logo search
от Пановойomin3462_mail_ru_2013-12-13_14-08 / ГП часть 2

Тема 1. Перевозка Литература

  1. Агарков М. М. Юридическая природа железнодорожной перевозки//Вестник гражданского права. – 2008. - № 4.

  2. Стрельникова И. А. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования//Современное право. – 2008. - № 9.

  3. Машин В. В. Форма договора воздушной перевозки пассажира//Юрист. 2008. - № 9.

  4. Антюхин А. Н., Гончаров А. И. Договор об организации перевозок грузов: правовая природа и практическое значение//Транспортное право. – 2007. - № 4.

  5. Лукшин И. В. Особенности договорных правоотношений, регулирующих торговое мореплавание//Транспортное право. – 2006. - № 3.

1. Понятие и признаки договора перевозки. Источники правового регулирования. Договорперевозки– основной транспортный договор: транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение этого груза лицу (получателю), а отправитель – уплатить за перевозку груза установленную плату. Из этого определения со всей очевидностью вытекает возмездный и взаимный характер договора перевозки. Он – возмездный, поскольку за перевозку уплачивают вознаграждение, и взаимный, поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту плату, но имеет право на перевозку сданного груза.

Договор перевозки грузов считается заключенным в момент сдачи груза перевозчику для доставки и росписи представителя транспортной организации в его приемке. Вид договора перевозки определяется тем видом транспорта, который перевозит данный груз (договор перевозки железнодорожным транспортом, договор перевозки автомобильным транспортом и т.д.). Порядок заключения договоров перевозки грузов регулируется транспортным уставом и кодексами, а также Правилами перевозки грузов, действующими на каждом виде транспорта.

В зависимости от количества транспортных организаций, участвующих в перевозке, видов транспорта законодательство различает перевозки: местные, прямые и прямого смешанного сообщения.

Перевозка в местном сообщении – это перевозка в пределах одного транспортного предприятия, например, железнодорожная перевозка из Тюмени в Екатеринбург в пределах Свердловской железной дороги.

Перевозка в прямом сообщении – в пределах двух и более предприятий одного вида транспорта, например, перевозка груза из Тюмени в Москву.

Под прямой смешанной перевозкой понимается перевозка, осуществляется двумя и более видами транспорта по единому перевозочному документу. Сюда относятся перевозки железнодорожно-водного, железнодорожно-автомобильного и т.д.

Наряду с договорами перевозки законодательство предусматривает заключение грузоотправителями с предприятиями транспорта особых долгосрочных договоров для организации взаимоотношений сторон по подготовке необходимых условий предстоящей перевозки. Такими договорами являются: годовой договор на перевозку груза – на автомобильном транспорте; навигационный – на речном транспорте; долгосрочный договор на перевозку – на морском транспорте; специальный договор – на воздушном транспорте.

В указанных договорах определяются условия перевозки, вытекающие из местных условий и специфичных особенностей транспортировки грузов.

На транспорте сложилась следующая система законодательного регулирования: транспортные уставы и кодексы для отдельных видов транспорта, иные законы и издаваемые в соответствии с ними правила перевозок. В настоящее время в РФ действуют: Устав железнодорожного транспорта (2003 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта (КоВВТ) (2001 г.), Кодекс торгового мореплавания (КТМ) (1999 г.), Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТ) (2007 г.), Воздушный кодекс (ВК) (1997 г.).

Правила перевозок на отдельных видах транспорта в соответствии с транспортными уставами и кодексами утверждаются соответственно транспортными министерствами. Они в развитие и дополнение транспортных уставов и кодексов содержат как положения общего характера, так и специальные правила о перевозках отдельных видов грузов (опасных, скоропортящихся и т.п.).

Соглашение сторон об условиях перевозки возможно, если нормы транспортного права предоставляют клиентам право выбора между определенными условиями перевозки (например, избрание скорости доставляемого груза и т.д.) или носят диспозитивный характер. Однако, большинство норм транспортного прав, особенно на железнодорожном и воздушном, имеют императивный характер, что обусловлено транспортно-технологическими особенностями работы транспорта и интересами безопасности перевозок.

2. Договор железнодорожной перевозки. Договор железнодорожной перевозки грузов есть соглашение между грузоотправителем, вверившим груз железной дороге (перевозчику) для доставки в пункт назначения и выдачи управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю) с обязательством оплаты услуг железной дорогой (перевозчиком), обязующейся за определенную плату доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (грузополучателю).

В результате реформы железнодорожного транспорта существенным образом изменились правоотношения собственности. Данное обстоятельство влечет серьезные изменения в субъектном составе договорных отношений по перевозке грузов.

Круг перевозчиков в сфере железнодорожного транспорта не ограничивается железными дорогами, действующими в качестве государственных унитарных предприятий. Напротив, под перевозчиком теперь понимается всякое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Появились новые участники перевозочного процесса - оператор железнодорожного подвижного состава, которым признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующий на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.

Особая роль в перевозочном процессе отводится фигуре владельца инфраструктуры, под которым понимается юридическое лицо или предприниматель, имеющие инфраструктуру (технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование) на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора.

Перевозки по железной дороге осуществляются в соответствии с заявками на перевозки грузов. Перевозчик, получивший заявку грузоотправителя, обязан направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры, который рассматривает заявки, в случае необходимости согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования.

В заявке указываются: количество вагонов и тонн; количество железнодорожных станций назначения; срок действия заявки; другие предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведения.

Заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозки грузов в прямом железнодорожном сообщении; не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов в прямом международном сообщении, непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании.

Перевозчик вправе отказать в согласовании заявки в случае отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки; обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки; введения прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктуры обстоятельств; в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Формой договора перевозки груза является железнодорожная накладная. Накладная представляет собой договор потому, что в ней содержатся взаимные согласованные сторонами – грузоотправителем и железной дорогой – все условия перевозки конкретного груза. Она является основным перевозочным документом, без нее нет и договора перевозки. Накладная является товаросопроводительным документом, она сопровождается груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом.

Договор считается заключенным с того момента, когда грузоотправитель сдал груз вместе с накладной, а станция отправления приняла груз к перевозке. На накладной делается отметка календарным штемпелем, и дата этого штемпеля удостоверяет время заключения договора перевозки. Эта же дата календарного штемпеля имеется на грузовой квитанции, которая выдается грузоотправителю в удостоверение приема груза к перевозке. Особенности заполнения накладной и комплекта перевозочных документов отражены в Правилах заполнения накладной и комплекта перевозочных документов.

Комплект перевозочных документов состоит кроме накладной из дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции в приеме груза. Дорожная ведомость следует с грузом до станции назначения, накладная выдается грузополучателю. В дорожной ведомости отмечается приемка груза к перевозке и выдаче его грузополучателю. При утрате накладной дорожная ведомость может дать необходимые данные. Квитанция в приеме груза выдается грузоотправителю на станции отправления. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления.

Договор железнодорожной перевозки – реальный, так как считается заключенным с момента фактической передачи груза.

Права и обязанности сторон по договору железнодорожной перевозки.

Обязанности грузоотправителя:

1. Подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров (замаркировать, подготовить проводников, если по условиям перевозки груз должен сопровождаться.

2. Предоставить необходимые для погрузки, хранения и перевозки грузов оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления. Их установка проводится грузоотправителем или железной дорогой в зависимости от того, кем осуществляется погрузка. Приспособления выдаются грузополучателем при выдаче груза. В накладной делается отметка, что грузоотправитель предоставил приспособления.

3. Подготовить на каждую отправку железнодорожную накладную и другие, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

4. Определить пригодность транспортного средства в коммерческом отношении. Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров - состояние грузовых отсеков, вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования. Особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров для перевозки конкретных грузов определяется: грузоотправителем в отношении контейнера (в любом случае), а также вагонов (если он сам осуществляет погрузку), или железной дорогой (если погрузка осуществляется ею).

Грузоотправитель вправе отказаться от вагона, контейнеров, не пригодных для перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных исправные.

Факты непригодности вагонов под перевозку грузов, в том числе используемых в порядке сдвоенных операций (после выгрузки груза из вагона), оформляются актом общей формы, который подписывается представителями железной дороги и грузоотправителя.

5. Погрузить груз. Погрузка в вагоны осуществляется как железной дорогой, так и грузоотправителями. При этом размещение и крепление грузов при погрузке осуществляется в соответствии с требованиями технических условий и Правилами.

6. При погрузке в местах необщего пользования определить массу груза, при предъявлении тарных и штучных грузов указать количество грузовых мест. Не допускается определение массы расчетным путем, посредством обмера, если их погрузка до полной вместимости может повлечь превышение допустимой грузоподъемности.

7. Предъявляемые к перевозке тарные и штучные товары должны иметь транспортную маркировку, которая состоит из основных дополнительных информационных надписей и манипуляционных знаков: Осторожно, хрупкое! Груз должен предохраняться от ударов и падений. Боится нагрева! Не должно быть при транспортировке и хранении близко к источникам тепла или на солнце. Боится сырости! Герметичная упаковка! и т.д.

8. Опломбировать вагон, контейнер в соответствии с Правилами опломбирования. Есть перечень грузов, перевозки которых допускается без запорно-пломбировочных устройств (например, асфальт, асбест, бетон, гравий, глина, кабели, макулатура, опилки, песок, резина (утиль), торф, тряпье (ветошь), чугун, шлак, якоря и др.

9. Оплатить перевозку до момента отправления груза с железнодорожной станции, в противном случае отправление груза может быть задержано. Срок внесения платы определяется датой приема груза к перевозке. Плата взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка.

10. Грузоотправитель также выбирает скорость. Грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью, а также большей скоростью по повышенному тарифу. Скорость определяется и указывается в накладной грузоотправителем.

11. Грузоотправители могут предъявлять подготовленные к перевозкам грузы с объявлением их ценности. В некоторых случаях объявление ценности обязательно (драгоценных металлов и металлоизделий из них, предметов искусства, антикварные вещи, видео и аудиоаппаратура, электронно-вычислительные и множительная техника, опытные образцы машин, оборудования, приборов, грузов для личных (бытовых) нужд.

12. В случае возникновения в процессе перевозки грузов аварийной ситуации обязан при сообщении железной дорогой обеспечить немедленное направление на место происшествия мобильного подразделения или своего представителя.

Обязанности перевозчика:

1. Основная обязанность перевозчика своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки. Сроки доставки исчисляются исходя из расстояния, по которой рассчитывается провозная плата, зависят от того, какой скоростью осуществляется перевозка: грузовой или большей скоростью. Например, при движении скоростью за 1 сутки груз проходит – 330 км, при маршрутных отправках – 550 км, при большей скорости (например, скоропортящихся грузы в рефрижераторных секциях) – 500 км.

2. Дорога должна уведомить грузоотправителя о времени подачи вагонов и контейнеров под погрузку не позднее, чем за 2 часа до подачи.

3. Дорога должна подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных.

4. Погрузить груз в вагон и выгрузить из вагона. За погрузку и выгрузку взимается сбор согласно тарифного руководства.

5. Подтверждение приема груза для перевозки железная дорога обязана проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель.

6. Железная дорога выдает грузоотправителям и грузополучателям бланки транспортных железнодорожных накладных и заявок на перевозки. А также по их просьбе согласно фактическим затратам копии документов, в том числе учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемо-сдатчиков за плату.

7. Загруженные вагоны контейнеры должны быть железной дорогой опломбированы.

8. В соответствии со ст. 31 Устава железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя, а также по согласованию с соответствующими владельцами инфраструктур производит переадресовку перевозимого груза с изменением указанных в перевозочных документах грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения.

9. Железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Если груз находится под таможенным контролем, уведомляется таможенным органом. О времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту выгрузки грузов грузополучателем железная дорога уведомляет грузополучателя не позднее, чем за 2 часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров.

По договору с грузополучателем железная дорога может предоставлять предварительную информацию о подходе в его адрес грузов.

Прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения. Порядок хранения грузов в местах общего пользования станции регулируется Уставом и правилами хранения грузов. Порядок хранения грузов для личных (бытовых) нужд определяется Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а порядок хранения опасных грузов на станции – правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам.

10. На станции назначения железная дорога проверяет при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в следующих случаях:

- прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, с поврежденными пломбами;

- с признаками недостачи, либо повреждения или порчи при перевозке в открытом подвижном составе;

- прибытие скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки или температурного режима при перевозке в рефрижераторном вагоне;

- выдача груза, выгруженного железной дорогой в местах общего пользования;

Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

Для удостоверения не сохранности (недостаче, порчи или повреждения) груза, а также несоответствия меду наименованием груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе, при обнаружении груза без документов и документов без груза должен быть составлен (кроме автомобильных перевозок) коммерческий акт. Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил перечисленные выше обстоятельства или, когда на наличие хотя бы одного из них указал получатель или отправитель груза. Порядок составления коммерческого акта устанавливается правилами перевозок. В коммерческом акте должно быть точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых и обнаружена неисправность. Необоснованный отказ в составлении или выдаче коммерческого акта либо оформлении его с нарушением установленных требований грузополучатель вправе обжаловать в отделение или управление железной дороги.

11. Железная дорога вправе реализовывать груз, если грузополучатель производит расчет, а грузоотправитель в течение 4-х суток с момента его уведомления железой дорогой не распорядится грузом.

12. Если вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии и иных обстоятельств возникли препятствия для осуществления дальнейшей перевозки, железная дорога должна спросить получателя и отправителя об их дальнейшей судьбе. В случае непредставления или решения в течение 4-х суток после получения запроса железная дорога может возвратить такие грузы, багаж отправителю или реализовать их при невозможности возврата по вышеуказанным причинам.

Обязанности грузополучателя:

1. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз со станции железной дороги. Указанную обязанность несут грузополучатели и в том случае, когда прибыл не заказанный груз. Такой груз принимается получателем на ответственное хранение.

2. Произвести окончательные расчеты, связанные с перевозкой грузов. Сроком расчета является дата выдачи груза грузополучателем, указанная в железнодорожной накладной. Груз выдается после внесения им платы за перевозку и иных причитающихся железнодорожных платежей. В случае уклонения от внесения платы железная дорога вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузоотправителя, который обязан в течение 4-х суток после получения уведомления распорядиться грузом.

3. За время нахождения у грузополучателя вагонов, контейнеров взимается почасовая плата согласно тарифному руководству.

4. Очистить контейнеры, вагоны внутри и снаружи, снять приспособления для крепления, привести в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления. Очистка, промывка, и в необходимых случаях, дезинфекция после перевозки животных, птицы и скоропортящихся грузов производится железной дорогой за счет грузополучателя.

Ответственность сторон по договору железнодорожной перевозки.

Общие условия наступления ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке на железнодорожном транспорте содержатся в нормах ст. 793, 794, 795, 796 ГК РФ.

Основной отличительной особенностью ответственности субъектов перевозочного процесса на железнодорожном транспорте является то, что данная ответственность ограничена пределами, установленными Уставом. Требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязательств, сверх размера, предусмотренного Уставом, удовлетворены быть не могут.

Грузоотправитель несет ответственность:

1) за невыполнение принятой заявки: неиспользование поданных транспортных средств; неподачи вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку; отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров; отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами. Имущественная ответственность установлена в форме штрафа, исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда.

2) за неправильное указание в накладной наименования груза, особых отметок или необходимых мер предосторожности, за отправку запрещенного груза, за неправильное указание свойства груза;

3) за задержку в пунктах перевалки вагонов за час простоя каждого вагона;

4) за самовольное использование вагонов и контейнеров, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта – 10-кратный размер штрафов от задержки вагонов и контейнеров;

5) за повреждение вагонов и контейнеров, их утрату;

6) возмещает расходы на ликвидацию аварийных ситуаций, загрязнения окружающей среды, перерывы в движении поездов, если они возникли по его вине;

7) за несвоевременный расчет устанавливается пени.

Перевозчик несет ответственность:

1) за невыполнение принятой заявки: неподачи грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время; подачи выгонов, контейнеров, непригодных для перевозок грузов.

2) несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи грузополучателю, если не докажет, отсутствия своей вины. По общему правилу, согласно ст. 95 Устава вина перевозчика в несохранности груза презюмируется: на перевозчика-предпринимателя возлагается бремя доказывания своей невиновности. Если он таких доказательств не предоставит, то будет отвечать, хотя виновность в ряде случаев с достаточной достоверностью и не установлена. Согласно п.2 ст. 796 ГК РФ и ст. 96 Устава возмещению подлежат реальные потери в грузе, если его стоимость не объявлялась, либо, в случае утраты груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью, в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза.

3) за просрочку доставки груза железная дорога уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждый сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если докажет, что просрочка произошла вследствие устранения угрожающей жизни и здоровью людей, неисправности транспортных средств или иных независящих от не обстоятельств.

Груз считается утраченным, если груз не выдан грузополучателю по его требованию по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки или по истечении 4-х месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.

4) за повреждение вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям и другим организациям. Ответственность устанавливается в виде обязанности отремонтировать либо возместить стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. В соответствии с ч. 2 ст. 105 Устава перевозчик по требованию грузоотправителей, грузополучателей, других юридических лиц обязан предоставить соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование и в случае невозвращения владельцам утраченных вагонов, контейнеров по истечении 3-х месяцев передать предоставленные во временное пользование вагоны, контейнеры в собственность грузоотправителей, грузополучателей, других юридических лиц.

5) за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика (ст. 100 Устава).

Грузополучатель несет ответственность:

1) за самовольное использование вагонов и контейнеров, принадлежащих организации железнодорожного транспорта – 10 кратный размер от размера штрафа за задержку;

2) за задержку вагонов в случаях, предусмотренных ст. 47 Устава. В ст. 101 Устава устанавливается квалифицированный состав правонарушения, где объектом задержки выступает универсальный контейнер;

3) за повреждение вагонов и контейнеров, за их утрату;

4) за несвоевременный расчет.

Устав достаточно детально регламентирует порядок предъявления претензий, определяет документы, которые должны быть приложены к претензии.

Согласно ст. 123 Устава претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пени – в течении 45 дней. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме в течение 30 дней со дня получения претензии.

Правовые основания предъявления исков и сроки исковой давности установлены в ст. 125 и 126 Устава.

3. Особенности договора автомобильной перевозки. Договор регулируется Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Договор заключается в письменной форме. Таковой на автомобильном транспорте является накладная. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. Обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок грузов.

В целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено законом, иными правовыми актами.

Перевозчик обязан предоставить в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортные средства, контейнеры, пригодные для перевозок соответствующего груза. В случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза.

Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.

Груз считается не предъявленным для перевозки грузоотправителем в следующих случаях: 1) предъявление груза для перевозки с опозданием; 2) предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза; 3) предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза; 4) несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки груза. В случае непредъявления грузоотправителем груза для перевозки перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с грузоотправителя штраф.

Грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить нарушения установленного порядка погрузки груза в транспортное средство, контейнер, за исключением случая, если погрузка груза осуществляется перевозчиком. В случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки.

По окончании погрузки крытые транспортные средства, контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель имеет право объявить его ценность.

Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них.

Перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. О задержке доставки груза перевозчик обязан проинформировать грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию: 1) в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях; 2) в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

Перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принять доставленный ему груз. Если вследствие повреждения (порчи) груза в процессе перевозки исключается возможность использования груза по прямому назначению, грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба.

Выдача груза перевозчиком в пункте назначения с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется в следующих случаях: 1) доставка груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб; 2) доставка груза в неисправных кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя; 3) доставка скоропортящегося груза с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок грузов. Если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза.

Доставленный в терминал перевозчика груз хранится бесплатно в течение суток со дня направления перевозчиком извещения грузополучателю о доставленном грузе. Предельный срок хранения груза в терминале перевозчика не может превышать тридцать дней, если иное не установлено договором перевозки груза. По истечении предельного срока хранения груза в терминале перевозчика последний запрашивает грузоотправителя по поводу указаний относительно груза.

После выгрузки грузов транспортные средства, контейнеры должны быть очищены от остатков этих грузов, а после перевозки грузов, перечень которых определяется правилами перевозок грузов, транспортные средства, контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы. Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции транспортных средств, контейнеров лежит на грузополучателях. Перевозчик по согласованию с грузополучателем вправе принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции транспортных средств, контейнеров.