logo search
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

6.5. Виды социально-обеспечительных правоотношений

В качестве основной (генеральной) классификационной группировки правоотношений в праве социального обеспечения следует принять их деление в зависимости от функционального назначения на две группы:

1) материальные,

2) процедурные.

В зависимости от объекта все правоотношения в сфере социального обеспечения могут быть поделены:

1) на пенсионные;

2) по обеспечению пособиями;

3) по предоставлению социально-обеспечительных компенсаций;

4) по предоставлению социально-обеспечительных льгот;

5) по предоставлению социально-медицинских услуг;

6) по предоставлению предметов первой необходимости;

7) по установлению фактов, имеющих юридическое значение в области социального обеспечения.

С точки зрения предмета права социального обеспечения можно выделить социально-обеспечительные и комплексные правоотношения.

Непосредственные социально-обеспечительные правоотношения имеют место при распределении средств фондов социального обеспечения, т.е. в процессе предоставления отдельных видов социального обеспечения.

К комплексным относятся правоотношения, возникающие в процессе аккумулирования финансовых средств для целей социального обеспечения (финансовые, налоговые) и управления образованными фондами, а также всей системой социального обеспечения (административные).

В праве социального обеспечения также можно выделить виды правоотношений в зависимости от их содержания (сочетания взаимных прав и обязанностей субъектов). В этом смысле есть основания говорить о существовании двусторонне обязывающих и односторонне обязывающих правоотношений.

Большинство общих (системных) социально-обеспечительных правоотношений относится к числу двусторонне обязывающих, поскольку в элементарных (материальных и процедурных) правоотношениях всегда существуют корреспондирующие права и обязанности.

Есть, однако, и исключение в виде односторонне обязывающего правоотношения по предоставлению медицинских услуг в виде скорой (неотложной) помощи. В рамках данного социально-обеспечительного правоотношения нуждающийся в соответствии с действующим законодательством имеет только права. Все корреспондирующие указанным правам нуждающегося обязанности сконцентрированы на стороне правообязанного субъекта – станции скорой помощи.

Предложенные классификации в полной мере не отражают всего многообразия социально-обеспечительных правоотношений, поскольку их может быть столько, сколько будет предложено теоретически и практически обоснованных критериев для их группировки. Многообразие видов правоотношений обуславливается различными факторами:

     1. Политико-экономической ситуацией в государстве. При экономической и политической нестабильности в государстве происходит переложение груза неблагоприятных социальных последствий плечи на самих нуждающихся, число которых возрастает, а определенные виды социального обеспечения, не обеспеченные государственным финансированием, отменяются либо заменяются менее затратными для государства и от того, как правило, неэффективными с позиций функций социального обеспечения.

     2. Уровнем социально-культурного развития государства. В развитых государствах, в том числе вставших на путь демократических преобразований и конституционно закрепивших абсолютный приоритет прав и свобод человека над иными целями и направлениями государственной политики, неизменно возрастает роль и ценность социального обеспечения как одного из важнейших механизмов обеспечения достойного жизнесуществования и свободного развития каждого члена общества. В таких обществах и государствах постоянного развиваются и совершенствуются организационные формы и виды социального обеспечения, что в итоге приводит к вовлечению субъектов в разнообразные социально-обеспечительные правоотношения, число которых имеет тенденцию к возрастанию.

     3. Различием оснований (критериев) нуждаемости и предшествующего правового положения лица. Данное условие означает введение дифференцированного регулирования по вопросам социального обеспечения населения, основанного на применении объективных критериев. Специфика субъектного состава и дифференциация правового регулирования оказывают непосредственное влияние на разнообразие социально-обеспечительных правоотношений.