logo search
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

2.3. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права

     (3)Право социального обеспечения следует отграничивать также отгражданского правас учетом следующих положений.

Во-первых, содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.

Во-вторых, для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон – достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определенные законодательством.

В-третьих, субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объеме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

В-четвертых, социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

     1) в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;

     2) в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;

     3) в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);

     4) в специфике субъектного состава.

     (1)Проблема взаимосвязи и взаимодействиятрудового права и права социального обеспеченияимеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву.

Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

     1) социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;

     2) субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;

     3) правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определенного возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;

     4) социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;

     5) трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;

     6) субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, т.к. права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;

     7) для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наемного работника.

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое (1), административное (2) и гражданское (3) право.