуктивных качествах племенных животных, племенных стадах и другие данные, необходимые для их идентификации;
2) обязательная сертификация племенной продукции (материала) на соответствие установленным стандартам, нормам и правилам, проводимая в целях определения и документального подтверждения продуктивности племенных животных, их происхождения, отсутствия у них генетических пороков, а также происхождения и качества семян и эмбрионов. Сертификат (свидетельство) является документом для признания конкретного животного племенным. Сертификация осуществляется соответствующими органами государственной племенной службы при участии названной выше пятой группы организаций и лабораторий селекционного контроля качества, а также лабораторий иммуногенетической экспертизы;
3) государственное стимулирование племенного животноводства путем финансирования части затрат на его ведение из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на основе соответствующих программ развития этой деятельности, а также предоставления льготных условий приобретения племенных животных в порядке финансовой аренды (лизинга);
4) разработка научно-исследовательскими организациями совместно с органами государственной ветеринарной службы государственных научно-технических программ в области племенного животноводства, методов и приемов совершенствования процесса воспроизводства племенных животных, методик и технических средств для оценки и генетического контроля племенной продукции (материала), систем информационного обеспечения в области племенного животноводства;
5) Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 10.11) предусмотрена ответственность за два вида нарушений норм и правил ведения племенного животноводства:
реализацию или использование в целях воспроизводства племенной продукции (материала) с нарушением требований, установленных законодательством о племенном животноводстве, - административный штраф на граждан в размере 1-1,5 тыс. руб., на должностных лиц - 2-3 тыс. руб., на юридических лиц - 20-30 тыс. руб.;
нарушение правил государственной регистрации племенных животных и племенных стад - административный штраф на граждан в размере 300-500 руб., на должностных лиц - 500-1000 руб., на юридических лиц - 5-10 тыс. руб.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах