logo
Bogolyubov_S_A__Brinchuk_M_M__Vedysheva_N_O__i

§ 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

В сельском хозяйстве применяется весь комплекс эколого-правовых мер, предусмотренных законодательством, как экологическим, включая природоресурсное, так и уголовным, административным и др. В систему важнейших для аграрной сферы мер, в частности, входят экологическое и гигиеническое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, планирование, мониторинг земель, контроль, ответственность и др.

Экологическое и гигиеническое нормирование - важнейшая правовая мера, направленная на предупреждение экологического и экогенного вреда (т.е. вреда, причиненного здоровью человека и имуществу загрязненной окружающей средой). Применительно к сельскому хозяйству эта мера проявляется преимущественно в нормировании качества земель сельскохозяйственного назначения и предельно допустимых воздействий на землю, воды, атмосферный воздух. Речь идет о химическом воздействии на землю (почву), связанном с применением минеральных удобрений и ядохимикатов, хотя сельскохозяйственные земли загрязняются и иным образом, например, когда осадки (дождь, снег) вымывают загрязняющие вещества из атмосферы и они попадают в почву; используются загрязненные воды для ирригации, полива сельскохозяйственных растений и т.п.

Нормативы качества земель - составная часть нормативов качества окружающей среды. Такие нормативы в механизме экологического права выполняют ряд функций: а) устанавливают предельные величины вредных химических и иных воздействий на природную среду; б) служат для оценки состояния почв по химическим характеристикам. Это означает, что если в почве содержание химического вещества не превышает норматив предельно допустимой его концентрации, то состояние почвы является экологически безопасным, т.е. не представляет опасности для здоровья человека и других живых организмов. Экологически безопасное состояние почв является предпосылкой для выращивания экологически безопасной сельскохозяйственной продукции.

Требования по нормированию качества земель сельскохозяйственного назначения установлены рядом законов и подзаконных актов. Общие требования содержатся в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и Земельном кодексе РФ.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки ее состояния в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (ст. 21).

Согласно ст. 13 ЗК для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Соблюдение нормативов качества почв (нормативов ПДК) обеспечивается в основном путем регулирования предельно допустимых норм применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Гигиеническое нормирование содержания пестицидов в объектах окружающей среды регулируется федеральными законами: от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(198), от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"*(199); Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554*(200). Гигиенический норматив - это установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 49) установлено, что юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон запрещает применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

В общем виде требования по применению пестицидов и агрохимикатов установлены специальным Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Согласно ст. 22 Закона порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также рационов животных.

Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.

Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.

В настоящее время практическое осуществление деятельности в данной сфере регулируется Гигиеническими нормативами содержания пестицидов в объектах окружающей среды (ГН 1.2.1323-03), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2003 г. N 92 (с изм., внесенными постановлениями от 19 декабря 2007 г. N 88 и др.)*(201). При этом пестициды, используемые в сельском хозяйстве, не должны выделять (отдавать) в окружающую среду вредные и опасные для здоровья человека вещества и соединения в количествах, превышающих гигиенические нормативы. Сельскохозяйственное сырье и пищевые продукты, произведенные с использованием пестицидов, должны соответствовать требованиям к допустимому содержанию остаточных количеств пестицидов и их метаболитов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Ответственность за соблюдение гигиенических нормативов содержания пестицидов и их опасных метаболитов в объектах окружающей среды несут физические и юридические лица, осуществляющие оборот пестицидов на всех этапах их производства, хранения, транспортировки, реализации, применения, утилизации и уничтожения.

Контроль за соблюдением гигиенических нормативов содержания пестицидов в производимой сельскохозяйственной продукции осуществляется исходя из информации о применении пестицидов при производстве, хранении и транспортировке такой продукции.

На основе информации о применяемых пестицидах производится контроль за содержанием их остаточных количеств в объектах окружающей среды (вода, почва, воздух).

При отсутствии гигиенических нормативов для отдельных сельскохозяйственных культур следует ориентироваться на нормативы, установленные для культур, входящих в ту же группу пищевых продуктов (косточковые или семечковые плодовые культуры, корнеплоды и пр.), имеющих близкие величины допустимой суточной дозы (ДСД) и среднесуточную норму потребления в питании человека.

Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (ст. 14 ЗК РФ).

