§ 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
Под нормированием труда в сельскохозяйственных, как и в иных организациях, понимается установление меры (нормы) труда на основе регламентации соотношения между затратами рабочего времени и объемом выполняемой работы (полученной продукции).
Следует отметить, что в разд. VI "Оплата и нормирование труда" ТК РФ нормы права, посвященные нормированию труда (гл. 22), помещены после двух глав - 20 и 21, в которых закреплены правила регулирования оплаты труда. Между тем в системе правового регулирования трудовых отношений нормирование труда занимает особое место, так как нормы труда (нормы выработки, времени, нормативы численности) выполняют разные функции: во-первых, экономические - как основа правильной организации труда и производства; во-вторых, социальные - как регулятор интенсивности труда и охраны здоровья и как основа начисления заработной платы.
Содержание ст. 159-163 ТК РФ носит общий характер, ряд их положений не применим в сельском хозяйстве в силу организационно-технической, технологической и экономической специфики его ведения.
Современное трудовое законодательство относит решение вопросов нормирования труда к компетенции организаций. Нормы труда должны устанавливаться локальными нормативными актами. Однако для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и др.) нормы труда, которые согласно ст. 161 ТК РФ разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.
До 2005 г. государственное регулирование нормирования труда во всех сельскохозяйственных организациях осуществлялось путем разработки и внедрения типовых отраслевых и региональных норм труда в растениеводстве и животноводстве, на ремонтных и других видах работ.
Так, постановлением Минтруда России от 18 октября 1992 г. N 19 были утверждены Нормы выработки и времени на ремонт технологического (механического) оборудования и тары на плодоовощных базах и в хранилищах совхозов и колхозов*(293).
Вся деятельность по нормированию труда в сельском хозяйстве осуществлялась Центральной нормативно-исследовательской станцией (Роснисагропромом) и ее зональными филиалами и 67 территориальными отделами, которые проводили хронометражные наблюдения непосредственно на полях, фермах, в теплицах, ремонтных мастерских и других производственных объектах. Зональные филиалы разрабатывали типовые нормы для различных природных и производственных условий по экономическим регионам Российской Федерации. Этой системой при координации и контролирующей роли Министерства сельского хозяйства РФ были разработаны и изданы около 178 типовых общероссийских и региональных сборников норм труда.
При таком порядке государственного регулирования локальное регулирование нормирования сводилось лишь к привязке типовых норм к конкретным условиям труда, к корректировке этих норм в растениеводстве при отклонении данных условий от тех средних, на основе которых рассчитывались типовые нормы (в животноводстве обычно нормы обслуживания были стабильны при неизменной технологии). Корректировка норм труда, как правило, связывалась с изменением погодных условий, имела определенный временный характер. Поэтому правило о том, что о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца, не применялось в сельском хозяйстве (ст. 162 ТК РФ, п. 4.5 гл. IV "Оплата труда" отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2006-2008 годы).
Однако для сельскохозяйственных организаций оказалось затруднительным исполнение ст. 159 ТК РФ, которая гарантирует работникам государственное содействие в системной организации нормирования труда, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 августа 2005 г. N 1172-р*(294) Центральная нормативно-исследовательская станция (Роснисагропром) была передана в ведение Россельхоза и реорганизована. Впоследствии в связи с упразднением Россельхоза Роснисагропром вновь была передана в ведение Министерства сельского хозяйства РФ*(295), а распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2007 г. N 889-р*(296) Центральная нормативно-исследовательская станция была присоединена к федеральному государственному учреждению "Специальный центр учета в агропромышленном комплексе". Поскольку произошло прекращение деятельности региональных подразделений Роснисагропрома, последняя ее реорганизация не обещает больших перспектив в сфере типового нормирования труда в сельском хозяйстве.
Типовые нормы труда (ст. 161 ТК РФ) должны разрабатываться и утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением от 11 ноября 2002 г. N 804 Правительство РФ утвердило Правила разработки и утверждения типовых норм труда для однородных работ*(297), в соответствии с которыми типовые отраслевые нормы должны разрабатываться федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности (в данном случае Министерством сельского хозяйства РФ), а утверждаться - тем же федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ. Реализация этого правила также проблематична, так как Министерство сельского хозяйства РФ после административной реформы 2004 г. не наделено никакими функциями в области регулирования трудовых отношений.
Следовательно, остаются нерешенными вопросы: кто будет разрабатывать типовые нормы труда при использовании новой техники и кто будет утверждать их.
Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования (ч. 2 ст. 160 ТК РФ).
Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя пересматривать нормы труда при внедрении новой техники, технологии и пр. Окончательное решение вопроса о пересмотре норм труда законодатель передает работодателю. Поскольку применение систем нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливается в коллективном договоре, то нормы труда также должны пересматриваться с учетом мнения представительного органа работников. Последнее положение особенно важно для работников сельского хозяйства, так как по ряду причин в сельскохозяйственных организациях коллективные трудовые споры затруднены в связи с отсутствием профсоюзных органов, которые могли бы защищать интересы работников организации.
Таким образом, сложившееся состояние с нормированием труда в сельском хозяйстве требует восстановления прежней системы государственного регулирования данной сферы трудовых отношений, пересмотра функций Министерства сельского хозяйства РФ и соответственно его организационной структуры.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах