logo
Bogolyubov_S_A__Brinchuk_M_M__Vedysheva_N_O__i

Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права

В современной теории права выражение "источник права" часто используется в двух значениях: материальном и формальном. В материальном значении под источником права понимается сила, создающая право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, на развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения*(51). В формальном значении источник права есть форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. Последнее значение источника права преобладает в учебной и научной литературе.

Существует и более развернутое определение источника права - как исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения, как "резервуар", в котором только юридические нормы и находятся и откуда "мы их черпаем"*(52).

В национальных правовых системах мира используются разные виды источников права (наборы их видов):

нормативный правовой акт - распространен в континентальных государствах романо-германской правовой семьи и близких к ней правовых системах;

нормативный договор - распространен в государствах с развитой экономикой и в международном праве;

правовой обычай - используется во всех правовых семьях в прошлом и настоящем;

правовой прецедент (судебный и административный) - основной источник в англосаксонской правовой семье;

правовая доктрина - распространена в англосаксонской правовой семье и некоторых мусульманских государствах;

общие принципы права - применяемые в международном праве и в процессуальных отраслях права внутри государства.

В российских правовых науках проявляется разный подход к признанию действующими (или возможными для использования) каждого из приведенных источников права применительно к той или иной отрасли права. Безусловно, абсолютно доминирующее значение имеют нормативный правовой акт и нормативный договор, используемые во многих отраслях российского права (государственного, гражданского, аграрного, семейного, трудового).

Относительно признания судебного прецедента в качестве источника права мнения ученых и юристов-практиков расходятся, хотя роль судебной практики в совершенствовании правоприменительной практики, особенно в аграрных правоотношениях, вряд ли кто отрицает.

В аграрно-правовой литературе умалчиваются возможность, а также факт использования правового обычая в аграрных правоотношениях в качестве источника права.

Уместно обратиться к теоретическому толкованию правового обычая и близких к нему иных источников права.

С.С. Алексеев определяет санкционированные обычаи как вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки к обычаям в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов. При этом данный вид источников права рассматривается обобщенно как правовые обыкновения - деловые, судебные, правовые традиции*(53).

Между тем соотношение понятий "обычаи" и "обыкновения", их отождествление в юридической литературе и на практике являются спорными. Отрицается не только равенство между обычаями и обыкновениями, но и не признаются обыкновения источником права. В то же время в литературе отмечается, что в современном экономическом обороте провести границу между обыкновением и обычаем сложно, поскольку в действительности обыкновения часто переходят в обычай.

В ряде исследований правовой обычай признается источником права как неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права. И эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка. Тем более что последние в качестве понятий не применяются в Гражданском кодексе РФ.

Существует расширительное толкование способов государственного санкционированного обычая: законодательное; правоприменительное; ведомственное; договорное; признание государствами международного обычая; государственное санкционирование обычаев, систематизированных и признанных негосударственными организациями.

Наиболее распространенной разновидностью правового обычая является обычай делового оборота, которым согласно ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Наряду с термином "обычай делового оборота" Гражданский кодекс РФ в ряде статей использует универсальное (родовое) понятие - "обычно предъявляемые требования".) Правила об обычаях делового оборота содержатся в ст. 5, 6, 309, 311, 312, 314, 316, 406, 427, 431, 438, 451, 452, 474, 478, 508, 516, 513, 848, 862, 863, 867, 874, 891, 985, 992, 998 ГК РФ.

Обычаи делового оборота в настоящее время широко используются в аграрных отношениях, что обусловлено историей развития договорных отношений в агропромышленном комплексе страны. Дело в том, что в сельском хозяйстве все еще применяются акты, принятые в советский период:

положение о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции, утвержденное приказом Госагропрома СССР от 15 апреля 1987 г. N 300;

положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций районными ремонтными предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССР от 6 июля 1987 г. N 523.

На основе названных положений были разработаны типовые и примерные договоры (только типовых договоров контрактации сельскохозяйственной продукции насчитывалось 22).

В соответствии с данными нормативными правовыми актами, носившими плановый, императивный характер, заключались договоры по производственно-техническому обслуживанию, по агрохимическому обслуживанию, по ремонту и техническому обслуживанию внутрихозяйственных мелиоративных сетей, контрактации и др. Общее их свойство - значительный набор существенных условий договора и конкретные размеры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение, которые были обязательны для каждой из сторон договорного правоотношения. А самое главное - в них последовательно отражена специфика аграрных отношений, что служило основанием для признания в аграрно-правовой науке договоров в сфере производственно-технического обслуживания сельского хозяйства как особых видов договоров, отличающихся от видов подряда, закрепленных в гражданском законодательстве (договор контрактации уже нашел место в нем).

В конце 1980-х годов в связи с начавшейся в 1987 г. в СССР общей экономической реформой и закреплением в ряде статусных законов "О государственных производственных предприятиях (объединениях)" (1987 г.), "О кооперации в СССР" (1988 г.), провозгласивших свободу договора, указанные нормативные правовые акты утратили силу. Однако в силу традиции они (акты) сами по себе не исчезли из правоприменительной практики. Образовавшийся правовой вакуум привел к тому, что предусмотренные в этих актах условия договора обрели характер примерных.

В настоящее время к рассматриваемым договорным отношениям в агропромышленном комплексе применим и п. 1 ст. 427 ГК РФ, согласно которому в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати (т.е. указанными положениями и изданными в соответствии с ними примерными договорами), и п. 2 ст. 427 ГК РФ, в соответствии с которым в случае, когда в договоре не содержится отсылки к примерным условиям, такие условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ, т.е. если широко применяемое правило поведения не предусмотрено законодательством, независимо от его зафиксированности в каком-либо документе, и если условие договора не определено его сторонами или диспозитивной нормой. В данном случае указанные аграрно-правовые акты могут рассматриваться в качестве обычаев делового оборота.

В российской учебной и научной литературе, а также официально правовая доктрина, как и судебный прецедент, не признана самостоятельным источником права. Таким образом, в судебной практике возникают ситуации, когда соответствующие нормы материального права либо противоречивы, либо допускают возможность разного толкования в силу расплывчатости, недостаточной четкости формулирования их содержания. Например, нередко арбитражные суды в своих решениях исходят из неверной трактовки соответствующих норм закона, согласно которой земельный участок, предоставленный главе крестьянского хозяйства как индивидуальному предпринимателю для ведения сельского хозяйства, не входит в состав конкурсной массы при банкротстве - процедуре конкурсного производства. Обращение к авторитетным научным (доктринальным) юридическим публикациям было бы логически правомерным.

Фундаментальной частью источников аграрного права, как и основных, профилирующих и специальных отраслей, являются нормативные правовые акты - документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы). Поэтому все последующее изложение данной темы посвящается анализу особенностей и системы аграрного законодательства.

Нормативный договор является соглашением двух и более субъектов, содержащим общеобязательные юридические нормы. По своим основным юридическим критериям нормативный договор относится к нормативным правовым актам. Особое значение нормативный договор как источник аграрного права имеет при правовом регулировании трудовых отношений в рамках трудового права (коллективный договор унитарного предприятия, аграрного акционерного общества, аграрного общества с ограниченной ответственностью). Немаловажную роль при осуществлении земельной и аграрной реформ сыграл и Федеративный договор 1992 г., предоставивший республикам, входящим в РСФСР, особые нормотворческие полномочия в регулировании земельных отношений.