logo
Bogolyubov_S_A__Brinchuk_M_M__Vedysheva_N_O__i

§ 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях

Под нормированием труда в сельскохозяйственных, как и в иных организациях, понимается установление меры (нормы) труда на основе регламентации соотношения между затратами рабочего времени и объемом выполняемой работы (полученной продукции).

Следует отметить, что в разд. VI "Оплата и нормирование труда" ТК РФ нормы права, посвященные нормированию труда (гл. 22), помещены после двух глав - 20 и 21, в которых закреплены правила регулирования оплаты труда. Между тем в системе правового регулирования трудовых отношений нормирование труда занимает особое место, так как нормы труда (нормы выработки, времени, нормативы численности) выполняют разные функции: во-первых, экономические - как основа правильной организации труда и производства; во-вторых, социальные - как регулятор интенсивности труда и охраны здоровья и как основа начисления заработной платы.

Содержание ст. 159-163 ТК РФ носит общий характер, ряд их положений не применим в сельском хозяйстве в силу организационно-технической, технологической и экономической специфики его ведения.

Современное трудовое законодательство относит решение вопросов нормирования труда к компетенции организаций. Нормы труда должны устанавливаться локальными нормативными актами. Однако для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и др.) нормы труда, которые согласно ст. 161 ТК РФ разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

До 2005 г. государственное регулирование нормирования труда во всех сельскохозяйственных организациях осуществлялось путем разработки и внедрения типовых отраслевых и региональных норм труда в растениеводстве и животноводстве, на ремонтных и других видах работ.

Так, постановлением Минтруда России от 18 октября 1992 г. N 19 были утверждены Нормы выработки и времени на ремонт технологического (механического) оборудования и тары на плодоовощных базах и в хранилищах совхозов и колхозов*(293).

Вся деятельность по нормированию труда в сельском хозяйстве осуществлялась Центральной нормативно-исследовательской станцией (Роснисагропромом) и ее зональными филиалами и 67 территориальными отделами, которые проводили хронометражные наблюдения непосредственно на полях, фермах, в теплицах, ремонтных мастерских и других производственных объектах. Зональные филиалы разрабатывали типовые нормы для различных природных и производственных условий по экономическим регионам Российской Федерации. Этой системой при координации и контролирующей роли Министерства сельского хозяйства РФ были разработаны и изданы около 178 типовых общероссийских и региональных сборников норм труда.

При таком порядке государственного регулирования локальное регулирование нормирования сводилось лишь к привязке типовых норм к конкретным условиям труда, к корректировке этих норм в растениеводстве при отклонении данных условий от тех средних, на основе которых рассчитывались типовые нормы (в животноводстве обычно нормы обслуживания были стабильны при неизменной технологии). Корректировка норм труда, как правило, связывалась с изменением погодных условий, имела определенный временный характер. Поэтому правило о том, что о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца, не применялось в сельском хозяйстве (ст. 162 ТК РФ, п. 4.5 гл. IV "Оплата труда" отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2006-2008 годы).

Однако для сельскохозяйственных организаций оказалось затруднительным исполнение ст. 159 ТК РФ, которая гарантирует работникам государственное содействие в системной организации нормирования труда, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 августа 2005 г. N 1172-р*(294) Центральная нормативно-исследовательская станция (Роснисагропром) была передана в ведение Россельхоза и реорганизована. Впоследствии в связи с упразднением Россельхоза Роснисагропром вновь была передана в ведение Министерства сельского хозяйства РФ*(295), а распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2007 г. N 889-р*(296) Центральная нормативно-исследовательская станция была присоединена к федеральному государственному учреждению "Специальный центр учета в агропромышленном комплексе". Поскольку произошло прекращение деятельности региональных подразделений Роснисагропрома, последняя ее реорганизация не обещает больших перспектив в сфере типового нормирования труда в сельском хозяйстве.

Типовые нормы труда (ст. 161 ТК РФ) должны разрабатываться и утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением от 11 ноября 2002 г. N 804 Правительство РФ утвердило Правила разработки и утверждения типовых норм труда для однородных работ*(297), в соответствии с которыми типовые отраслевые нормы должны разрабатываться федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности (в данном случае Министерством сельского хозяйства РФ), а утверждаться - тем же федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ. Реализация этого правила также проблематична, так как Министерство сельского хозяйства РФ после административной реформы 2004 г. не наделено никакими функциями в области регулирования трудовых отношений.

Следовательно, остаются нерешенными вопросы: кто будет разрабатывать типовые нормы труда при использовании новой техники и кто будет утверждать их.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования (ч. 2 ст. 160 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя пересматривать нормы труда при внедрении новой техники, технологии и пр. Окончательное решение вопроса о пересмотре норм труда законодатель передает работодателю. Поскольку применение систем нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливается в коллективном договоре, то нормы труда также должны пересматриваться с учетом мнения представительного органа работников. Последнее положение особенно важно для работников сельского хозяйства, так как по ряду причин в сельскохозяйственных организациях коллективные трудовые споры затруднены в связи с отсутствием профсоюзных органов, которые могли бы защищать интересы работников организации.

Таким образом, сложившееся состояние с нормированием труда в сельском хозяйстве требует восстановления прежней системы государственного регулирования данной сферы трудовых отношений, пересмотра функций Министерства сельского хозяйства РФ и соответственно его организационной структуры.