logo search
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

1.5. Соотношение понятия «социальное обеспечение» со смежными категориями («социальная защита», «благотворительность», «социальное страхование»)

     1)Термин «социальное обеспечение» используется в правовых источниках наряду с такими категориями как «социальная защита», «благотворительность», «социальное страхование», «социальная поддержка» и др. Все они имеют общую направленность и призваны обеспечить единую политику государства в области регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Разграничение смежных понятий позволит точнее определить сущность и правовой характер каждого из перечисленных терминов.

Различие между социальным обеспечением и социальной защитой как правовыми категориями можно установить на основании анализа ст. 2 Закона «О социальной защите инвалидов».

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Таким образом, законодатель включает в содержание понятия «социальная защита» не только правовые средства регулирования, но и мероприятия экономического, технического, организационного характера. Поэтому разграничение социального обеспечения и социальной защиты осуществляется по целому ряду критериев:

 по способам осуществления,

 по кругу субъектов,

 по характеру мер и мероприятий,

 по сфере применения и т.д.

Законодатель при определении социальной защиты использует другой термин – социальная поддержка, не раскрывая его содержания в указанном законе.

Благотворительность, согласно Закону РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», представляет собой добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам и юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с последующими изменениями и дополнениями).

На основании изложенного можно сделать вывод, что меры социальной защиты гораздо шире и разнообразнее, чем средства социального обеспечения, и предполагают использование механизмов как позитивного, так и негативного воздействия. В социальном обеспечении государство освобождено от ответственности, а недобросовестные получатели пособий, пенсий и других предоставлений обязаны лишь возместить необоснованно полученные средства.

     2)Более глубокому пониманию сущности социального обеспечения может служить его сопоставление сблаготворительностью.

Творить добро, то есть делать благое дело (благотворительность), всегда считалось явлением общезначимым (социальным), но оно никогда не рассматривалось в качестве юридически обязывающего дела. Именно, и прежде всего, этим признаком эта деятельность отличается от обеспечения за счет общественных и (или) обобществленных средств.

Организационно-правовая форма социального обеспечения – это система способов аккумулирования и распределения средств специальных фондов, а также управления этими средствами в рамках бюджетного (государственного) социального обеспечения и обязательного социального страхования.

     3)Категорию социального обеспечения также необходимо отграничивать от социального страхования. Отношения по обязательному социальному страхованию – это еще не непосредственно отношения по социальному обеспечению, поскольку в них или через них не происходит воплощение права объективного (на пенсию, пособие, компенсацию и т.д.) в право субъективное. Обязательное социальное страхование существует для цели формирования средств на социальное обеспечение застрахованных лиц путем возложения обязанности по уплате страховых взносов во внебюджетные государственные фонды. Поэтому его следует рассматривать как одну изорганизационно-правовых формсоциального обеспечения, т.е.способов создания финансовой основы для реализации целей социального обеспечения.