Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Садоводческие, огороднические и дачные объединения - это одна из разновидностей некоммерческих объединений граждан, которая имеет не только общегражданские права и обязанности, но и свой правовой статус, отражающий их специфическую природу как социального явления, направленного на реализацию конституционных прав граждан на отдых и охрану здоровья (ст. 37 и 41 Конституции РФ).
Как отмечает Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 декабря 2004 г. N 19-П по делу о конституционности подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ в связи с коллективной жалобой, право граждан на объединение (ст. 30 Конституции) относится к базовым ценностям общества и государства. Среди объединений особо социально значимы садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, создаваемые и действующие для удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, а не в целях получения прибыли. Эти объединения, охватывающие десятки миллионов граждан, с одной стороны, участвуют в производстве сельскохозяйственной продукции, внося свой посильный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, с другой - создают условия для улучшения материального благосостояния, отдыха и здоровья граждан, особенно проживающих в городах и поселениях городского типа. Признавая столь важное социально-экономическое предназначение указанных объединений, законодатель закрепил специальные обязанности государства в ст. 7 "Государство и кооперативы" Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", в которой садоводческие, огороднические объединения признаны разновидностью потребительских сельскохозяйственных кооперативов как некоммерческих организаций. Более того, в специальном Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изм. и доп.)*(284) в отдельной гл. VIII "Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями" ст. 35, 36, 37 и 38 посвящены многосторонним и конкретным формам государственной поддержки, порядку ее осуществления, содействию органов государственной власти и органов местного самоуправления этих объединений.
Особое значение имеет ст. 37 Закона "Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов". В статье говорится о том, что обозначенное в названной статье участие осуществляется посредством делегирования представителей таких объединений или их ассоциаций (союза) на заседания органов государственной власти или органов местного самоуправления, принимающих указанные решения (п. 1), и в случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического и дачного объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного объединения о содержании предлагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения (п. 2); решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, ведущее к нарушению прав и законных интересов членов садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений, может быть обжаловано в суде (п. 2).
Рассматриваемая категория субъектов аграрного права имеет свою глубокую историю. Все названные виды объединений формировались вскоре после победы в Великой Отечественной войне не только как формы оздоровления граждан, но и как дополнительный источник их материального благополучия (за исключением дач). Садоводческие товарищества создавались при производственных организациях и учреждениях. В настоящее время все объединения имеют статус юридического лица и оторваны от последних.
По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., в России насчитывалось 80 348 некоммерческих объединений граждан, из них: садоводческих - 73 341, огороднических - 5536, животноводческих - 430, дачных - 1041. Удельный вес из них объединений, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, довольно высок (с учетом общего распада субъектов сельскохозяйственной деятельности), а именно: в садоводческих объединениях - 92,7%, огороднических - 85,4% и даже в дачных объединениях - 94,2%; низок этот показатель в животноводческих объединениях - 48,4%. Неиспользуемые земли составляют в садоводческих объединениях - 4,9%, огороднических - 6,5%, дачных - 5,7%. Под постройками, сооружениями, дорожками занято: в садоводческих объединениях - 11,4%, огороднических - 2,8%, дачных - 16,5%. Газоны и декоративные насаждения занимают: в садоводческих объединениях - 16,4%, огороднических - 3,3%, дачных - 40%. Посевы сельскохозяйственных культур в садоводческих объединениях равны 49,3% и особенно в огороднических - 83,7%; в дачных - 23,8%. Многолетние насаждения составляют: в садоводческих объединениях - 18,2%, в огороднических - 3,7%, в дачных - 14,7%.
В приведенной экономической характеристике отчетливо видны различия в содержании деятельности рассматриваемых объединений, в их обустройстве и специальной правосубъектности, которые закреплены в ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Эти различия касаются режима земельных участков объединений.
Так, садовый земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых, картофеля или иных сельскохозяйственных культур, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации*(285) проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Огородный земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для выращивания ягодных, овощных, бахчевых, картофеля или иных сельскохозяйственных культур (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка при зонировании территории).
Дачный земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для отдыха с правом возведения жилого строения (без права регистрации проживания в нем) или жилого дома (с правом регистрации проживания в нем) и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых, картофеля и иных сельскохозяйственных культур.
Приведенная структура землепользования подтверждает идентичность существующих садоводческих, огороднических и дачных объединений их правовому статусу, в основе которого лежит правовой режим земельного участка.
Закон внес существенные изменения в правовое положение садоводческих и дачных объединений (режим использования земельных участков огороднических формирований был ранее тот же, что и настоящий). Создание и деятельность садоводческих объединений до принятия Федерального закона от 15 апреля 1998 г. регулировались уставами конкретных садоводческих товариществ, которые должны были соответствовать Типовому уставу садоводческого товарищества, принятого Министерством сельского хозяйства РСФСР и согласованного с ВЦСПС в 1966 г. (с изм. и доп.). В каждой из союзных республик СССР действовал свой типовой устав садоводческих объединений.
Садоводческие товарищества в России создавались на несельскохозяйственных землях вдоль оврагов, лесов - так называемых неудобных землях. Однако уставной целью их являлось в первую очередь использование земли для садоводства и выращивания недревесных сельскохозяйственных растений, а во вторую - отдых, оздоровление граждан. В Типовом уставе содержались ограничения в размере жилого дома (площадь 35 ), его высоты, хозяйственных построек, теплиц. Предельный размер земельного участка члена садоводческого товарищества составлял 0,06 га. Федеральным законом сняты эти ограничения.
Организация дачных товариществ регулировалась ранее своими уставами. Товарищества создавались на первоначальных этапах преимущественно в лесах или при пригородных поселках только в целях отдыха, сельскохозяйственная деятельность не была им присуща. Основным требованием в использовании земли было сохранение лесных деревьев, которые состояли на строгом учете. Разрешалось выращивание плодовых и декоративных растений. В процессе реформ под дачное строительство стали отводиться полевые земли, что изменило характер деятельности - выращивание не только плодовых насаждений, но и сельскохозяйственных растений, хотя основное назначение - отдых - сохранилось и проявилось в значительной доле земельного участка, ушедшей под застройку, газоны и цветы (всего 56,5%).
С позиции публичных интересов и законодательства отвод земельных участков сельскохозяйственного назначения для строительства нарушает основополагающий принцип земельного права - сохранение целевого назначения этих земель.
В противоречие Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации", согласно которому рассматриваемые объединения являются потребительскими кооперативами, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" вводит три разновидности в каждой из всех трех категорий некоммерческих объединений под правовой рубрикой "Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства", претендующие быть самостоятельными организационно-правовыми формами: 1) некоммерческое товарищество; 2) потребительский кооператив; 3) некоммерческое партнерство. Их различия вытекают из следующих юридических параметров.
В некоммерческом товариществе (садоводческом, огородническом и дачном) имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов, а имущество общего пользования, созданное или приобретенное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания, является собственностью товарищества как юридического лица. Специальный фонд формируется за счет взносов, а также доходов от его хозяйственной деятельности и прочих поступлений средств. Члены товарищества не несут ответственности по его обязательствам, а товарищество - по обязательствам своих членов.
В потребительском кооперативе имущество общего пользования формируется за счет паевых взносов и находится в собственности кооператива (как юридического лица). Возможно выделение части имущества в неделимый фонд. Члены кооператива обязаны ежегодно покрывать его убытки путем внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива.
В некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное на взносы его членов, является собственностью партнерства как юридического лица. Члены этого объединения не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам членов.
В законе даются понятия разных видов взносов:
1) вступительный взнос (общее для всех объединений понятие) - это денежные средства, внесенные их членами на организационные расходы, связанные с оформлением документации; 2) членские взносы - денежные средства, периодически вносимые членами объединения на оплату труда наемных работников и другие текущие расходы.
Для товарищества и партнерства введен термин "целевые взносы", а для потребительского кооператива - "паевые взносы", предназначение которых едино - для приобретения или создания имущества общего пользования.
Для потребительского кооператива установлен еще один вид взносов - "дополнительные взносы", предназначенные для покрытия убытков.
Во всех этих категориях (терминах) можно заметить, во-первых, их искусственность, т.е. отсутствие необходимости разнообразия; во-вторых, юридическую несостоятельность формулировок. Что касается искусственности, то термин "целевой" перекочевал из нормативных актов существовавших садоводческих товариществ и дачных кооперативов, а "паевой взнос" из Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации".
Правовая модель потребительского кооператива оправданна жизнью и не было необходимости введения иных форм коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Установление в Законе понятий "товарищество" и "партнерство" в качестве самостоятельных форм ведения коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства юридически не состоятельно и практически не оправданно, поскольку обе формы:
а) не соответствуют параметрам юридического лица, сконструированного в Гражданском кодексе РФ, ибо товарищество не наделено правом собственности на имущество общего пользования;
б) противоречат общегражданскому правилу о том, что при использования имущества общего пользования граждане несут ответственность за результаты владения, пользования и распоряжения этим имуществом;
в) отрицают ответственность членов указанных объединений по обязательствам последних, что делает практически невозможным их существование;
г) и, самое главное, не имеют никаких различий, кроме указанного в Законе весьма спорного возраста вступления в члены потребительского кооператива - 16 лет.
Федеральный закон устанавливает невиданное в российской практике и не диктуемое необходимостью право рассматриваемых объединений осуществлять предпринимательскую деятельность (ст. 6), а также открывать свои представительства (ст. 10) на территории России при организациях, производящих средства производства (посадочный материал, удобрения, технику и т.п.) и, кроме того, фонды взаимного кредитования, фонды проката.
В целом же конструкции некоммерческих товариществ, некоммерческих партнерств, их представительств и фондов не соответствуют требованиям законодательной техники, а главное, противоречат Федеральному закону от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", из которого позаимствованы указанные наименования. Законодатель проигнорировал ряд важнейших обстоятельств:
а) по своей организационно-правовой сущности и характеру деятельности эти товарищества и партнерства есть не что иное, как потребительские кооперативы, о чем свидетельствует сам Закон, не проводя разницы между ними;
б) потребительские кооперативы в силу их принципиально иного назначения нежели указанного в п. 2 ст. 2 Закона "О некоммерческих организациях" (достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей и других целей непроизводственного характера), не подпадают под действие последнего, поскольку осуществляют в той или иной мере хозяйственную деятельность, связанную с использованием земли;
в) предусмотренные Законом "О некоммерческих организациях" фонды являются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческой организации со статусом юридического лица, предназначенной для осуществления тех же общих для всех некоммерческих организаций видов деятельности нехозяйственного, непроизводственного характера, что принципиально отличает их от фондов проката, кредитования, прописанных в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях".
Однако, к сожалению, в связи с выходом в свет названного Закона все созданные ранее садоводческие, огороднические и дачные товарищества перерегистрировались по своему "вкусу" (не разобравшись) в некоммерческие партнерства и некоммерческие товарищества с юридически несостоятельной их характеристикой в уставах и надуманными фондами и представительствами.
Неэффективна также реализация нормы ст. 8 Закона о ведении садоводства, огородничества и дачного хозяйства в индивидуальном порядке на территории объединения.
Предоставление земельных участков и создание садоводческих, огороднических и дачных объединений с принятием Федерального закона от 15 апреля 1998 г. претерпели изменения. До 1998 г. такие формирования обычно создавались по производственному принципу, т.е. земельные участки для этих целей выделялись предприятиям и организациям, садоводческие и дачные товарищества создавались при них же, и через них осуществлялось их бюджетное кредитование. Членами товариществ могли стать только лица, работающие на данных предприятиях и организациях.
Теперь обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Они ведут регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении земельных участков. На основании регистрации заявлений определяется очередность предоставления соответствующих земельных участков (в отдельный список включаются граждане, имеющие преимущественное право на получение участка). Списки граждан, подавших заявления, и изменения в списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Последние вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Затем орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков, последний, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений предлагает варианты земельных участков или дает заключение о невозможности предоставления. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного объединения.
После государственной регистрации объединения первоначально ему земельный участок предоставляется бесплатно в соответствии с земельным законодательством, после утверждения проекта организации и застройки территории объединения и вынесения в натуру членам объединения земельные участки предоставляются в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально выделяется в совместную собственность членов объединения с последующим предоставлением участков в собственность каждого члена объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, являются собственностью объединения как юридического лица. Неясна норма о предоставлении общему собранию членов любого из названных видов объединений права принятия решений о закреплении за объединением как за юридическим лицом всех выделенных ему земельных участков.
Размещение объединений определяется на основании схем зонирования территорий. На территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются земельные участки для садоводства, огородничества или дачного хозяйства или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Садоводческое, огородническое и дачное объединения вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка после выдачи правоустанавливающих документов на участок. Члены объединения вправе приступить к обустройству и использованию своих земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории объединения и утверждения общим собранием распределения садовых, огородных и дачных участков между членами объединения. Указанный проект разрабатывается в соответствии с правилами землепользования и застройки и утверждается в двухнедельный срок органом местного управления. При этом учитываются нормативы организации и застройки территории объединения органами местного самоуправления с учетом природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основными нормативами являются:
количество и размеры подъездных и внутренних дорог;
минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;
тип источников водоснабжения;
техническая характеристика инженерного обеспечения территории объединения;
перечень необходимых противопожарных сооружений; перечень мероприятий по охране окружающей среды.
Возведение строений и сооружений в объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории. Контроль за соблюдением этого требования проводят:
правление объединения;
инспектора государственных органов, контролирующих соблюдение законодательства;
в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории объединения;
органы местного управления.
Тип применяемых материалов и конструкций определяют сами объединения и их члены самостоятельно. Возведение гражданами на своих участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории объединения, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений. Нарушение требований проекта организации и застройки объединения является основанием для привлечения объединения и его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с законодательством.
Регламентация членства в садоводческих, огороднических и дачных объединениях в отдельных вопросах небесспорна. Членами объединений в форме некоммерческого товарищества и некоммерческого партнерства могут быть граждане России, достигшие 18 лет и имеющие земельные участки в границах объединения, а в форме потребительского кооператива - при тех же условиях (т.е. при наличии земельных участков в границах объединения) - достигшие возраста 16 лет. В последнем случае речь идет о несовершеннолетних гражданах, не обладающих полной гражданской дееспособностью (ст. 21 ГК РФ), которые без согласия родителей, усыновителей, попечителей не вправе совершать самостоятельно сделки и осуществлять действия, не поименованные в п. 2 ст. 26 ГК РФ, т.е. все сделки вправе совершать только с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей. Поэтому земельные участки на праве собственности не могут быть предоставлены гражданину 16 лет. Такому гражданину как главе крестьянского хозяйства не предоставляется земельный участок и для ведения крестьянского хозяйства. 16-летний возраст как предельно минимальный в Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" установлен для членства только в производственном кооперативе, а не в потребительском, и то в порядке ограниченной трудовой дееспособности.
Не вполне разумно и установление минимальной численности членов любого из рассматриваемых объединений в количестве трех человек. Это предполагает возможность создания садоводческих и дачных объединений хуторского типа, что несовместимо с требованиями необходимой социально-бытовой и производственной инфраструктуры (дороги, электроснабжение и т.п.).
Не совсем правильно сформулирована норма п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. о том, что членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов этих объединений, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками. Эту норму нельзя понимать как абсолютное право перечисленных субъектов (особенно малолетних и несовершеннолетних) на вступление в члены объединения. В гражданско-правовом смысле - это право на получение наследуемого имущества, а в Федеральном законе речь идет о праве наследования деятельности (садоводства и т.д.). Поэтому малолетние и несовершеннолетние в принципе должны быть исключены. Что же касается остальных перечисленных в Законе категорий граждан, то их право членства зависит от решения общего собрания членов объединения.
Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обладать садовым, огородным и дачным участком только на условиях аренды.
Учредители объединения считаются принятыми в члены с момента его регистрации, другие лица принимаются в члены на общем основании. Каждому члену в течение трех месяцев со дня его приема в члены правление объединения выдает членскую книжку или другой заменяющий документ.
Каждый член объединения имеет право:
1) избирать и быть избранным в органы управления и орган контроля;
2) получать информацию о деятельности органов управления и контроля;
3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;
4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого и хозяйственных строений и сооружений;
5) распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
6) обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права решений общего собрания и иных органов управления;
7) добровольно выходить из объединения с одновременным заключением договора о порядке пользования имуществом общего пользования;
8) осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
Правам члена объединения корреспондируют его обязанности:
1) нести бремя содержания земельного участка и ответственность за нарушения законодательства;
2) нести субсидиарную ответственность по обязательствам потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов;
3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не нанося ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
4) не нарушать права членов объединения;
5) соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
6) своевременно уплачивать членские и иные взносы, налоги и платежи;
7) в течение трех лет освоить земельный участок;
8) участвовать в мероприятиях, проводимых объединением;
9) участвовать в общих собраниях членов объединения;
10) выполнять решения органов управления объединения.
Учредительным документом объединения является Устав, утвержденный общим собранием учредителей. В Законе названы 18 сведений, которые в обязательном порядке указываются в уставе конкретного объединения. Многие из них характерны для уставов юридических лиц любой организационно-правовой формы, а именно:
предмет и цели деятельности;
порядок приема в члены и прекращения членства;
права и обязанности самого объединения и его членов;
порядок внесения взносов и формирования имущества общего пользования;
порядок участия членов в коллективных работах;
структура и компетенция органов управления;
порядок и условия проведения заочного голосования (опросным путем);
порядок исключения из членов объединения и др.
Органами управления объединения являются общее собрание его членов как высший орган управления, правление и его председатель. При этом объединение вправе проводить общее собрание в форме собрания уполномоченных, которое избирается на следующих условиях, закрепленных в уставе: число членов объединения, от которых избирается один уполномоченный; срок полномочий; порядок избрания уполномоченных (открытым или тайным голосованием); возможность досрочного переизбрания уполномоченных. Понятно, что этот орган целесообразно избирать только в крупных объединениях, как это делается в сельскохозяйственных производственных кооперативах, где затруднено участие в общих собраниях всех или большинства членов кооператива.
Общее собрание правомочно принимать решения при присутствии более 50% членов объединения, собрание уполномоченных - не менее 50%.
Правление объединения избирается прямым тайным голосованием на срок два года общим собранием (собранием уполномоченных), если уставом не предусмотрено иное.
Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью объединения, его правления и председателя осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее трех человек на срок два года. В состав комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).
Федеральный закон определяет права и обязанности всех органов управления (их компетенцию), порядок созыва общего собрания и принятия его решений, а также устанавливает ответственность председателя и членов правления за причиненные их действиями (бездействием) убытки в форме дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Предусматривается также возможность избрания комиссии, которая должна осуществлять общественный контроль за соблюдением природоохранного, водного, лесного, градостроительного и иного законодательства, их право составлять акты о нарушениях законодательства и представлять в соответствующие государственные контролирующие органы.
В Федеральном законе много внимания уделено формам государственной поддержки объединений (ст. 35-38), их реорганизации и ликвидации, защите прав самих объединений и их членов.
Кроме того, в связи с еще существующими на практике титулами постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного (наследуемого) владения садовыми, огородными и дачными участками Закон устанавливает правила их трансформации в право собственности, поскольку Земельный кодекс РФ эти отношения подробно не регулирует, а Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на земли садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединений не распространяется.
Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находившихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность объединения бесплатно.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимость, имущество и сделок с ними". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность земельных участков в этом случае не требуется.
Если земельный участок, составляющий территорию объединения, предоставлен самому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу рассматриваемого Закона было создано (организовано) данное объединение, являющийся его членом гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, выделенный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в этом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления гражданина или его представителя.
Выделение в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени объединения или уполномоченным общим собранием на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов объединения о приобретении такого земельного участка в собственность объединения.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пп. 4 или 5 ст. 28 указанного Закона обязан принять решение о предоставлении в собственность земельного участка либо об отказе от его предоставления. Основанием для отказа является установленный Законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах