logo search
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

6.2. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений

При изучении возникновения правоотношений по социальному обеспечению следует выделять общие и частные предпосылки. К числу общих предпосылок относятся правовые нормы социального обеспечения, закрепляющие права нуждающихся на отдельные виды социального обеспечения и наличие у них отраслевой правоспособности и дееспособности.

Если целью материальных норм права социального обеспечения является закрепление правового положения субъекта, наделение его материальной правоспособностью в отношении вида социального обеспечения, то цель процедурных норм заключается в регламентации так называемой «позитивной» процедуры, сущность которой состоит в «закреплении наиболее целесообразного порядка реализации предписаний материальных норм».

Структура нормы права социального обеспечения традиционна и включает гипотезу, диспозицию и санкцию. В большинстве случаев в норме можно обнаружить только два первых элемента (гипотезу и диспозицию), причем по форме выражения диспозиции нормы права социального обеспечения преимущественно являются управомочивающими и обязывающими.

В качестве частных предпосылок следует рассматривать определенные жизненные обстоятельства, отраженные в нормах права социального обеспечения, и с которыми эти нормы связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в сфере социального обеспечения, т.е. юридические факты.

Большое теоретическое и практическое значение при изучении юридических фактов в праве социального обеспечения имеет их классификация. Одной из наиболее известных группировок юридических фактов является их деление на факты-события и факты-действия.

К фактам-событиям относятся явления действительности, на которые человек не в силах повлиять, т.е. объективно существующие обстоятельства, не зависящие от воли и сознания людей (достижение определенного возраста, смерть и др.).

Факты-действия (волеизъявление нуждающегося о переходе с одной пенсии на другую, трудоустройство безработного и другие), напротив, всегда связываются с сознательной активностью субъектов, являются результатом их деятельности.

Социально-обеспечительные правоотношения связываются только с правомерными действиями субъектов, неправомерные же действия (например, предоставление подложных документов, влияющих на размер или длительность предоставления социального обеспечения), если они положены в основание возникновения социально-обеспечительного правоотношения, должны рассматриваться как порочные (ничтожные) юридические факты, порождающие аналогичные последствия для данного правоотношения в целом.

Применительно к данной классификации своеобразное место в ряду юридических фактов в праве социального обеспечения занимает такой юридических факт, как стаж (трудовой, страховой).

С одной стороны, стаж всегда связан с течением времени и поэтому представляет собой объективное явление, в связи с чем его следовало бы отнести к фактам-событиям. В то же время, поскольку стаж имеет социально-экономическое содержание, т.е. в основе его лежит не само время (его течение), а, как правило, деятельность (активность) лица, распределенная в этом времени, есть все основания говорить о стаже если не как о факте-действии, то как о явлении, имеющем смешанную (объективно-субъективную) природу.

В зависимости от правовых последствий авторы делят юридические факты в праве социального обеспечения на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

К правообразующим фактам относятся такие, как достижение возраста, наличие стажа, рождение ребенка, установление инвалидности, временная нетрудоспособность и др.

Правоизменяющими фактами являются изменение группы инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности), увеличение дохода семьи, волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсии и т.п.

Правопрекращающими фактами следует считать, например, смерть нуждающегося, восстановление трудоспособности, трудоустройство безработного и др.

Юридический факт-событие

(достижение возраста, болезнь, утрата заработка и др.)

Юридический факт-действиесо стороны нуждающегося, т.е. его волеизъявление (подача заявления) на получение соответствующего вида обеспечения

Рассмотрение обращения и принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении конкретного вида социального обеспечения со стороны обязанного субъекта

Рис. 6.1. Общая структура юридического состава

С точки зрения характера действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия (рождение, смерть) и факты-состояния (инвалидность, иждивение, родство и т.п.).

Однако специфика социально-обеспечительного правоотношения заключается в том, что оно, как правило, возникает на основе сложного юридического состава, когда норма права связывает возникновение правоотношения с несколькими юридическими фактами (системой юридических фактов). По мнению B.C. Андреева, структуру юридического состава составляют основной юридический факт (совокупность основных фактов) и другие юридически значимые обстоятельства.

Система обязательного социального страхования базируется в настоящее время на том, что в качестве предпосылок, обеспечивающих действие юридического факта-события (страхового случая), выступают предполагаемые обстоятельства, способные повилять на материальное и (или) социальное положение гражданина (виды социальных страховых рисков), и факт уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование. Отсутствие предпосылок (вида социального страхового риска или факта и (или) стажа уплаты страховых взносов) приводит к тому, что факт-событие не может породить социально-значимых последствий даже при наличии волеизъявления гражданина.

К примеру, если за гражданина в течение трудовой деятельности не уплачиваются страховые взносы в ПФ, то он даже при наступлении общеустановленного пенсионного возраста не будет иметь права на страховую пенсию.

Иначе дело обстоит с государственным социальным обеспечением. В частности, даже если нуждающийся в течение всей своей жизни не осуществлял трудовой деятельности или не может подтвердить периоды работы по найму, эти факты не влияют на его субъективное право на социальную пенсию и не препятствуют обращению за ней по достижении установленного возраста либо в случае установления инвалидности.

Общая структура юридического состава возникновения социально-обеспечительного правоотношения выглядит следующим образом (рис. 6.1):

Следует, однако, иметь в виду, что наличие процедурного правоотношения с необходимостью не влечет возникновения материального правоотношения, поскольку обратившееся за назначением обеспечения лицо может в любое время отказаться от его предоставления.

Следовательно, социально-обеспечительное правоотношение, как правило, возникает и существует в дальнейшем только при условии наличия всех элементов юридического состава (элементарных правоотношений).

Что касается элементарных правоотношений в составе сложного, то, основываясь на предложенной схеме, необходимо обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, не следует считать, что само наличие субъективного права на тот или иной вид социального обеспечения (например, на пенсию по возрасту) непосредственно порождает элементарное материальное правоотношение.

Во-вторых, всякое притязание на социальное обеспечение должно быть не только установлено, но и подтверждено, следовательно, материальному правоотношению, как правило, предшествуют процедурные правоотношения.