§ 3. Французская Республика (Франция)
Основным источником правового регулирования аграрных отношений и сельскохозяйственной деятельности во Франции является Сельскохозяйственный (Аграрный) кодекс, признавший долгосрочное развитие сельского хозяйства приоритетным направлением освоения сельскохозяйственных территорий (ст. LIII-1).
Оценка и защита сельскохозяйственных и лесных пространств должны осуществляться с учетом их экономических, экологических и общественных функций.
Статья LIII-2 Сельскохозяйственного (Аграрного) кодекса устанавливает основные принципы осуществления политики, направленной на долгосрочное развитие сельского хозяйства:
создание благоприятных возможностей для проведения оценки состояния сельскохозяйственного и лесного пространства;
улучшение демографического равновесия между городскими и сельскими зонами;
поддержка и развитие сельскохозяйственного и лесного производства, включая общественные и экологические функции сельскохозяйственной деятельности, прежде всего направленные на борьбу с парниковым эффектом;
обеспечение организации и экономическая поддержка различных видов деятельности, способствующих развитию сельскохозяйственного производства;
учет необходимости сельскохозяйственного производства, поддержка и организация коллективных служб в малонаселенных районах;
предупреждение природных катастроф и защита сельскохозяйственных территорий.
Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации осуществляется специальным кооперативным законодательством. Помимо общего Закона от 10 сентября 1947 г. "О кооперации", закрепляющего основные кооперативные принципы, действует более десяти законов, специально посвященных сельскохозяйственным кооперативам. Статус банковских кооперативов определен Законом от 17 мая 1982 г. "О банковских кооперативах". Все эти законы систематизированы и включены в Сельскохозяйственный (Аграрный) кодекс Франции в виде пяти книг*(323).
Кроме того, специальное законодательство регулирует деятельность касс взаимного сельскохозяйственного кредита - это законы Франции 1894, 1898 и 1920 гг. На организацию касс сельскохозяйственного кредита распространяется Закон "О банках" (1984 г.), который определяет специфику кооперативных кредитных учреждений, отличающую их от иных банковских учреждений.
Согласно ст. LIII-4 Сельскохозяйственного (Аграрного) кодекса во Франции создано национальное государственное учреждение с промышленным и коммерческим характером - Французское агентство информации, сельскохозяйственных и сельских коммуникаций.
Основные цели деятельности агентства - разработка и развитие общественных связей для сельскохозяйственных и сельских производителей, продвижение сельскохозяйственной продукции для потребителей и оценка продукции, произведенной на сельских территориях.
Ресурсы агентства составляют субсидии фонда повышения стоимости и коммуникаций, названные в ст. L111-5 Кодекса, другие государственные или частные вклады, выручка от реализации рекламной продукции, а также средства, полученные в результате дарения или завещания.
Агентством управляет административный совет и руководит директор, назначаемый декретом государственного совета.
50% членов административного совета являются представителями государства, а остальные 50% - представителями сельскохозяйственных профессий, продовольственной промышленности, административно-территориальных образований и потребителей, а также квалифицированные работники, компетентные в сферах осуществления целей агентства.
Председатель административного совета избирается по предложению членов совета из его членов и утверждается декретом. Правила организации и функционирования агентства уточняются декретом государственного совета.
В соответствии со ст. L112-16 Сельскохозяйственного (Аграрного) кодекса Фонд управления сельскими территориями способствует финансированию любого публичного проекта, направленного на восстановление сельских территорий, в первую очередь необходимых сельскохозяйственным производителям или их объединениям.
Кредиты фонда управления сельскими территориями распределяются между регионами на условиях, установленных декретом. При расчете суммы кредита учитываются только те сельские территории, которые не заняты строительством или инфраструктурой, а используются в целях лесного или сельскохозяйственного производства.
Инвестиционные общества сельскохозяйственного развития создаются с целью создания благоприятных условий восстановления сельскохозяйственных зон и осуществляют следующие виды деятельности:
капиталовложения в недвижимость, предназначенную для предпринимательской деятельности и развития коллективных общественных служб, деятельность которых связана с организацией туризма и досуга;
приобретение и реабилитация пришедших в упадок или вакантных квартир для их передачи на рынок;
приобретение и преобразование в жилые дома зданий сельскохозяйственного назначения. Этот проект может быть одобрен лишь в рамках ревизии и утвержден местной схемой градостроительства по инициативе инвестиционного общества или заинтересованного землевладельца;
осуществление или реконструкция туристических, культурных, спортивных объектов, в том числе предназначенных для отдыха.
Инвестиционные общества сельскохозяйственного развития создаются в форме акционерных обществ, деятельности которых посвящена книга II Торгового кодекса Франции. Их уставный капитал формируется одним или несколькими регионами совместно с одним или несколькими юридическими лицами государственного или частного права.
Административно-территориальные образования могут перечислять субсидии только на основе договора с инвестиционным обществом сельскохозяйственного развития, который определяет назначение и сумму субсидий, а также способы распоряжения перечисленными субсидиями в случае изменения условий договора или прекращения деятельности инвестиционного общества сельскохозяйственного развития.
Каждый регион и каждое объединение регионов имеет право на участие своего представителя, назначенного региональным законодательным собранием, в административном совете или в наблюдательном совете инвестиционного общества сельскохозяйственного развития.
Третья часть уставного капитала и голосов в коллегиальных органах инвестиционных обществ сельскохозяйственного развития принадлежит региону или совместно некоторым регионам.
Совещательные органы регионов, акционеры - представители регионов, а также объединения акционеров представляют не менее одного раза в год письменный отчет перед административным или наблюдательным советом общества.
Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляет крупнейшая кооперативная кредитная система "Креди Агриколь". Она обслуживает 75% кредитных потребностей в сельской местности.
Аграрные кооперативы - основа французского сельского хозяйства. Крестьяне кооперативов не просто наемные рабочие, а активные его члены, которые могут влиять на ценообразование, сознательно участвовать в избрании руководящих органов, обсуждении отчетов об их деятельности, в распределении прибыли.
Кооперативы занимаются не только переработкой сырья, но и маркетингом и дистрибьюцией готовой продукции, что позволяет им распределять расходы (например, на страхование), не ущемляя интересов отдельных фермеров, делать крупные покупки, договариваться и сбивать цены поставщиков.
Наряду с аграрными кооперативами развиваются кооперативы и частные компании, специализирующиеся на предоставлении услуг сельхозпредприятиям.
С фермерами работают также кредитные организации (банк Credit Agricole) и страховые компании.
"Креди Агриколь" - один из крупнейших мировых банков - считается родоначальником системы сельскохозяйственного кредита в Европе. Система сельскохозяйственного кредита включает местные кредитные ассоциации, объединенные в региональные ассоциации, которые, в свою очередь, являются членами "Кэсс Насьональ де Креди Агриколь" (Caisse Nationale de Credit Agricole).
Это главное учреждение центрального сельскохозяйственного кредита пользуется льготами при переучете векселей в Банке Франции; предоставляет кратко-, средне- и долгосрочные сельскохозяйственные кредиты. Банковское кредитование позволяет финансировать проекты, отмеченные местными властями. Местные структуры, хорошо знающие возможности своего региона и сельскохозяйственных кадров, самостоятельно принимают решения и несут за них полную ответственность.
Национальный банк Франции следит за соблюдением принципов работы региональными и местными филиалами банка. В случае невозвращения кредита будут нести материальную ответственность, в том числе сами руководители, принявшие решение выдать деньги. При такой ответственности французские кредитные кооперативы, если и теряют деньги, то очень малые. Солидарность существует не только между членами одного кооператива, но и на национальном уровне.
Развитию кооперативного движения в аграрной сфере способствуют стабильность и взвешенное обновление законодательной базы. Благодаря этому кооперативы чувствуют себя более уверенно на экономическом пространстве страны, но при том сохраняют основные принципы своей самоорганизации и деятельности. Члены кооперативов совместно принимают стратегические решения, совместно несут ответственность за них. Отношения между участниками кооператива строятся по принципу солидарности. Равенство в правах гарантирует принцип "один человек - один голос", который соблюдается на общих собраниях.
Во Франции проводится государственная политика поддержки кооперативного движения в аграрной сфере. Основными направлениями этой политики являются льготное налогообложение, полное освобождение от налогов, предоставление субсидий и льготных государственных кредитов.
Государственные и наднациональные субсидии выделяются на приоритетные направления. Первоочередное значение имеет финансирование строительства кооперативных хранилищ, предприятий по переработке фермерской продукции, а также продукции, которая имеет большой спрос на рынке. На эти цели предусмотрены не только государственные субсидии, но и субсидии из интеграционных фондов Европейского союза (для стран - членов ЕС). Все субсидии и суммы в поддержку сельского хозяйства и мелкого производства оформляются через сельскохозяйственные кооперативы, которые активно участвуют в реализации проектов регионального развития и национальных программ.
Значительное распространение в сельском хозяйстве Франции получили фермерские хозяйства и договорные сельскохозяйственные земельные ассоциации. Фермеры осуществляют предпринимательскую деятельность после регистрации в торговом реестре в качестве индивидуальных предпринимателей.
Сельскохозяйственные земельные ассоциации являются объединениями между лесными или сельскохозяйственными землевладельцами, которые создаются с целью контроля и обеспечения следующих видов деятельности:
выполнение и управление сельскохозяйственными и лесными коллективными работами;
обеспечение выполнения работ в иных целях при условии, что эти работы способствуют развитию сельского хозяйства;
управление фондами, расположенными в границах территории, в соответствии с уставом.
В уставе предусматриваются цель создания и деятельности ассоциации, определяются отношения между ассоциацией и ее членами, условия распределения доходов и расходов ассоциации.
Регулирование аграрных отношений во Франции направлено на долговременное развитие и государственное поощрение аграрно-кооперативного движения. Решающее место в нем отводится крестьянам - членам кооператива, контролирующим деятельность, в которой они заинтересованы и за которую отвечают юридически, морально и экономически.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах