logo search
KURS_LEKTsIJ

16.4 Режим секретности

Государственная тайна — это информация, сведения, несан­кционированный доступ к которым может причинить вред инте­ресам страны, государства. В Законе РФ «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна — защищае­мые государством сведения в области его военной, внешнеполи­тической, экономической, разведывательной, контрразведыватель­ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Феде­рации».

Информация тесно связана с ее носителями — материальны­ми объектами, в которых сведения, составляющие государствен­ную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются Конституция РФ, Законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства РФ.

Можно назвать следующие признаки государственной тайны: это очень важные сведения; их разглашение может причи­нить ущерб государственным интересам; перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закреп­ляется федеральным законом; она охраняется мерами уголов­ной ответственности и иными принудительными средствами; для ее охраны создан специальный административно-право­вой режим — режим секретности.

Секретность — важное средство обеспечения государствен­ной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений — это предусмотренное Конституцией ограничение закреплен­ного ст. 27 Конституции права граждан «свободно искать, полу­чать, производить и распространять информацию любым закон­ным способом».

Режим секретности является постоянным, общегосударствен­ным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, мес­тного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства, либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государствен­ной тайне.

Как и вся иная деятельность исполнительной власти, деятель­ность по обеспечению секретности должна быть эффективной, т.е. основанной на принципах целесообразности, законности, опера­тивности.

Главные элементы режима секретности: 1) правила засекре­чивания; 2) защита государственной тайны; 3) рассекречивание.

1. Засекречены могут быть названные в законе сведения в во­енной области, о внешней политике, экономике, научно-исследо­вательских и проектных работах, технологиях, имеющие важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности. Не подлежат засекречиванию сведения о: чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожаю­щих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а так­же о стихийных бедствиях; состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демо­графии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности; привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами; размерах золотого запаса и государственных валютных ре­зервах Российской Федерации; состоянии здоровья высших должностных лиц России.

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «со­вершенно секретно» и «секретно». Степень секретности сведе­ний, составляющих государственную тайну, должна соответство­вать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения инфор­мации к той или иной степени секретности устанавливается Пра­вительством РФ. Президент РФ утверждает перечень должностных лиц, наде­ленных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают разверну­тые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Основани­ем для засекречивания является соответствие информации перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченно­му должностному лицу направляются предложения о засекречи­вании, оно принимает решение о его необходимости и степени секретности.

2. Защита государственной тайны, прежде всего, предполагает создание ведомств, органов, структурных единиц, которые пос­тоянно и профессионально занимаются этим делом. Иными сло­вами, необходимо организационное обеспечение. Оно представ­лено Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, Федеральной службой безопасности, Службой внеш­ней разведки и други­ми административными ведомствами и органами исполнительной власти. Во многих организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности.

Второй компонент защиты — правила допуска должностных лиц, граждан организаций к государственной тайне. Допуск пред­приятий, учреждений и организаций к проведению работ, свя­занных с использованием сведений, составляющих государствен­ную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по ее за­щите осуществляется путем получения ими в установленном по­рядке лицензий на проведение работ со сведениями соответству­ющей степени секретности.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Заинтересованные лица подают заявления в компетентные орга­ны, прилагая к ним необходимые документы. Властные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа (наличия судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоян­ное проживание заявителя или его близких родственников за границей и др.). Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществля­ется в исключительно разрешительном порядке, устанавливае­мом Правительством РФ.

Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятий руководитель организации принимает решение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.

Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носи­телями специального административно-правового статуса, кото­рый включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обяза­тельств по нераспространению доверенных им сведений, состав­ляющих государственную тайну; письменное согласие на прове­дение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предос­тавления льгот; ознакомление с нормами законодательства Рос­сийской Федерации о государственной тайне, предусматриваю­щими ответственность за его нарушение. Допуск связан с согласием лица на частичное, временное огра­ничение права выезда за границу.

За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, лица, допущенные к ней на постоянной основе, получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу (та­рифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений.

Допуск должностного лица, гражданина к государственной тай­не может быть прекращен по решению руководителя органа го­сударственной власти, предприятия, учреждения или организа­ции в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации организации и т.д.), а также даже за однократное нарушение лицом взятых на себя обяза­тельств по соблюдению режима секретности.

Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контрак­та), но не освобождает его от взятых обязательств по неразгла­шению сведений.

В соответствии со ст. 26 ГПК РФ иски, связан­ные с государственной тайной, рассматриваются судами субъек­тов Федерации: республиканскими, областными и т.д.

На органы Федеральной службы безопасности возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну в государственных орга­нах, воинских формированиях, на предприятиях и в учреждени­ях независимо от форм собственности.

3. Рассекречивание сведений и их носителей представляет со­бой снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне. Рассекречивание может осу­ществляться по общему правилу и в специальном порядке.

По общему правилу срок засекречивания не должен превы­шать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекре­чиваются не позднее сроков, установленных при их засекречи­вании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения. Некото­рые сведения (об оперативно-розыскной, разведывательной дея­тельности и др.) никогда не должны рассекречиваться.

Рассекречивание может производиться досрочно.

Во-первых, в связи с международными обязательствами России.

Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вслед­ствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих го­сударственную тайну, является нецелесообразной. Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделе­ны полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматри­вать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведе­ний и их соответствия установленной ранее степени секретности.

В-третьих, досрочное рассекречивание может быть осуществле­но руководителями органов государственной власти, предпри­ятий, организаций, если они установят, что их подчиненные не­обоснованно засекретили носители информации.

В-четвертых, граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.