logo search
от Пановойomin3462_mail_ru_2013-12-13_14-08 / ГП часть 2

Тема 5. Договор контрактации

Литература

1. Батурин В. М. Договор контрактации зерновых и масленичных культур. М., 1988.

2. Витрянский В. В. Контрактация // Комментарий ч. II ГК РФ для предпринимателей. М., 1996.

3. лусегенова З. С., Лапач Л. В. Споры с участием сельхозпроизводителей // Арбитражная практика. 2004. № 3. С. 16–20.

4. Носова З. И. Сельскохозяйственная продукция как объект договора контрактации // Юрист. 2002. № 11. С. 23–27.

5. Романец Ю. В. Обязательство контрактации в системе гражданских договоров // Вестник ВАС РФ. 2001. № 1. С. 90–95.

Было время, когда весь выращенный урожай колхозники под Красным флагом везли в закрома Родины. При переходе от политики военного коммунизма к новой экономической политике продразверстка сменилась продналогом. Это было свойственно и для более поздних этапов нашей истории. В ГК 1922 г. не было договора контрактации. Во взаимоотношениях производителя и заготовителя использовался договор купли–продажи. По ГК РСФСР 1964 г. (ст. 267) государственная закупка охватывала практически весь объем произведенной продукции и осуществлялась по договорам контрактации, заключаемым на основе плановых закупок. В конце 80-х г. наступил перелом — и колхозам и совхозам было разрешено реализовывать до 30% объема плановых закупок самостоятельно, а также прежде всего сверхпланово произведенную продукцию. В 1990 г. в соответствии с постановлением Пленума Верховного Совета РСФСР от 23.11.1990 г. «О продналоге на 1991 г.» до сельскохозяйственных предприятий были доведены задания по государственному заказу и продовольственному налогу. В нем определялись размеры продналога по каждой территории. Заготовительная компания 1991 г. показала слабую эффективность мер, но несмотря на это и на 1992 г. Указом Президента РФ от 04.01.1992 г. «О формировании государственных продовольственных фондов на 1992 г.» была сохранена система принудительных регулирования закупок, только вместо продналога появилось новое понятие «минимальные обязательные поставки», а взамен государственных закупочных цен предусматривалась оплата по рыночным ценам, действующим по месту закупки на момент реализации продукции. Затем практически ежегодно принимались нормативные акты, вносившие коренные изменения в существовавшие формы реализации сельскохозяйственной продукции. Но наиболее радикальной была отмена обязательных поставок государству, осуществленная Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. Ныне действующий ГК РФ дал договору контрактации совершенно иную правовую квалификацию.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, договор контрактации: 1) утратил плановость; 2) утратил такую черту, как обязанность заготовителей оказывать колхозам, совхозам и другим хозяйствам помощь в организации производства сельскохозяйственной продукции и ее транспортировке на приемные пункты; 3) договор контрактации не квалифицируется как организационно–правовая форма государственной закупки сельскохозяйственной продукции, а характеризуется как форма всякой закупки сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи, что значительно расширяет сферу его применения.

1. Понятие и признаки договора контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Исходя из определения договора можно выделить следующие отличительные квалифицирующие) черты этого договора:

1) предметом договора является закупка сельскохозяйственной продукции (а не какой-либо другой), выращенной или произведенной в хозяйстве ее производителя (но не продукты переработки например, сыр, масло и т. п.);

2) обязательной стороной договора выступает производитель сельскохозяйственной продукции, производственный кооператив или иная аграрная коммерческая организация, крестьянско–фермерское хозяйство, то есть главное лицо реализует сельскохозяйственную продукцию, выращенную им или произведенную в собственном хозяйстве;

3) сельскохозяйственная продукция передается по такому договору не всякому нуждающемуся в ней, а лишь лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки и продажи (молокозавод, мясоперерабатывающий комбинат, фабрика по переработке шерсти, заготовительная организация потребительской кооперации);

4) правое значение имеют цели приобретения заготовителями продукции: для ее последующей переработки или продажи.

Договор является двухсторонним, возмездным, консенсуальным.

Не может рассматриваться как контрактация обязательство, по которому сельскохозяйственный производитель продает выращенную им сельскохозяйственную продукцию потребителю (гражданину или юридическому лицу), или договор, по которому сельскохозяйственный производитель продает предпринимателю сельскохозяйственную продукцию чужого производства.

Показателен в связи с этим следующий пример. Между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья (производством собственного сырья, необходимого для выработки консервов, кооператив не занимался). Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.

Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что, поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную ответственность лишь при наличии вины: из материалов дела следует, что нарушение обязательства со стороны кооператива было невиновным.

Суд кассационной инстанции решение отменил и иск удовлетворил, исходя из следующего. Предметом настоящего договора действительно была продукция, которую должен был произвести сельскохозяйственный кооператив, занимающийся выращиванием и переработкой сельхозпродукции. Поэтому, если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактации. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать «чужое» сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины.

2. Источники правового регулирования. В кодексе договору контрактации посвящены всего лишь четыре статьи. Это связано с тем, что, в соответствии с п. 2 ст. 535 ГК, к отношениям сторон по договору контрактации применяются правила о договоре поставки (ст. 506–524 ГК). Возможность применения к договору контрактации норм, регулирующих договор поставки, обусловлена тем, что юридические признаки этих двух договоров во многом совпадают.

При отсутствии же соответствующих норм, регулирующих поставку товаров на основании п. 2 ст. 525 Кодекса, к договору контрактации подлежат применению нормы, включенные в параграф 1 гл. 30 ГК «Общие положения о купле–продаже».

3. Содержание договора контрактации. Предмет договора — как правило, натуральная сельскохозяйственная продукция соответствующего качества, произведенная в сельском хозяйстве: растениеводстве и животноводстве. Продукты лесоводства не относятся к сельскохозяйственной продукции, поскольку это самостоятельная отрасль народного хозяйства по классификатору. Не относится к сельскохозяйственной продукции продукты, добытые в результате промышленного рыболовства и охоты, продукты убоя скота и другие продукты первичной промышленной переработки (шкуры, сало и др.). Таким образом, к сельскохозяйственной продукции при строгом подходе следует относить продукты сельского хозяйства, являющиеся культурными, находящимися в их природном биологическом виде. Означает ли это, что по договору контрактации может быть реализована только такая продукция.

В юридической литературе единства мнений по данному вопросу нет. Одни ученые полагают, что предметом договора контрактации может быть только свежая непереработанная продукция; другие считают, что может быть и переработанная. Однако не вся продукция, подвергшаяся переработке, может быть объектом договора контрактации.

Переработка должна быть осуществлена непосредственно производителем в хозяйстве, его силами и средствами; должна быть выращена (произведена) реализующим ее субъектом. По договору контрактации не может быть реализована переработанная давальческая сельскохозяйственная продукция. Переработка должна быть осуществлена путем механического, термического, естественно-химического и иного воздействия, не имеющего характера сложной технологической обработки промышленным способом (например, из молока — масло, сыр; квашение капусты, консервирование овощей; сухофрукты).

Наибольшие трудности в юридической литературе и на практике вызвал вопрос о том, может ли быть предметом договора контрактации сельскохозяйственная продукция, уже имеющаяся у товаропроизводителя в момент заключения договора. Детальное определение контрактации, указывающее на то, что ее предметом может быть только продукция, выращенная самим продавцом, не дает ответа на данный вопрос. Один авторы считают, что применительно к контрактации под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у сельскохозяйственного производителя. Главное, чтобы реализовывалась именно та сельскохозяйственная продукция, которая произведена либо выращена непосредственно производителем сельскохозяйственной продукции в его собственном хозяйстве. Другие исходят из того, что предметом договора контрактации могут быть только будущие товары, которые подлежат выращиванию или производству в условиях сельскохозяйственного производства.

Представляется, что ответ на данный вопрос зависит от того, при каких условиях возникает экономическое неравенство сельскохозяйственного производителя и заготовителя, для устранения которого созданы нормы рассматриваемого института. Если законодатель исходил из того, что экономическое неравенство между сельскохозяйственным производителем и заготовителем, требующее отражения в нормах о контрактации, существует лишь в том случае, когда специфика сельскохозяйственного производства порождает риск неисполнения конкретного обязательства по передаче конкретной сельскохозяйственной продукции, то следует признать, что предметом договора контрактации может быть лишь такая продукция, которую продавцу предстоит вырастить (произвести). Если же законодатель имел в виду в принципе экономически зависимое положение сельскохозяйственного производителя, то нормы института контрактации должны применяться к отношениям по продаже товаропроизводителем выращенной им сельскохозяйственной продукции независимо от того, является ли предметом договора продукция, уже существующая на момент заключения договора, или продукция, которую предстоит вырастить (произвести) в будущем.

Анализ правовой базы института контрактации не позволяет определенно ответить на данный вопрос. С одной стороны, статья 538 ГК РФ устанавливающая, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший либо ненадлежаще исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии вины, в большей степени касается отношений по поводу продукции, не существующей на момент заключения договора. Весьма сложно обосновать спецификой сельскохозяйственного производства распространение льготного правового режима ответственности за вину на товаропроизводителя, не исполнившего или ненадлежаще исполнившего обязанность по передаче продукции, уже существовавшей при заключении договора. С другой стороны, статью 536 ГК РФ диспозитивно обязывающую заготовителя принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз (и тем самым ужесточающую обязанности заготовителя), можно считать обусловленной экономическим неравенством, существующим между сельскохозяйственным производителем и заготовителем.

Количество и ассортимент определяется сторонами не только в натуральном выражении(«штуках», «центнерах», «килограммах» и т. п.), но и в денежной сумме или путем установления порядка его определения. Может устанавливаться количество не в точных цифрах, в двух предельных: «от» и «до». Количественные показатели устанавливаются исходя из зачетного веса сельскохозяйственной продукции, так как сельскохозяйственная продукция, фактически предъявленная в сдаче, по своим параметрам может отклоняться от установленных кондиций. И такая продукция подлежит приемке с пересчетом веса по установленному базису. Например, фактическая жирность молока может быть больше базисной, но зачет объемов продажи будет производиться в пересчете на молоко базисной жирности.

Количество продукции должно соответствовать ГОСТам, ТУ или установленным кондициям, а также требованиям правил ветеринарного и санитарного надзора.

В договорах контрактации могут быть три вида сроков:

а) сроки продажи;

б) сроки доставки;

в) сроки приемки продукции.

Сроки продажи: отрезки времени, в течение которых хозяйство должно исполнить обязательство. Они определяются с учетом сроков созревания культур, условий их производства и хранения (для шерсти — квартальные, для молока, птицы и кроликов — месячные).

Сроки доставки — время, к которому конкретная партия продукции должна быть передана хозяйством приемному пункту или предприятию. Данные сроки устанавливаются, как правило, в графиках: декадных, 5-дневных, часовых и т. п.

Срок приемки — это срок, исчисляемый с момента доставки продукции на приемный пункт и до окончания приемки, устанавливаемый с учетом свойств продукции. По отдельным видам продукции действуют Инструкции о порядке приемки, например, по птице и кроликам. Согласно инструкции заготовитель должен принять, то есть произвести ветеринарный осмотр, определить упитанность и взвесить животных в течение 2-х часов с момента их прибытия.

Правам и обязанностям сторон посвящены две статьи в ГК.

Статья 536 предусматривает обязанности заготовителя. Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Заготовителю запрещается отказываться от принятия сельскохозяйственной продукции при доставке ее производителем в место нахождения заготовителя или в иное указанное им место. Такой отказ возможен лишь в случае несоответствия продукции условиям договора о количестве, ассортименте, таре и (или упаковке) и др. При нарушении производителем обусловленного договором срока передачи, заготовитель вправе отказаться от принятия доставленной ему сельскохозяйственной продукции, передача которой просрочена, лишь в случае, когда он уведомил производителя об отказе и уведомление получено им до доставки.

Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором. При отказе от возвращения отходов обязанность доказать невозможность возврата отходов лежит на заготовителе. При этом он не вправе ссылаться на убыточность возвращения отходов, так как при определении цены в нее включаются соответствующие затраты. Экономическая целесообразность возращения отходов определяется производителем сельскохозяйственной продукции.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренном договором контрактации.

4. Ответственность сторон. Основные принципы ответственности за нарушение обязательств по договору контрактации определены ст. 538 ГК. При этом, для Кодекса характерен различный подход к ответственности за нарушение обязательства: она разная для производителя сельскохозяйственной продукции и заготовителя.

Условия ответственности производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств определены с учетом принципа благоприятствования производителю, применяемого в связи с особенностями сельскохозяйственного производства, подтвержденного не всегда предсказуемым влиянием воздействия природной среды. В исключение из общего правила, устанавливающего ответственность должника за нарушение обязательства в отношениях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности независимо от наличия вины (ст. 401), ст. 583 ГК предусматривает ответственность производителя перед заготовителем только за виновное нарушение.

Производитель не несет ответственности и тогда, когда в неисполнении или ненадлежащем исполнении виновен заготовитель или когда обязательства не исполнены вследствие просрочки заготовителя в исполнении встречных обязательства (ст. 328, 404, 405 ГК).

Заготовитель, нарушивший договорные обязательства, несет ответственность перед производителем по правилам, установленным п. 3 ст. 401 ГК, независимо от наличия или отсутствия в этом его вины.