§ 2. Сельскохозяйственные товарищества
Закрепленные гражданским законодательством организационно-правовые формы хозяйствования - полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) представляют собой объединения нескольких граждан или юридических лиц, участники которых (полные товарищи) осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества на основе заключенного между ними договора и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Товарищества являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы и названия (фамилии) не менее одного участника товарищества (для товарищества на вере это должны быть только полные товарищи). Товарищество на вере отличается от полного товарищества составом участников: кроме полных товарищей оно объединяет и участников-вкладчиков (коммандитистов), не принимающих участия в предпринимательской деятельности товарищества.
Имущество того или другого товарищества формируется за счет вкладов уставного (складочного) капитала, полученных доходов и других законных источников и принадлежит ему на праве собственности. Одна из особенностей правового режима имущества состоит в том, что все участники полного товарищества и полные товарищи товарищества на вере солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах внесенных ими вкладов в имущество товарищества.
Для организации полного товарищества и товарищества на вере достаточно учредительного договора, подписанного всеми полными товариществами. Этот договор помимо общих для всех видов предприятий требований должен содержать сведения о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменения вкладов (долей) каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов и об их ответственности за нарушение этой обязанности; о совокупном размере вкладов, вносимых коммандитистами.
Весьма ограниченная численность участников рассматриваемых товариществ обусловливается спецификой прав и обязанностей полных товариществ, вытекающих из особых правил ведения дел, распределения прибыли и убытков, ответственности по обязательствам и т.п.
Так, управление деятельностью товарищества осуществляется по принципу общего согласия всех участников (хотя не исключается возможность принятия решения большинством голосов), равноправия при голосовании (в отличие от участников хозяйственных обществ каждый полный товарищ, как правило, имеет один голос, хотя не исключается и иной порядок).
Ведение дел товарищества возможно в трех вариантах: 1) каждый участник действует от имени товарищества; 2) все участники ведут дела совместно; 3) ведение дел поручается отдельным участникам. Разумеется, при втором и третьем вариантах права каждого участника в совершении сделок ограничиваются: требуются соответственно согласие всех участников и доверенность от участника, которому поручено ведение дел. Участники вправе через суд потребовать прекращения полномочий, предоставленных отдельным участникам.
Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их вкладам. Установлена своеобразная, равная с другими участниками ответственность участников по обязательствам товарищества, возникшим в периоды неучастия их в его деятельности (т.е. до их вступления в общество и после выхода из его состава - даже в течение двух лет).
Своеобразие образования складочного капитала (в отличие от уставного капитала хозяйственных обществ), доверительный характер отношений между участниками полного и коммандитного товарищества обусловили и специфику обязательственных имущественных правоотношений.
Любой участник товарищества (гражданин или юридическое лицо) вправе выйти из него (ограничен лишь срок выхода в бессрочных товариществах - по истечении шести месяцев после заявления о выходе) и получить стоимость части имущества, соответствующей его доле в складочном капитале (либо часть имущества в натуре). При этом величина складочного капитала не уменьшается, а доля каждого из оставшихся участников в складочном капитале увеличивается. Следовательно, обязательно создание резервного капитала в каждом товариществе.
Наследник умершего (или правопреемник - юридическое лицо) может стать участником товарищества только при согласии других участников, а если согласия не достигнуто, то при расчетах с наследниками (правопреемниками) вступает в силу изложенное правило об ответственности и выбывшего участника по обязательствам товарищества перед третьими лицами (т.е. в течение двух лет после выбытия).
Участник товарищества с согласия остальных его участников вправе передать свой вклад (долю) в складочном капитале другому участнику либо третьему лицу. При этом получившему вклад иному (т.е. третьему) лицу переходят все права и обязанности участника, передавшего вклад.
При недостатке имущества участника товарищества, необходимого для покрытия его собственных долгов, кредитор участника вправе потребовать от товарищества выдела части его имущества, соответствующей доле должника в складочном капитале с целью обращения взыскания на это имущество. Участие в товариществе должника в таком случае прекращается.
Вкладчик (коммандитист) имеет право на получение прибыли, выход из товарищества в конце финансового года с возвратом вклада, передачу вклада участникам и третьим лицам. Он пользуется также преимущественным правом на покупку вкладов (долей) полных товарищей.
В силу своей новизны полное и коммандитное товарищества не получили широкого распространения в сельском хозяйстве. К началу 1995 г. в сельском хозяйстве насчитывалось 140 коммандитных (по прежнему наименованию - смешанных) товариществ, созданных в основном в Нижегородской и ряде других областей, осуществляющих в порядке эксперимента реорганизацию крупных коммерческих сельскохозяйственных организаций в организации меньшего размера и иных организационно-правовых форм. Их учредительные документы разрабатывались на основе ГК РФ (1994 г.) и не подлежат изменению, если соответствуют последнему, поскольку издание специального закона ГК РФ не предусмотрено. Эта форма не развивалась и в последующие годы реформ на селе; она отвечает лишь интересам бывших руководителей и специалистов сельского хозяйства, сосредоточивших в своих руках значительную часть имущественных паев и земельных долей реорганизованных колхозов и совхозов и создавших небольшие товарищества на вере с привлечением к участию в них бывших работников тех же сельскохозяйственных организаций в качестве коммандитистов.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах