§ 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
Легально, на уровне закона, понятия "оптовый продовольственный рынок" не существует, ибо нет самого закона. В актах ряда субъектов Федерации и в литературе иногда по аналогии с определением товарной биржи оптовый продовольственный рынок признается организацией с правами юридического лица, формирующей оптовый рынок в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам.
В приложении к приказу Департамента продовольственных ресурсов Правительства г. Москвы от 13 февраля 2003 г. "О создании оптовых продовольственных рынков и распределительных центров на предприятиях оптовой торговли продовольствием в 2003 году" дано следующее определение такого рынка. Это "предприятие, предоставляющее торговые места арендаторам и обеспечивающее условия для осуществления ими преимущественно на конкурсной основе оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в определенном месте, в определенное время и по установленным правилам".
Оптовые продовольственные рынки являются одним из необходимых элементов рыночной инфраструктуры, называемой наряду с товарными биржами, выставками, ярмарками организаторами торговли, ибо их задача - обеспечить взаимодействие изготовителей, посредников и потребителей по купле-продаже товаров.
Во многих странах с развитой рыночной экономикой проблема продовольственного снабжения населения отечественными продуктами питания разрешается через регулируемые государством оптовые продовольственные рынки. Такая система имеет ряд преимуществ как для населения крупных городов и промышленных центров, так и для сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства в целом.
Для населения крупных городов и промышленных центров тем самым создаются условия для круглогодового снабжения свежими высококачественными продуктами питания и по низким ценам, а для сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий решается проблема сбыта, а следовательно, поступление средств от реализации продукции. Создаются равные условия для выхода на цивилизованный и конкурентный рынок. Государство, в свою очередь, решает проблему легализации оптовой торговли и дополнительного поступления средств в государственный бюджет.
Первые шаги по созданию оптовой продовольственной торговли начались в России в конце 1992 г. с изучения опыта работы оптовых продовольственных рынков Испании, Франции, Японии, США и других стран, где координация и регулирование этих рынков осуществляются государственными органами власти. В Японии, например, принята национальная политика по оптовым продовольственным рынкам. Здесь функционируют два вида рынков: центральные - в городах с населением более 200 тыс. человек и местные - в городах и населенных пунктах с меньшей численностью населения. На первых из них состав учредителей рынка и лицензирование определяется Минсельхозом Японии, а на остальных - губернаторами. Причем каждые пять лет состав учредителей и оптовых продавцов уточняется. Это дает возможность государственным и местным органам власти регулировать и защищать собственный продовольственный рынок от неконтролируемого ввоза импортного продовольствия. В Испании в городах с населением более 100 тыс. человек функционируют 22 оптовых продовольственных рынка в форме акционерных обществ с контрольным пакетом акций в государственной и муниципальной собственности. Регулирование деятельности этих рынков осуществляется через ГП "Меркаса"*(158). Зарубежный опыт доказывает эффективность оптовых продовольственных рынков в решении названных задач, а также в выполнении весьма важной в рыночных условиях роли информационного центра в изучении спроса и предложения.
Решение о создании системы оптовых продовольственных рынков в России впервые было принято на государственном уровне Правительством РФ в октябре 1994 г. Координирующая роль в создании этих рынков отводилась Минсельхозпроду России и его территориальным органам. По решению федеральных органов власти в 1995 г. был создан базовый оптовый продовольственный рынок в г. Волгограде с учетом зарубежного опыта. В Москве такие рынки создавались почти одновременно с организацией этой работы в других регионах. Правительством Москвы была разработана и одобрена программа их развития на восемь лет. Элементы программы включены в Комплексную программу развития инфраструктуры товарных рынков на 1998-2005 годы, в которой предусматривалось создание 70 оптовых продовольственных рынков в 29 субъектах Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 1997 г. была образована Межведомственная комиссия по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков. Комиссия рассмотрела и одобрила проект Федерального закона "Об оптовых продовольственных рынках". Правила торговли на оптовых продовольственных рынках и ряд других нормативных правовых актов вошли в Перечень документов, регламентирующих и регулирующих деятельность оптовых продовольственных рынков в качестве приложения к постановлению коллегии Министерства сельского хозяйства РФ от 25 декабря 1997 г. "О ходе создания системы оптовых продовольственных рынков и мерах, принимаемых по осуществлению государственного регулирования их деятельности". В постановлении Коллегии отмечалось, что создано 20 рынков и в 30 регионах ведется работа по их созданию, а также по обучению специалистов в Волгограде, Туле и Экономической академии им. Плеханова. Перечень документов, одобренных коллегией Минсельхоза России после Межведомственной комиссии, представляет собой пакет ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих множество отношений, возникающих в сфере деятельности оптовых продовольственных рынков. В него вошли:
Проект федерального закона "Об оптовых продовольственных рынках";
Проект федеральной программы развития оптовых рынков семян и саженцев;
Правила торговли на ОПР;
Порядок создания ОПР;
Порядок ведения реестра ОПР;
Примерный устав ассоциации оптовиков;
Положение о квалификационной комиссии;
Положение о проведении предварительного квалификационного отбора и порядок аккредитации оптовиков на ОПР;
Порядок и условия аккредитации банков на ОПР;
Порядок организации страхового сопровождения деятельности на ОПР;
Положение о расчетно-кассовых центрах на ОПР;
Рекомендации по оплате труда администрации ОПР;
Порядок сбора и передаче информации по конъюнктуре цен на ОПР;
Примерный договор аренды торгового помещения;
Примерный договор аренды складского помещения;
Положение об аукционной продаже торговых мест ОПР;
Положение об информационном обеспечении ОПР;
Положение об обеспечении безопасности функционирования ОПР;
Положение о классификаторе товаров и услуг, реализуемых на ОПР;
Концепция создания автоматизированной системы управления ОПР*(159).
Эти документы были доведены до регионов для руководства и использования в работе.
По мнению некоторых специалистов, централизованным регулированием оптовых продовольственных рынков должны заниматься субъекты Федерации. Поэтому одобренный Межведомственной комиссией и Минсельхозом России проект федерального закона "Об оптовых продовольственных рынках" до сих пор не увидел света. Отдельные регионы приняли свои законы по оптовым продовольственным рынкам. Однако из-за отсутствия федерального закона создание ОПР в регионах ведется бессистемно, что приводит к криминализации, бесконтрольному завозу и поставке импортного продовольствия, угрозе продовольственной безопасности страны.
О целесообразности централизованного государственного регулирования оптовых продовольственных рынков свидетельствует опыт США, где государство контролирует соблюдение честной практики торговли на рынке сельскохозяйственной продукции. Правовой основой этой системы регулирования является ряд законодательных актов, принятых еще в 20-30-е годы прошлого века с учетом внесенных в них поправок. Федеральное законодательство США направлено на:
1) снижение степени влияния отдельных участников рынка, предотвращение тайных соглашений, ограничение практики недобросовестной торговли;
2) предотвращение неравенства рыночных позиций одних сельскохозяйственных производителей по сравнению с другими;
3) обеспечение своевременной и полной оплаты за проданные товары*(160).
Оптовой торговле сельскохозяйственной продукцией принадлежит будущее. Ее роль вытекает и из задач, поставленных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. "О развитии сельского хозяйства" и в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы как одного из приоритетных направлений государственной социальной политики.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах