10.4 Состав административного правонарушения
Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Как явление реальной действительности нарушение обладает огромным числом признаков. Среди них следует различать имеющие и не имеющие юридического значения. Первая группа, в свою очередь, делится на входящие в состав (конструктивные) и не входящие в состав (обстоятельства смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, совершение проступка военнослужащим, несовершеннолетним и др.).
Развитие законодательной техники привело к специализации правовых норм. В частности, чтобы десятки раз не повторять общие свойства проступков, их «вынесли за скобки» — закрепили нормами I раздела КоАП (например, ст. 2.3 закрепляет возраст наступления ответственности). Поэтому в диспозиции любой нормы, устанавливающей административную ответственность, нет полного перечня всех признаков состава. Для правильного уяснения содержания конкретного состава, помимо конкретной статьи нормативного акта, необходимо рассматривать ее в связи с нормами Общих положений КоАП, с иными частями нормативной основы.
Как законодательная модель нарушения состав правонарушения является его нормативным, юридическим основанием. Он образует гипотезу нормы, устанавливающей административную ответственность. А совершение деяния, содержащего все признаки состава, — фактическое основание наступления ответственности.
Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. В нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъекта и его психическое отношение к деянию. Отражая это реальное явление, состав правонарушения конструируют как совокупность четырех сторон (элементов): объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава.
Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков. Соответственно последние принято делить на четыре группы, характеризующие: объект и субъект проступка, его объективную и субъективную стороны.
Общим объектом административных правонарушений признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются административными наказаниями. Родовым объектом проступков признается блок общественных отношений, составляющий неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть взята отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения. Соответственно можно различать такие рядовые объекты, как отношения в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т.д. (см. главы 8—11 КоАП). Распространенный критерий выделения родовых групп — содержание охраняемых общественных отношений. По этому критерию различают такие родовые объекты, как собственность, общественный порядок, права и здоровье населения, порядок государственного управления (см. главы 7, 20, 5, 6, 19 КоАП). В Особенной части II раздела КоАП при создании родовых общностей законодатель использовал одновременно оба названных критерия: отрасль и объект посягательства.
Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода. Видовой объект широко используется законодателем, например, за нарушение правил дорожного движения, воинского учета.
Административное правонарушение причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией — непосредственному объекту проступка. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного общественного отношения. Так, в ст. 3.7 КоАП говорится о конфискации предмета, явившегося «орудием совершения или предметом административного правонарушения».
Объективная сторона правонарушения — это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который характеризует само деяние (хищение, продажа, хранение, уклонение и т. п.), разновидностями деяния могут быть действие и бездействие.
Деяния бывают неоднократными, систематическими, длящимися и др. Большое значение для административной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся и продолжаемых проступках.
Длящимся правонарушением следует признать действие или бездействие, после которого длительно не исполняется правовая обязанность. В основе длящегося нарушения лежит невыполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нарушать правовой запрет или, наоборот, совершить обусловленное нормой права действие. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Начальным моментом правонарушения является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение правового запрета, или длительное невыполнение обязанности (например, неявка в военкомат и т.д.). Оно оканчивается фактически — прекращением нарушения или юридически — привлечением виновного к ответственности.
Продолжаемые правонарушения состоят из ряда тождественных неправомерных деяний, направленных к единой цели и составляющих в своей совокупности единый проступок. Продолжаемый проступок — это несколько действий, каждое из которых является проступком, но, как правило, все они объединены единым умыслом, а зачастую и совершаются в одном месте, с использованием одних и тех, же средств. Продолжаемое деяние начинается с момента совершения первого неправомерного акта, а оканчивается фактически — прекращением неправомерной деятельности или юридически — привлечением лица к административной ответственности.
Деяние — стержень, вокруг которого группируются иные признаки объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, аэродром, грузовой двор, пригородный поезд, крыша вагона и др.) и времени (ночное, запрещенное и т.п.).
Способ совершения правонарушения представляет собой порядок, форму, последовательность действий, приемы, применяемые нарушителем (обсчет покупателя, хищение путем кражи и т.п.). Действие и способ его совершения соотносятся как род и вид. Часто в числе признаков объекта называются средства совершения проступков (транспортные средства, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые вещества, огнестрельное оружие, спиртные напитки и др.).
Хищение, нарушение правил дорожного движения, браконьерство и другие нарушения квалифицируются как правонарушение или как преступление в зависимости от причиненного ущерба, т.е. размер вреда иногда обусловливает применение административных либо уголовных санкций, а поэтому прямо или косвенно вводится в состав признаков проступка.
Одной из составляющих объективной стороны является признак «другого лица», в той или иной форме участвующего в отношениях с правонарушителем. Так, в ст. 12.25 КоАП говорится о невыполнение законного требования сотрудника милиции, в ст. 19.5 КоАП говорится о невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Среди «других лиц» различают: 1) потерпевших; 2) участников правонарушения; 3) правонарушителей, которым виновный оказал содействие (прием на работу лиц, проживающих без регистрации и т. п.).
Субъектом правонарушения является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Очевидно, что само оно в состав не входит, а состав включает в качестве конструктивных те признаки, которые характеризуют исполнителя неправомерного деяния.
По действующему законодательству субъектами административных нарушений признаются (ст.ст. 2.1, 2.4 КоАП): юридические лица; должностные лица (к ним приравнены лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица); физические лица.
Среди коллективных субъектов можно различать общих и специальных. Обычно признаки специальных субъектов прямо называются в норме, устанавливающей ответственность. Например, в ст. 15.10 КоАП закреплено такое нарушение, как неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат. Значит, по этой статье можно привлекать к ответственности не любого коллективного субъекта, а только кредитное учреждение.
Все признаки индивидуального субъекта можно поделить на две группы: общие и особенные (специальные). Общими признаются такие, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности. Их два: достижение 16-летнего возраста и вменяемость. Общие признаки субъекта или, как говорят, признаки общего субъекта закреплены статьями Общих положений КоАП.
Специальные признаки можно поделить на группы, отражающие: особенности труда, служебного положения (должностное лицо, капитан, работник предприятия торговли, водитель и др.); прошлое противоправное поведение (лицо, привлекавшееся к административной ответственности); иные особенности правового статуса граждан (военнообязанный, иностранец и др.).
Субъективная сторона правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла и неосторожности.
Необходимость выявления наличия вины при привлечении к ответственности вытекает из ст. 2.1 КоАП. В ней вина признается обязательным признаком проступка. Если нет вины, нет ответственности.
- Часть первая. Основные институты административного права Тема № 1. Понятие административного права
- 1.1 Предмет административного права и исполнительная власть
- 1.2 Нормы административного права
- 1.3 Административно-правовые отношения
- 1.4 Метод административного права
- 1.5 Предмет и метод науки административного права
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 2. Субъекты административного права
- 2.1 Административная правосубъектность индивидуальных субъектов
- 2.2 Административно-правовой статус гражданина
- 2.3 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.4 Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
- 2.5 Способы защиты прав граждан
- 2.6 Право гражданина на судебную защиту (административная юстиция в рф)
- 2.7 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 3 административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 3.1 Государственные и негосударственные предприятия и учреждения
- 3.2 Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, фонды
- 3.3 Общественные объединения
- 3.4 Религиозные объединения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 4 административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 4.1 Понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности
- 4.2 Система и классификация органов исполнительной власти
- 4.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 4.4 Федеральные органы исполнительной власти
- 4.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 5 административно-правовой статус государственных служащих
- 5.1 Понятие, значение и принципы государственной службы
- 5.2 Законодательные основы государственной службы
- 5.3 Понятие и классификация государственных должностей
- 5.4 Понятие и классификация государственных служащих
- 5.5 Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 5.6 Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 5.7 Поощрения и ответственность государственных служащих
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 6 правовые акты исполнительной власти (административные акты)
- 6.1 Основные признаки правового акта исполнительной власти (административного акта)
- 6.2 Виды административных актов
- 6.3 Условия эффективности административных актов
- 6.4 Процесс принятия административных актов
- 6.5 Изменение, приостановление, прекращение действия административных актов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 7 административные договоры
- 7.1 Место административного договора в деятельности исполнительной власти
- 7.2 Структура и признаки административного договора
- 7.3 Функции административного договора
- 7.4 Административный договор и административный акт
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 8 методы деятельности исполнительной власти
- 8.1 Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти
- 8.2 Убеждение в деятельности исполнительной власти
- 8.3 Поощрение в деятельности исполнительной власти
- 8.4 Правовое принуждение
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема №9 административно-правовое принуждение в системе государственного принуждения
- 9.1 Виды принуждения и ответственности по административному праву
- 9.2 Понятие и виды административно-правового принуждения
- 9.3 Административно-восстановительные меры
- 9.2 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- 9.3 Принудительное лечение
- 9.4 Применение огнестрельного оружия
- 9.5 Административное задержание гражданина
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 10 понятие и основания административной ответственности
- 10.1 Признаки административной ответственности
- 10.2 Нормативная основа административной ответственности
- 10.3 Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение
- 10.4 Состав административного правонарушения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 11 административные наказания
- 11.1 Система административных наказаний
- 11.2 Виды административных наказаний
- 11.3 Общие правила (принципы) наложения административных наказаний
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 12 общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 12.1 Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях
- 12.2 Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.3 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 12.4 Сроки в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.6 Меры административно-процессуального принуждения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 13 стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 13.1 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- 13.2 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 13.3 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 13.4 Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях
- 13.5 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 14 дисциплинарное принуждение по административному праву
- 14.1 Понятие и признаки дисциплинарного принуждения
- 14.2 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 14.3 Материальная ответственность по административному праву
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 15. Режим законности (правозаконности) в деятельности исполнительной власти
- 15.1 Содержание законности (правозаконности)
- 15.2 Система гарантий законности (правозаконности)
- 15.3 Президентский контроль за органами исполнительной власти
- 15.4 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
- 15.5 Общий административный надзор
- 15.6 Судебный надзор за законностью осуществления административной власти
- 15.7 Прокурорский надзор
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 16 специальные административно-правовые режимы
- 16.1 Понятие и виды специальных административно-правовых режимов
- 16.2 Правовой режим чрезвычайного положения
- 16.3 Режимы особого и военного положения
- 16.4 Режим секретности
- 16.5 Общий и специальные таможенные режимы
- 16.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Часть вторая. Управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах Тема № 17 управление экономикой
- 17.1 Организационно-правовая система управления
- 17.2 Органы управления экономикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 18 управление в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- 18.1 Организационно-правовая система управления
- 18.2 Органы управления в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 19 управление промышленностью и энергетикой
- 19.1 Организационно-правовая система управления
- 19.2 Органы управления промышленностью и энергетикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 20 управление транспортом
- 20.1 Организационно-правовая система управления
- 20.2 Органы управления транспортом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 22 управление в сфере экологии и природопользования
- 22.1 Организационно-правовая система управления
- 22.2 Органы управления в сфере экологии и природопользования
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 23 управление агропромышленным комплексом
- 23.1 Организационно-правовая система управления
- 23.2 Органы управления агропромышленным комплексом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 24 управление в области здравоохранения и социального развития
- 24.1 Организационно-правовая система управления
- 24.2 Органы управления в области здравоохранения и социального развития
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 25 управление образованием и наукой
- 25.1 Организационно-правовая система управления
- 25.2 Органы управления образованием и наукой
- 25.3 Образовательные учреждения
- 25.4 Правовой статус высшего учебного заведения
- 25.5 Научные учреждения и организации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 26 управление в области культуры
- 26.1 Организационно-правовые основы управления
- 26.2 Органы управления культурой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 27 управление в области обороны
- 27.1 Организационно-правовая система управления
- 27.2 Органы управления в области обороны
- 27.3 Комплектование Вооруженных Сил и вопросы прохождения военной службы
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 28 управление в области безопасности
- 28.1 Организационно-правовая система управления
- 28.2 Органы управления в области безопасности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 29 управление внутренними делами
- 29.1 Организационно-правовая система управления
- 29.2 Органы управления внутренними делами
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 30 управление в области юстиции
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 31 управление иностранными делами
- 31.1 Организационно-правовая система управления
- 31.2 Органы управления иностранными делами
- 31.3 Представительства и консульства за рубежом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература: