§ 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
Под режимом труда и отдыха понимается распределение рабочего времени и времени отдыха в пределах определенного периода (суток, недели, месяца, года). Трудовое законодательство определяет рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).
Нормальная продолжительность рабочего времени по действующему законодательству не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ). Для отдельных категорий работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Так, в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе"*(302) для женщин, работающих в сельской местности, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы.
В сельскохозяйственных организациях нередко применяется режим с разделением рабочего дня на части (например, для животноводов, так как кормление животных, дойка коров производятся в определенные часы). Для работников, занятых в животноводстве, для механизаторов в напряженные периоды сельскохозяйственных работ (сев, уборка урожая) устанавливается двух- и трехсменные графики работы.
Сельскохозяйственные организации самостоятельно устанавливают режим рабочего времени. Однако при этом они должны соблюдать законодательство о труде. Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику), неполная рабочая неделя, работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.
Между тем остается открытым вопрос о предельно допустимой продолжительности рабочего дня. Ранее действовавший Кодекс законов о труде (1971 г.) устанавливал, что при пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не могла превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов - при недельной норме 36 часов и 4 часов - при недельной норме 24 часа.
В настоящее время законодатель установил предельную продолжительность ежедневной работы (смены) лишь для отдельных категорий работников, работников в возрасте от 15 до 16 лет, учащихся в возрасте от 14 до 16 лет, совмещающих учебу с работой, инвалидов, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 94 ТК РФ). Однако при этом не устанавливается общая предельная продолжительность рабочего дня.
Вопрос об определении предельной продолжительности рабочего дня особенно важен для работников сельского хозяйства, поскольку в период проведения сезонных работ далеко не всегда имеется возможность организовать двухсменный режим работы, и увеличение рабочего дня становится объективно необходимым. В то же время отсутствие в нормативных правовых актах ограничения предельной продолжительности рабочего дня создает условия для его чрезмерного удлинения и нарушения тем самым прав и законных интересов работников сельскохозяйственных организаций.
В действовавшие ранее Правила по охране труда при производстве продукции растениеводства, утвержденные приказом Минсельхозпрода России от 30 мая 1995 г. N 143, включались нормы, регулирующие режим труда и отдыха работников. В них, в частности, указывалось, что при отсутствии возможности организации двухсменного режима работы в период проведения сезонных работ (сев, уборка) продолжительность рабочей смены может быть увеличена до 10 часов с обязательным введением второго внутрисменного перерыва на отдых, личные надобности и прием пищи (п. 6.3). Но в связи с изменением функций Минсельхоза России и исключением из его полномочий вопросов регулирования труда во вновь принятых правилах по охране труда в растениеводстве, утвержденных приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 889, вопросы режима труда и отдыха работников не регулируются. Ряд исследователей обоснованно предлагали закрепить в Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации", а также в новом отраслевом соглашении на период после 2008 г. положение о том, что предельная продолжительность рабочего дня в сельском хозяйстве не может превышать 10 часов, и восстановить в новых правилах (2003 г.) по охране труда в растениеводстве п. 6.3 ранее действовавших правил по охране труда в растениеводстве 1995 г.
Время отдыха является свободным временем, которое человек может использовать по своему усмотрению. Оно является для человека необходимым условием для его всестороннего развития, повышения общего и профессионального образования. Право на отдых рассматривается как неотъемлемое право каждого человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека, ст. 24 которой гласит, что "каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск".
Трудовой кодекс определяет время отдыха как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106).
В Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" вопросы рабочего времени и времени отдыха работников не регламентируются. Указывается лишь, что труд членов производственного кооператива регулируется настоящим Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, уставами кооперативов.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы времени отдыха в сельскохозяйственных организациях, являются правила внутреннего трудового распорядка (правила внутреннего распорядка в сельскохозяйственных производственных кооперативах)*(303).
В сельскохозяйственных организациях правилами внутреннего трудового распорядка традиционно регулируется предоставление выходных дней с учетом специфики сельскохозяйственного производства. При этом используются положения, содержащиеся в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 июля 1967 г. "О порядке предоставления рабочим совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, занятых в растениеводстве, отгулов за работу в дни отдыха"*(304). Данным постановлением директорам совхозов в период напряженных полевых работ (посев, уборка урожая) в случае производственной необходимости разрешалось по согласованию с профкомом привлекать рабочих, занятых в растениеводстве, к работе в установленные по графику дни отдыха с предоставлением взамен этих дней других дней отдыха по окончании каждого периода напряженных полевых работ. Суммирование дней отдыха могло производиться за период, не превышающий два месяца. В случае непредоставления работникам других дней отдыха (взамен не использованных по графику) в течение ближайших двух недель после объявления выходных дней рабочими днями одновременно с предоставлением отгула за неиспользованные выходные дни производилась доплата за работу в дни отдыха.
В юридической литературе высказывалось заслуживающее поддержки предложение о целесообразности использовать опыт советского законодательства в настоящее время для регулирования вопросов рабочего времени и отдыха в сельскохозяйственных производственных кооперативах.
Председателю сельскохозяйственного производственного кооператива, членам правления, главным (старшим) специалистам и членам кооператива, занятым в животноводстве и отраслях с непрерывным процессом производства, выходные дни должны предоставляться по графику, утвержденному правлением кооператива, что должно быть закреплено в правилах внутреннего распорядка. В отношении работающих в сельскохозяйственной организации женщин следует также в Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" включить положение о том, что для них устанавливается 36-часовая рабочая неделя и, кроме того, им согласно ч. 2 ст. 262 ТК РФ может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.
На работников сельскохозяйственных организаций распространяются нормы Трудового кодекса РФ, устанавливающие нерабочие праздничные дни (ст. 112). Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством.
На непрерывно действующих участках сельскохозяйственного производства (например, в животноводстве) нормами ст. 113 ТК РФ (ч. 5) допускается привлечение работников к работам в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Трудовой кодекс РФ предоставляет работнику право приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней на весь период до выплаты задержанной суммы с извещением работодателя в письменной форме (ст. 142). Но при этом Кодекс ограничивает указанное право для отдельных категорий работников.
Однако ТК РФ не включает работников сельского хозяйства в перечень организаций и категорий работников, для которых не допускается приостановление работы. Между тем работы в растениеводстве по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, а также работы в животноводстве по уходу за животными, во-первых, непосредственно связаны с обеспечением жизнедеятельности населения; во-вторых, не могут быть приостановлены без потери урожая или поголовья скота. Поэтому в литературе высказаны предложения о дополнении ст. 142 ТК РФ и о закреплении в Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" перечня работников (членов кооператива), которые не могут приостанавливать работу в связи с невыплатой заработной платы.
Охрана труда. Конституция РФ (п. 3 ст. 37) гласит, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". В развитие этого конституционного положения законодатель установил общие требования по охране труда и здоровья работающих, которые не зависят от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Более детальное нормативное правовое регулирование охраны труда в сельскохозяйственных организациях производится на основе подзаконных актов, трудового договора, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, принимаемых сельскохозяйственной организацией, и других нормативных актов (правилами внутреннего распорядка сельскохозяйственных кооперативов).
Система государственных стандартов безопасности труда включает: требования по организации работ, обеспечивающих безопасность труда и организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда; требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов; требования к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям и т.д.
В соответствии со ст. 221 ТК РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Применительно к отраслям экономики страны действуют отраслевые правила охраны труда.
Минсельхозом России разработаны правила охраны труда для различных отраслей сельского хозяйства: растениеводства, животноводства, птицеводства и т.д.*(305), которые также распространяются на работодателей, наемных работников, членов кооперативов. Они содержат общие требования: к охране труда; безопасности производственных (технологических) процессов и организации работ; производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест; исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам; способам хранения и транспортирования этих материалов, готовой продукции и отходов производства.
Руководствуясь названными нормативными правовыми актами, сельскохозяйственные организации разрабатывают и принимают собственные правила и нормы в области охраны труда, учитывающие специфику деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.
Следует отметить, что в Российской Федерации на протяжении многих лет сохраняется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда в сельском хозяйстве. Кроме материальных и финансовых трудностей сельскохозяйственных организаций в числе причин такого положения - отсутствие в них специалистов по охране труда.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах