logo search
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

4.3. Социалистический период права социального обеспечения

После Октябрьской революции 1917 г. кардинально изменилась политика государства в области социального обеспечения. В зависимости от вида деятельности определялся субъект (например, служащий), затем организационно-правовая форма (для служащих – социальное страхование служащих), и потом – те виды обеспечения, на которые он мог рассчитывать. Однако «набор» возможностей (видов социального обеспечения) был различен в разных формах.

Социальное обеспечение не распространялось длительное время на целый ряд категорий граждан. Например, члены колхозов до принятия Закона СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» не имели права на государственное пенсионное обеспечение.

Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов».

В качестве критерия выделения периодов в истории социального обеспечения необходимо использовать качественное изменение организационно-правовой формы социального обеспечения, обусловленное изменением способа финансирования видов обеспечения этой формы.

В рамках социалистического периода целесообразно выделить следующие периоды развития социального обеспечения.

Первый период ознаменован всеобщим страхованием трудящихся (1917–1919 гг.).

Второй период – время гражданской войны и «военного коммунизма» (1919–1921 гг.).

Третий период начинается с возвращения к страховым принципам в 1921 г. и заканчивается 1936 г.

В дальнейшем, вплоть до начала 90-х гг., продолжается четвертый период, для которого характерно лишь появление новых видов алиментирования и развитие существовавших ранее.

Первый период. После Октябрьской революции 1917 г. новая власть начала активную деятельность в сфере социального обеспечения. Нормотворческая работа отражала классовую направленность политики государства. Принятый 22 декабря 1917 г. Декрет о страховании на случай болезни распространял свое действие на всех лиц, занятых по найму. Положение о страховании на случай безработицы, принятое 11 декабря 1917 г., охватывало всех лиц, у кого был определенный размер дохода. Положение о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г. предусматривало один вид пенсий – по инвалидности. Пенсии по старости еще не было. Старость могла учитываться как одна из причин инвалидности, но не как самостоятельное основание для возникновения права на пенсию.

Декрет ВЦИК РСФСР от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни».

Декрет СНК РСФСР от 31 октября 1918 г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся».

Декретом СНК от 7 августа 1918 г. «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии и их семейств» предусматривалось распространение пенсионного обеспечения не только на красноармейцев и на их семьи, но и на военнослужащих старой армии.

Второй период. С изданием Декрета от 17 апреля 1919 г. «Об изменении финансовой системы социального обеспечения» начинается новый этап развития социального обеспечения. Он характеризуется полным упразднением социального страхования как такового и установлением на его месте государственного социального обеспечения. Государственные предприятия и учреждения были освобождены от уплаты страховых взносов за рабочих и служащих. Средства на социальное обеспечение стали отпускаться из государственного казначейства. Социальное страхование было заменено социальным обеспечением за счет средств государственного бюджета.

Произошло огосударствление всего дела социального обеспечения и уход от страховых принципов обеспечения. Причина заключалась в том, что не были созданы органы, которые должны собирать взносы на страхование. Поскольку страхование было распространено на всех трудящихся, то и взносы должны были вносить все предприятия. Однако платили добровольно немногие предприятия, крупные и средние становились недоимщиками, мелкие не платили вообще.

Третий период. Переход к новой экономической политике и появление негосударственного сектора экономики обуславливает изменения системы социального обеспечения. Наличие частной промышленности, введение хозяйственного расчета на предприятиях в связи с новой экономической политикой, подъем в экономике создают реальные предпосылки для возрождения социального страхования трудящихся за счет предприятий, на которых они работает.

Для этих целей СНК принимает Декрет от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Теперь расходы по социальному обеспечению государственный бюджет в полном объеме не нес. Однако вне круга застрахованных остались группы населения страны, которые нуждались в помощи государства, и по большей части находившиеся на иждивении трудящихся. Поэтому продолжалось широкомасштабное развитие социального обеспечения за счет ассигнований государства.

В этот период впервые в отечественном пенсионном законодательстве был закреплен термин «нуждаемость», то есть государство на том этапе развития права социального обеспечения пришло к необходимости признать, что субъектом этого права являлись не только те лица, которые занимались общественно полезной для государства деятельностью, но и те, кто нуждался в помощи извне в силу отсутствия собственных источников средств к существованию.

Последующие мероприятия государства на селе – раскулачивание и коллективизация – приводят к тому, что класс наемных работников в деревне исчезает. Вместо страхования развиваются колхозные кассы взаимопомощи, ставшие правопреемниками касс крестьянской взаимопомощи.

В это же время начинается закрепление прав граждан в сфере здравоохранения. В частности, в соответствии с инструкцией от 11 марта 1926 г., все пострадавшие вне дома от несчастных случаев имеют право на первую неотложную помощь с бесплатным предоставлением медикаментов и лечебных средств.

В 1928 г. были впервые выделены в качестве самостоятельного вида пенсии по возрасту. Ранее возможность получения этого вида выплат была связана не с достижением определенного возраста, а с получением статуса инвалида и невозможностью трудиться.

Четвертый период. После принятия Конституции СССР 1936 г. получение пенсии по возрасту и инвалидности служащими теперь осуществлялось на тех же условиях, что и для рабочих. Состояние здоровья гражданина было признано государством единственным критерием, в силу которого он признавался нуждающимся в медицинском обслуживании.

В период третей пятилетки в СССР складывается отдельная система социального страхования кустарей и ремесленников. Она имела определенный круг страхуемых, осуществлялась за счет кооперативных средств и выполняла все функции страхования в своей организационной системе. С конца 30-х гг. вводится условие, определяющее размер пособия по временной нетрудоспособности и пенсий – непрерывный трудовой стаж и членство в профсоюзе.

После Великой Отечественной войны увеличивается число видов обеспечения и появляются новые группы обеспечиваемых. В частности, установлены государственные пособия многодетным и одиноким матерям. Право на пенсию приобрели, наряду с рабочими и служащими, учащиеся и аспиранты. Позднее государственное пенсионное обеспечение было распространено на бывших членов промысловой кооперации; председателей, специалистов, механизаторов колхозов и их семьи.

Вместе с системой социального страхования трудящихся было создано социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Обычно оно называется обеспечением в узком смысле слова

Круг обеспечиваемых включает в себя лиц, имеющих особые заслуги перед государством и обществом независимо от вида их общественно полезной деятельности, некоторые категории военнослужащих, писателей, композиторов, работников изобразительных искусств – членов творческих союзов и членов семей всех указанных лиц. 

В рассматриваемый период заметно активизируется деятельность государства в области правового регулирования обеспечения пособиями более широкого круга нуждающихся.

Постановлением СМ РСФСР от 13 июля 1957 г. были введены пособия инвалидам и престарелым, не получающим государственных пенсий. Таким образом, социальное обеспечение стало постепенно распространяться на определенные категории лиц вне зависимости от участия в труде.

В данный период складываются предпосылки качественно нового подхода к определению круга субъектов социально-обеспечительных правоотношений. Большее значение начинает приобретать нуждаемость, которая определяется вне зависимости от социально-классовой принадлежности или профессии. Состояние нуждаемости определяется только теми обстоятельствами, которые государство признает уважительными, когда гражданин лишен способности к самообеспечению и к содержанию своей семьи.

Основными для характеристики данного периода являются формы обеспечения колхозников. Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» установил государственную систему социального обеспечения за счет централизованного фонда социального обеспечения. Все колхозы производили денежные отчисления в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников. Согласно данному Закону выплачивались не только пенсии, но и пособия женщинам по беременности и родам, а иные виды пособий были введены несколько позднее. ЦК КПСС и СМ СССР 28 ноября 1969 г. утвержден Примерный Устав колхоза, которым впервые в нашей стране было введено социальное страхование колхозников.

В Конституции СССР 1977 г. указывалось, что в СССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения. В ч. 2 ст. 43 Конституции СССР 1977 г. в качестве организационно-правовых форм социального обеспечения перечислены «социальное страхование рабочих, служащих и колхозников;… выплата за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;… забота о престарелых гражданах и инвалидах».