logo
от Пановойomin3462_mail_ru_2013-12-13_14-08 / ГП часть 2

2. Понятие и особенности договора поставки для государственных нужд.

Гражданский кодекс трактует этот договор как вид договора купли–продажи. Этому договору присущи черты, свойственные и договору поставки. Его предметом, как правило, являются товары, определяемые родовыми признаками; срок исполнения договора отдален от момента заключения; передача товаров осуществляется в определенные договором сроки и периоды.

Вместе с тем, договор поставки товаров для государственных нужд имеет существенные отличия от иных видов договора купли–продажи: 1) покупателем является государственный орган (государственный заказчик), определяемый Правительством; 2) договор — государственный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке, не имеет товарного характера, и для его реализации заключаются соответствующие договоры. 3) порядок и сроки заключения государственного контракта (договора поставки) определены ГК; 4) государственный заказчик обеспечивает не только своевременную оплату товаров, поставляемых по его указанию потребителем, но и возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта (договора); 5) оплата осуществляется за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования; 6) размещение государственного заказа, как правило, должно осуществляться на конкурсной основе. Вместе с тем, законы определяют организации, для которых заключение государственного контракта в качестве поставщика является обязательным; 7) интересам государственного заказчика предоставляется особая защита, в частности, законы о государственных поставках за нарушение обязательств предусматривают неустойку, неустойке в ряде случаев придан штрафной характер; 8) споры, возникающие при заключении государственного контракта или заключаемого на его основе договора, рассматриваются арбитражным судом, независимо от того, имеется ли у одной из сторон обязанность заключить договор.

3. Особенности заключения договора (контракта). Возможны два варианта заключения и исполнения государственного контракта (договора) поставки товаров для государственных нужд.

По первому государственный заказчик заключает государственный контракт с поставщиком товаров. Согласно контракту товар может передаваться поставщиком непосредственно государственному заказчику либо получателям (другим лицам), указанным в отгрузочных разнарядках государственного заказчика.

По второму варианту государственный заказчик, заключив государственный контракт, направляет поставщику извещение о прикреплении к нему покупателей. В этом случае поставщик — сторона по государственному контракту — заключает договоры поставки товаров для государственных нужд с указанными госзаказчиком покупателями. Заключение указанным в качестве покупателя лицом договора поставки товаров для государственных нужд с поставщиком по государственному контракту способствует согласованию количества и ассортимента товаров и иных условий договора с непосредственным исполнителем договора, и позволяет отразить в договоре фактические потребности в товарах.

Заключению государственных контрактов предшествует формирование государственных заказов и их размещение.

В соответствии с Законом о поставках продукции для федеральных государственных нужд, государственные заказы и их размещение осуществляются государственными заказчиками путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

Государственным заказчиком, в соответствии с Законом о поставках для государственных нужд, может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Введя общее правило о том, что государственным заказчиком при поставке товаров для государственных нужд могут быть федеральные органы исполнительной власти и не уточняя какие именно, в отдельных случаях законодатель конкретизирует это положение, указывая субъект правоотношения так, согласно Закону о государственном материальном резерве, государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв являются также и иные федеральные органы исполнительной власти.

В числе главных задач государственного заказчика размещение заказа на предприятиях, в организациях и заключение государственного контракта. Государственный контракт может заключаться двумя способами: на основе принятого поставщиком заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд либо путем размещения заказа по конкурсу (п. 1, 4 ст. 527 ГК РФ).

В исключение из общего принципа свободы договора, упомянутые законы перечисляют организации, которые в качестве поставщиков обязаны принять государственный заказ и заключить государственный контракт (договор поставки для государственных нужд), а ГК определяет основания, порождающие обязанность государственного заказчика по заключению государственного контракта.

Для государственного заказчика является обязательным заключение государственного контракта (договора на поставку продукции для государственных нужд) с победителем конкурса по размещению госзаказа, а также с поставщиком, принявшим заказ при его размещении. Следовательно, размещение государственного заказа и принятие его будущим исполнителем можно рассматривать как преддоговорные контакты, порождающие правовые последствия. Государственный заказ, принятый поставщиком, служит основанием заключения государственного контракта.

Иначе решается вопрос об основаниях заключения и об обязанностях поставщика заключить договор поставки для государственных нужд в соответствии с государственным контрактом. Основанием для этого договора служит извещение государственного заказчика о прикреплении покупателей к поставщику. Если государственным контрактом предусмотрено право государственного заказчика направить извещение о прикреплении покупателей к поставщику, то последний обязан заключить договор поставки с покупателями, указанными в извещении. При отсутствии в государственном контракте условия о праве государственного заказчика направить извещение о прикреплении, такой обязанности нет. Следовательно, обязанность поставщика заключить договор поставки товаров для государственных нужд с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, вытекает из добровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту.

Покупатель же вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении другого покупателя. Таким образом, извещению о прикреплении покупателей к поставщику не присущ характер планового акта.

Гражданский кодекс в ст. 528 и 529 детально регламентирует заключение государственного контракта и договора на поставку товаров для государственных нужд, определяя порядок и сроки направления и возвращения контракта (договора), согласования разногласий, если они возникли при заключении договора, передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда. При этом сроки и порядок зависят от способа размещения государственного заказа и от избранной сторонами структуры договорных связей.

Как при заключении государственного контракта, так и на его основе договора поставки, в случае уклонения обязанной стороны от заключения договора, вторая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт либо договор на поставку товаров для государственных нужд.