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культурно-технических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 ЗК РФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Меры предупреждения вреда окружающей среде в сельском хозяйстве при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения. Для обеспечения охраны окружающей среды важное значение имеет учет экологических факторов применительно к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения как в законодательстве, так и в процессе соответствующей деятельности. Очевидно, что при корректном учете экологических факторов достигаются цели предупреждения вреда окружающей среде и экогенного вреда.

Вопросы предупреждения вреда окружающей среде и здоровью человека в данной сфере весьма актуальны. Так, например, в деревне Ваулино Можайского района Московской области в 800 м от жилых строений расположен свинокомплекс ЗАО "Тропарево", принадлежащий Останкинскому мясокомбинату г. Москвы. Господствующее направление ветра - юго-восточное, от животноводческого комплекса к жилым строениям. В результате неграмотного размещения данного производственного объекта ветер доносит вредоносные запахи от свиноводческого комплекса, где производится газоопалка туш животных, хранятся падежные особи, к жилым домам. Жители и дачники деревни Ваулино неоднократно писали жалобы в прокуратуру, санитарно-эпидемиологическую службу Можайского района по данному факту*(202).

В экологическом и санитарно-эпидемическом законодательстве содержатся нормы, направленные на предупреждение подобных ситуаций, нередких в Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Общие требования в области охраны окружающей среды применительно к эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения содержатся в ст. 42 названного Закона. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации в своей деятельности обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

Планирование охраны окружающей среды в сельском хозяйстве регулируется рядом законов и подзаконных актов. Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" разрабатываются федеральные и региональные целевые программы обеспечения плодородия этих земель (ст. 13). При этом федеральные целевые программы формируются Правительством РФ и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Региональные целевые программы разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

На современном этапе действует федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99 (в ред. от 7 марта 2008 г. N 158)*(203). В программе определены ее цели, задачи, этапы, объемы и источники финансирования работ, ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности.

Так, цели программы - сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культурно-технических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием достижений науки и техники.

В задачи программы входят:

рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия почв, улучшение баланса питательных веществ без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов;

организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель;

защита земель от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений, охрана сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии, опустынивания;

разработка системы агролесомелиоративных мероприятий, обеспечивающих оптимизацию воздушного и гидротермического режимов агроландшафтов, улучшение качества природной среды и поверхностных водоисточников;

улучшение социальных условий в сельских районах путем сохранения и создания новых рабочих мест, сокращения заболеваемости населения за счет получения качественной и безопасной (без токсикантов) сельскохозяйственной продукции и повышения водообеспеченности сельских районов;

научное и информационно-аналитическое, нормативное правовое и методическое обеспечение программы, разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов.

При оценке значимости программы необходимо исходить из важнейших ее целевых индикаторов и показателей:

предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 5,55 млн. га сельскохозяйственных угодий и введение в сельскохозяйственный оборот 3,2 млн. га таких угодий;

ввод в эксплуатацию 397 тыс. га мелиорируемых земель;

вовлечение в сельскохозяйственный оборот 37 тыс. га земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

внесение 15,8 млн. т минеральных удобрений в почву в пересчете на действующее вещество;

защита 158,7 тыс. га земель от водной эрозии, затопления и подтопления;

защита и сохранение 585 тыс. га сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;

преобразование материалов комплексного разномасштабного картирования плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агроинформационных систем для проведения мониторинга плодородия почв 5,2 млн. га земель сельскохозяйственного назначения;

уменьшение степени кислотности почв путем проведения их известкования на площади 2037,5 тыс. га и фосфоритования на площади 475 тыс. га.

Мелиорация земель - это специфический технологический способ поддержания в благоприятном состоянии земель - важнейшего для сельского хозяйства природного ресурса. Мелиорация земель представляет коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культурно-технических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Регулируется мелиорация Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель"*(204).

Закон предусматривает следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культурно-техническая мелиорация, химическая мелиорация.

Гидромелиорация земель заключается в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся:

противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;

полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;

пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

Культурно-техническая мелиорация земель направлена на проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды:

расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;

мелиоративная обработка солонцов;

рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;

иные культурно-технические работы.

Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает известкование, фосфоритование и гипсование почв.

Порядок проведения мелиорации земель включает: планирование мелиорации земель, разработку, согласование, утверждение и реализацию проектов мелиорации. При этом планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства РФ, осуществляющим управление сельским хозяйством. Проекты мелиорации должны учитывать строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Мелиорация проводится гражданами и организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.

Консервация деградированных земель производится в целях восстановления плодородия почв и загрязненных территорий с изъятием деградированных земель из оборота. Ее осуществление регулируется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 555*(205).

Согласно ст. 11 Закона N 101-ФЗ разработка планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами, относится к основным направлениям обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с положением консервации подлежат:

сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные в большой степени опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;

земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней.

Выявление деградированных земель производится путем обследований, проводимых по утвержденным методикам предприятиями и организациями, а также гражданами, получившими в установленном порядке лицензии на эти обследования. В ходе обследований устанавливаются местоположение деградированных и загрязненных земель, их площадь, состав угодий, качественное состояние земель, динамика его изменения в последние пять-десять лет, причины, приведшие к деградации. По результатам обследований составляются карты и таблицы по видам и степени деградации земель, а также дается заключение по их дальнейшему использованию.

Материалы по консервации земель готовят органы Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости с участием Министерства сельского хозяйства РФ и Минздрава России. Решения о дальнейшем использовании деградированных сельскохозяйственных земель принимают уполномоченные органы.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас. Убытки, причиненные ухудшением качества земель или ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, возмещаются собственникам земли, землевладельцам и землепользователям в полном объеме теми предприятиями, по чьей вине произошла деградация земель.

Предотвращение гибели объектов животного мира при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Конкретные правовые положения в данной сфере установлены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997, утвердившим Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (в ред. от 13 марта 2008 г. N 169)*(206). В частности, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, которые могут вызывать массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания.

При полевых сельскохозяйственных работах необходимо использовать технологию, специально оборудованную технику, порядок работ, исключающих гибель животных. Производственные объекты, способные вызвать гибель объектов животного мира, должны иметь санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение окружающей среды. Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.

Владельцы сельскохозяйственных угодий по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны обеспечивать защиту объектов животного мира в пределах этих угодий в периоды размножения и линьки и сохранение участков, являющихся убежищами для объектов животного мира.

При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.

Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения. Мониторинг окружающей среды - система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В соответствии с законодательством проводится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных природных объектов, в частности земли, вод.

Данные экологического мониторинга охраны окружающей среды в сельском хозяйстве и мониторинга земель, вод служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений, в частности, связанных с использованием того или иного природного ресурса.

Организация и проведение мониторинга окружающей среды регулируются многими актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 63); "О гидрометеорологической службе", от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 16); Земельный кодекс РФ (ст. 67).

Так, в соответствии с Законом N 101-ФЗ мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель, порядок проведения которого устанавливается земельным законодательством.

Согласно ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга являются все земли в Российской Федерации. В задачи мониторинга входят:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок ведения государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ. На современном этапе регулируется положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846*(207).

Контроль за охраной окружающей среды в сельском хозяйстве (экологический контроль) - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный. Критериями такой классификации служат субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Задача государственного экологического контроля - проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Государственный экологический контроль ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований в сельском хозяйстве, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может не только использовать собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего.

Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию.

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов в процессе природопользования.

Соответственно, подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный. Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, а специальный - органами специальной компетенции. Разделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства РФ и правительств субъектов Федерации, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. 64-66) и Земельный кодекс РФ (ст. 71). Государственный контроль в сфере взаимодействия общества и природы регулируется также законом общего характера, а именно Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(208).

Детальное регулирование такого контроля осуществляется Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833*(209).

Государственный специальный контроль за охраной окружающей среды в сельском хозяйстве возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в соответствии с их положениями - за охраной атмосферного воздуха, вод в весьма значимых для сельского хозяйства сферах.

Особую роль играет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)*(210), являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Особенная часть

Глава VIII. Особенности создания и правового положениясельскохозяйственных хозяйственных обществ и товариществ

§ 1. Сельскохозяйственные акционерные обществаи общества с ограниченной ответственностью

В сельском хозяйстве в результате осуществления аграрной реформы более 2/5 всех сельскохозяйственных предприятий составили акционерные общества открытого и закрытого типа с преобладанием последних, а также товарищества с ограниченной ответственностью.

При этом Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" некорректно отождествлял акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) и товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО), противопоставляя, таким образом, открытые и закрытые акционерные общества как две особые организационно-правовые формы. ГК РФ установил, что акционерное общество - это одна организационно-правовая форма, представленная двумя типами (разновидностями), с корректированными названиями - закрытое акционерное общество (ЗАО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Эта группа сельскохозяйственных коммерческих организаций и на сегодняшний день все еще имеет крайне слабую правовую базу. Они создавались согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлений Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 4 сентября 1992 г. "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", в которых предписывалась реорганизация колхозов и совхозов в акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества и приведение их статуса в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (1990 г.). В этом Законе для указанных правовых форм (акционерное общество закрытого типа, товарищество с ограниченной ответственностью) было закреплено право коллективно-долевой собственности на имущество, что противоречило уже тогда Закону РСФСР "О собственности в РСФСР" (1990 г.) и тем более противоречит ГК РФ (1994 г.), четко закрепившему право собственности на имущество за юридическими лицами разных организационно-правовых форм (кроме унитарных предприятий). Определенное влияние на содержание учредительных документов сельскохозяйственных коммерческих организаций оказали Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденные Министерством сельского хозяйства РФ от 14 января 1992 г., в которых также были допущены нечеткости и противоречия с тогда еще действовавшими Основами гражданского законодательства относительно правового режима имущества во вновь создаваемых сельскохозяйственных коммерческих организациях.

Учредительные документы акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, в том числе и сельскохозяйственных, созданных до опубликования части первой ГК РФ, подлежали приведению в соответствие с нормами гл. 4 Кодекса в порядке и в сроки, которые были определены соответственно при принятии законов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.

Особенности правового положения сельскохозяйственных акционерных обществ. Принятый 26 декабря 1995 г. Федеральный закон "Об акционерных обществах"*(211) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июня 1996 г., согласно п. 4 ст. 1 не распространяется на акционерные общества, созданные на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Особенности правового положения таких акционерных обществ, а также обществ с ограниченной ответственностью определяются федеральными законами. В связи с этим должен был принят специальный федеральный закон об аграрных акционерных обществах.

До издания специального закона сельскохозяйственные акционерные общества, созданные на базе реорганизованных колхозов и совхозов, должны были действовать на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие Закона "Об акционерных обществах" согласно п. 5 ст. 94 этого Закона. Требования указанных норм Закона "Об акционерных обществах" распространяются на все сельскохозяйственные общества, созданные на базе колхозов, совхозов, государственных предприятий, реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323, а также в соответствии с Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708. Пункт 4 ст. 1 Закона "Об акционерных обществах" не распространяется и на сельскохозяйственные акционерные общества, которые созданы на базе реорганизованных колхозов и совхозов уже после издания этого Закона, поскольку правовой базой их являются те же акты Российской Федерации, принятые до введения данного Закона.

Однако указанные акты согласно ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Гражданского кодекса РФ. Если отдельные положения уставов сельскохозяйственных акционерных обществ противоречат ГК РФ, то действуют нормы Кодекса, которыми должны руководствоваться судебные и административные органы при разрешении споров. Такие противоречия содержались в уставах всех закрытых сельскохозяйственных акционерных обществ*(212), поскольку они разрабатывались в соответствии с ныне утратившим силу Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности", закрепившим для таких предприятий вместо права собственности на имущество право коллективно-долевой собственности граждан - их участников. Это обстоятельство диктовало необходимость внесения по решению общего собрания акционеров изменений в уставы обществ и их регистрации в установленном порядке еще до выхода специального закона об акционерных сельскохозяйственных обществах. Это было сделано в соответствии с рекомендациями по приведению учредительных документов сельскохозяйственных производственных кооперативов, акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ, утвержденными Минсельхозпродом России в 1996 г.

Специальный закон об особенностях создания и правового положения аграрных акционерных обществ так до сих пор не принят, хотя и в свое время он значился в планах законопроектных работ, и проект его был разработан. В связи с этим Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении от 2 апреля 1997 г. определили (п. 1): "Поскольку Закон относит к специальному правовому регулированию лишь особенности создания и правового положения акционерных обществ, названных в пунктах 3, 4 и 5 статьи 1 Закона, во всем остальном на эти общества распространяется действие Закона, в том числе содержащихся в нем норм, устанавливающих гарантии защиты прав акционеров, определяющих порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров".

На основе общего Закона "Об акционерных обществах" можно признать, что в сельскохозяйственных акционерных обществах по производству, реализации и переработке сельскохозяйственной продукции, созданных на базе реорганизованных колхозов, совхозов и приватизированных государственных сельскохозяйственных предприятий, уставный капитал формируется путем реализации заранее определенного количества акций, равных по их номинальной стоимости. Их участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества, а лишь несут на себе риск его убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Однако определение сельскохозяйственного акционерного общества нуждается в ряде уточнений. Во-первых, сельскохозяйственные акционерные общества, созданные на базе реорганизованных колхозов и совхозов (а не на базе приватизированных сельскохозяйственных государственных предприятий), сформировали свои уставные капиталы путем объединения имущественных и очень редко земельных паев своих учредителей - бывших членов колхозов и работников и пенсионеров реорганизованных совхозов, а также работников социальной сферы, которыми они были наделены при реорганизации последних. Во-вторых, стоимость имущественных паев не всегда выражалась в форме акций, а чаще всего удостоверялась иными документами (свидетельствами), а также сертификатами акций. В-третьих, сформированные в закрытых сельскохозяйственных акционерных обществах уставные капиталы не соответствовали их уставам как учредительским документам. В-четвертых, имущество таких акционерных обществ ранее являлось коллективно-долевой собственностью участников общества - его учредителей. Оно не было передано в собственность обществу как юридическому лицу.

Правопреемство сельскохозяйственных акционерных обществ по отношению к реорганизованным колхозам и совхозам отразилось и на всей процедуре их создания. Здесь сохраняли значение общие требования законодательства о включении в устав условий непосредственно акционерного характера (категории выпускаемых акций, их номинальная стоимость и количество, размер уставного капитала, права акционеров, состав и компетенция органов управления, порядок принятия решений, особенно по вопросам, требующим решения единогласно или квалифицированным большинством голосов). Кроме того, в устав включались подробные правила, регулирующие отношения в сфере всей производственно-хозяйственной и социальной деятельности общества.

Учредителями акционерного общества могли быть все владельцы имущественных паев и земельных долей, оставшиеся в реорганизованном хозяйстве, а также другие граждане и юридические лица.

Особенность формирования уставного капитала сельскохозяйственных акционерных обществ состоит также в том, что величина его (минимальная и максимальная) нормативно не регулировалась, поскольку она предопределялась стоимостью всего фактически имевшегося в реорганизованном колхозе или совхозе имущества, используемого в производственно-хозяйственной деятельности (основные и оборотные средства) и распределенного между работниками на имущественные паи.

Нормативно и практически оказался нерешенным вопрос об участии в формировании уставного капитала акционерных обществ земельных долей. Рекомендациями по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденными Министерством сельского хозяйства РФ от 14 января 1992 г., предусматривалось использование в качестве вклада в уставный капитал, кроме имущественных паев, права пользования земельными долями, носителями которых являлись не только все работающие в этих предприятиях, но и пенсионеры, а также работники социальной сферы.

На практике этого не произошло. Причин, по крайне мере, две. Нередко смешиваются вклады в уставный капитал в форме права собственности на земельный участок и права собственности на земельную долю и право пользования ими. В первом случае происходит переход права индивидуальной (частной) собственности на земельный участок (земельную долю) в право собственности сельскохозяйственной организации, и вклад в уставный капитал определяется по нормативной цене земельного участка. Во втором случае смены собственника земли не происходит, а вклад должен оцениваться лишь в пределах арендной платы.

На практике были возможны оба варианта земельной правосубъектности акционерных организаций, основанные на его праве собственности или праве пользования земельным участком. Первый из них является предпосылкой устойчивого (стабильного) землепользования и, следовательно, условием нормальной деятельности акционерного общества. Второй вариант потенциально мог сопровождаться и завершаться негативными социально-экономическими последствиями вплоть до полного прекращения деятельности общества, что и произошло в последующие годы реформ.

Право на внесение земельного пая в качестве взноса в акционерное общество было закреплено рядом нормативных правовых актов (1991-1993 гг.). Ими предусматривалась передача земельных долей и права пользования ими в уставный капитал сельскохозяйственных коммерческих организаций (в том числе акционерных обществ) на основе договора.

Решающее значение для характеристики правового режима имущества сельскохозяйственных акционерных обществ имеют особенности движения уставного капитала. При систематическом расширенном воспроизводстве хозяйства за счет прибыли наращивают имущество (преимущественно основные средства производства), увеличивая, таким образом, уставный капитал и соответственно вклады каждого учредителя и участника независимо от формы их удостоверения (сертификаты, акции, свидетельства). И, наоборот, при многократных неблагоприятных погодных условиях, повлекших за собой резкое снижение урожаев и выхода продукции животноводства, при отсутствии резервного фонда, необходимого для покрытия возникших вследствие этого убытков, неизбежно уменьшение уставного капитала и соответственно имущественных вкладов (паев) учредителей и участников акционерного общества.

Увеличение или уменьшение уставного капитала и изменение величины вклада каждого учредителя и участника возможны только по решению общего собрания акционеров, при внесении соответствующих изменений в учредительные документы. При этом уменьшение уставного капитала допускается после уведомления всех кредиторов общества, которые в свою очередь вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств хозяйства и возмещения им убытков.

По ряду объективных причин акционерные общества предусматривают в уставах и формируют в благоприятные по погодным условиям годы резервы оборотных средств, предназначенные для покрытия убытков в худшие годы, что позволяет сдерживать уменьшение уставного капитала. Размеры и порядок формирования резервного фонда определяются в зависимости от специализации и природно-экономических условий каждого конкретного хозяйства.

Уменьшение уставного капитала всегда нежелательно, ибо подрывает экономическую базу деятельности хозяйства. Предотвратить это в неблагоприятные годы, завершившиеся убыточностью сельскохозяйственных коммерческих организаций, можно двумя путями: 1) направить часть резервного фонда (если она есть) после покрытия убытков на пополнение уставного капитала и соответствующее увеличение вкладов акционеров; 2) систематическим наращиванием уставного капитала в лучшие годы за счет части прибыли, использованной на увеличение стоимости основных средств производства и распределенной на вклады акционеров. Возможно также приобретение (строительство) основных средств производства (зданий, сооружений и т.п.) за счет части прибыли, не распределенной на вклады акционеров. В последнем случае это означает формирование в процессе деятельности хозяйства за счет его прибыли неделимой части имущества. Такое решение вправе принять любое сельскохозяйственное акционерное общество, закрепив это в уставе.

Особенность сельскохозяйственных акционерных обществ состоит также в том, что в числе их учредителей много пенсионеров и численный состав работников мобилен, имеет тенденцию к уменьшению в связи с внедрением новой техники и технологии. С этим обстоятельством связана необходимость широкого использования акционерами закрытого общества института преимущественного права приобретения акционерами, а при неиспользовании этого права последними - самим акционерным обществом. В этих целях в уставе общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. В уставах конкретных обществ закрепляется порядок осуществления права преимущественной покупки (по аналогии с ГК РФ и Законом РФ "Об акционерных обществах").

Важное значение для правового положения открытых и закрытых сельскохозяйственных акционерных обществ имеет также вопрос, на каких принципах осуществляются подписка и продажа акций обществом, отчуждение акций акционерами. На практике закономерно сформировались закрытые акционерные общества, в которых отсутствовала свобода при продаже акций, а акции распределялись только среди учредителей общества (открытых АО очень мало, на 1 января 2000 г. - 679).

В уставах таких обществ, как правило, воспроизводятся положения гражданского законодательства и прописывается преимущественное право акционеров закрытого акционерного общества приобретать акции других акционеров того же общества. Это исключает передачу вкладов третьим лицам, не занятым в деятельности акционерного общества, и гарантирует право акционеров на возмещение стоимости своих вкладов при выходе из состава работников самим обществом. Для этого, как уже говорилось, требуется формирование из прибыли специального фонда.

Работники сельскохозяйственных акционерных обществ имеют двойной правовой статус: с одной стороны, они акционеры, с другой - лица, трудовые отношения которых с обществом основаны на трудовом договоре и регулируются трудовым законодательством и уставом. Поэтому в уставе конкретного акционерного общества закрепляются права и обязанности его работников и как акционеров, и как лиц, занятых наемным трудом.

Акционеры имеют право: 1) на получение дивидендов на свои вклады (акции) в порядке, закрепленном в уставе; 2) на участие в управлении путем принятия решений голосованием по принципу: количество голосов пропорционально сумме вкладов (возможно использование и принципа равенства независимо от величины вкладов), а также путем избрания в органы управления; 3) на возмещение стоимости своих вкладов (акций) путем продажи их другим акционерам, третьим лицам или самому акционерному обществу; 4) на получение при ликвидации акционерного общества части стоимости имущества, оставшегося после погашения всей задолженности, пропорционально вкладам (акциям).

Акционер, выходящий из хозяйства, тем или иным способом реализует свой вклад лишь по его стоимости. Он не имеет права на выдел имущества в натуре. Право акционера на выдел земельного участка определяется тем, передано ли акционерному обществу в качестве вклада право собственности на земельный участок (долю) или право пользования им. В последнем случае возврат вклада землей в натуре правомерен независимо от причины выхода акционера из общества.

Права и обязанности акционеров в рамках трудовых отношений, вытекающие из трудового законодательства, конкретизируются и закрепляются не только в уставе акционерного общества, но и в иных актах локального правотворчества: в положении об оплате труда, а правилах внутреннего трудового распорядка и др.

Акционеры сельскохозяйственных акционерных обществ имеют равные со всеми категориями работников права на пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование.

По гражданскому законодательству в крупных акционерных обществах (с числом акционеров более 50), кроме общего собрания как высшего органа управления, избирается совет директоров (наблюдательный совет), как постоянно действующий коллективный орган, исполнительный орган (дирекция, правление), а также ревизионная комиссия. Поскольку сельскохозяйственные акционерные общества созданы на базе реорганизованных колхозов и совхозов, в них может в порядке преемственности сохраняться двухступенчатая (двухзвенная) система органов управления: общее собрание - правление (дирекция) независимо от численности акционеров.

Во всех сельскохозяйственных акционерных обществах общим собранием избирается ревизионная комиссия. Многие сельскохозяйственные акционерные общества в ходе дальнейшего развития аграрной реформы реорганизовались в сельскохозяйственные производственные кооперативы как наиболее соответствующую специфике ведения хозяйственной деятельности организационно-правовую форму.

Поскольку норма п. 3 ст. 7 Закона "Об акционерных обществах" об ограничении числа акционеров закрытого общества пятьюдесятью не применяется к созданным в сельском хозяйстве закрытым обществам, они продолжают свое существование независимо от численности акционеров и не подлежат реорганизации в открытые акционерные общества.

Сельскохозяйственные общества с ограниченной ответственностью - это общества по производству, реализации и переработке сельскохозяйственной продукции, которые образованы путем объединения имущественных и земельных вкладов граждан, не отвечающих по обязательствам общества и несущих на себе риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости вкладов.

Эти производственные формирования наделены той же гражданской правосубъектностью, что и акционерные общества. Они являются юридическими лицами, имеют право осуществлять все виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законом, обладают полной самостоятельностью во внешних и внутрихозяйственных отношениях.

Помимо указания вида общества, его фирменного названия и места нахождения, предмета и цели его деятельности, размера уставного капитала учредительные документы должны содержать: сведения о размере долей каждого из участников, размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; структуре и компетенции органов управления и порядок принятия ими решений, в том числе перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов; иные сведения, предусмотренные соответствующим законодательством. Имущество сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью, так же как имущество акционерных обществ, состоит:

из имущества, представляющего собой вклады участников (учредителей), образующих его уставный капитал;

продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности;

полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного ими по другим основаниям.

В качестве вклада законодательство признает здания, сооружения, иные материальные ценности, ценные бумаги, права собственности или пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, а также иные имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность), денежные средства в отечественной и иностранной валюте. Для нормальной деятельности сельскохозяйственных обществ, особенно связанной с кредитными отношениями, важно включение в состав уставного капитала правильно оцененного вклада в форме земли в натуре, земельной доли или права пользования землей (земельной долей). На сельскохозяйственные формирования данного вида распространяется обязанность уведомления кредиторов об уменьшении уставного капитала и исполнения соответствующих обязательств перед ними.

Отличия сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью от акционерных обществ заключается в обязательственных правоотношениях. Участники первых не свободны в распоряжении своим вкладом (имущественным и земельным паем). Они вправе продать или иным образом уступить свой вклад одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение вклада третьим лицам лишь допускается, но в уставах конкретных обществ оно может быть и запрещено или ограничено. Однако и в случаях разрешения отчуждения третьим лицам сохраняется преимущественное право покупки вклада участниками общества в течение месяца или иного установленного в уставе срока со дня извещения о продаже. Если же отчуждение вклада третьим лицам уставом не предусмотрено, а другие участники общества от его покупки отказываются, общество обязано выплатить владельцу вклада действительную стоимость вклада или выделить ему соответствующее имущество в натуре. В таком случае общество обязано реализовать вклад другим участникам или третьим лицам либо уменьшить свой уставный капитал.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из его состава независимо от согласия других его участников. При этом ему выплачивается стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале. Что касается времени и других условий выхода, то в уставе могут быть учтены особенности сельскохозяйственного производства и связанная с ними специфика регулирования трудовых отношений (т.е. общее правило выхода в любое время уставом может быть ограничено).

Переход вклада (доли) в уставном капитале к наследникам также может быть в уставе конкретного общества ограничен условием наличия согласия остальных участников. Если такого согласия не достигнуто, общество обязано выплатить наследнику стоимость вклада или выделить соответствующее имущество в натуре.

Работники сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью независимо от того, являются ли они участниками или нет, имеют тот же трудоправовой статус, что и работники-акционеры. Аналогично акционерным обществам в таких формированиях осуществляется и внутрихозяйственное правовое регулирование.

Установленная законодательством для общества с ограниченной ответственностью предельная численность его участников не соответствует фактически сложившимся крупным размерам созданных в ходе аграрной реформы сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью. Это требовало во избежание ликвидации ООО реорганизации их в течение года в ОАО либо в сельскохозяйственные кооперативы, либо сохранения в прежней организационно-правовой форме путем разделения на два или более общества. На практике крупные ООО преобразовались в сельскохозяйственные производственные кооперативы.

В сельском хозяйстве пока не получили распространение, но в перспективе возможны производственные формирования с правовым статусом общества с дополнительной ответственностью. Эти общества по правовой природе близки к обществам с ограниченной ответственностью. Их отличия состоят лишь в том, что участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом размере, кратном стоимости их вкладов согласно уставу.

Такие общества могут создаваться группой крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных коммерческих организаций разных организационно-правовых форм. Способы осуществления солидарной ответственности предусматриваются в учредительных документах общества. Особенность управления сельскохозяйственными обществами с ограниченной или дополнительной ответственностью состоит в более упрощенной системе органов управления: общее собрание как высший орган и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), избираемый общим собранием и подотчетный ему. В качестве единоличного органа управления, повседневно осуществляющего руководство деятельностью общества, выступает директор (председатель правления), который также избирается (даже не из числа участников общества).

Обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью не предоставлено право выпускать акции.

Изложенное выше не полно раскрывает особенности правового статуса сельскохозяйственных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Во всяком случае в общих федеральных законах о ЗАО и ООО найдется немало норм, применение которых в них невозможно или затруднено, в том числе и относящихся к порядку проведения общего собрания. Не соответствует этим законам и сложившаяся в сельскохозяйственных ЗАО и ООО правовая модель имущества, так как важнейшая его часть состоит - земельные участки находятся в собственности граждан, а не хозяйств как юридических лиц. На практике это привело к фактически незаконному их использованию из-за трудностей в переоформлении арендных отношений и неприятию нормы земельного законодательства о передаче права собственности на земельные участки в доверительное управление.

В учредительных документах сельскохозяйственных ЗАО и ООО не прослеживаются существенные различия в их правовом положении, что позволяет согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что закрытые акционерные общества - непродуманная и излишняя форма*(213), выполняющая функцию, прямо противоположную классической функции АО - собирание капитала, и по существу не отличающаяся от классической модели ООО.

Однако многолетняя практика функционирования сельскохозяйственных АО (ОАО и ЗАО) и ООО убедительно подтвердила справедливость многочисленных высказываний ученых правоведов-аграрников, прозвучавших еще в первые годы земельной и аграрной реформ, о том, что обе эти формы предпринимательской деятельности на селе неадекватны отраслевым особенностям. И потому государство в течение последнего десятилетия проводит активный курс на развитие сельскохозяйственной кооперации.