logo search
Kurs_ugolovnogo_protsessa__pod_red_L_V_Golovko__Statut

§ 2. Порядок обращения приговора к исполнению

Положения уголовно-процессуального законодательства об обращении приговоров к исполнению немногочисленны и на первый взгляд выглядят сугубо техническими. Но есть в них и принципиальная сторона. Она касается двух вопросов: 1) органа, обращающего приговор к исполнению; 2) сроков обращения приговора к исполнению.

Первый вопрос отчасти уже был затронут в предыдущем параграфе. Напомним, что, как отмечал И.Я. Фойницкий, "исполнение приговора есть акт властей судебной и карательной (исполнительной. - Л.Г.). Как акт судебной власти, исполнение приговора принадлежит последней и составляет проявление судебного ведомства или судебной компетенции (уголовно-процессуальное право. - Л.Г.). Как акт власти карательной, исполнение приговора есть реальное применение наказания к конкретным случаям (уголовно-исполнительное право. - Л.Г.)" <1>. Иначе говоря, приговор должен обращаться к исполнению судом в порядке, установленном уголовно-процессуальным правом, а затем непосредственно исполняться органами исполнительной власти в порядке, установленном уголовно-исполнительным правом.

--------------------------------

<1> Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 540.

Данный подход в полной мере находит отражение в действующем законодательстве РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 393 УПК РФ "обращение к исполнению приговора... возлагается на суд (выделено мной. - Л.Г.), рассматривавший уголовное дело в первой инстанции". Само процессуальное действие по обращению приговора к исполнению сводится к направлению судом копии приговора вместе с распоряжением о его исполнении в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания (ч. 2 ст. 393 УПК РФ). Конкретизация данного положения (о каком конкретно органе или учреждении идет речь) зависит уже от вида наказания и порядка его исполнения, регулируемого уголовно-исполнительным правом <1>. Если взять в качестве примера обращение к исполнению приговора, определяющего в качестве наказания лишение свободы, то здесь возможны три ситуации: 1) осужденный не находится под стражей и должен самостоятельно проследовать к месту отбывания наказания (допустим, в колонию-поселение) - копия приговора и распоряжение об исполнении направляются в территориальный орган уголовно-исполнительной системы (ч. 2.1 ст. 393 УПК РФ); 2) осужденный не находится под стражей и должен быть доставлен (этапирован) в место отбывания лишения свободы - копия приговора и распоряжение об исполнении направляются в районный (городской) отдел внутренних дел; 3) осужденный находится под стражей - копия приговора и распоряжение об исполнении направляются начальнику соответствующего следственного изолятора (СИЗО). Если взять только последний (достаточно распространенный) случай, то начальник СИЗО, в свою очередь, обязан не позднее 10 дней после получения распоряжения суда вместе с копией приговора направить осужденного для отбывания наказания в конкретное исправительное учреждение, определяемое по согласованию с территориальным органом уголовно-исполнительной системы (ФСИН России), что однако регулируется уже не УПК РФ, а УИК РФ (ст. 75) <2>. Другими словами, действия начальника СИЗО являются уже не уголовно-процессуальными, а уголовно-исполнительными, так как находятся в сфере компетенции не судебной, а исполнительной власти. При этом администрация СИЗО обязана не только уведомить одного из близких родственников или родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания, но и предоставить ему до отправки возможность одного краткосрочного свидания с родственниками или иными лицами, причем не обязательно теми, кого осужденный избрал в качестве адресата уведомления о месте своей отправки. Строго говоря, данное положение также имеет скорее уголовно-исполнительную природу, так как определяет круг обязанностей администрации СИЗО (ст. 75 УИК РФ). В то же время в силу его важности оно не только воспроизведено в УПК РФ (ч. 1 ст. 394), но и одновременно поставлено под контроль суда, что в определенной мере придает ему уголовно-процессуальную природу (ст. 395 УПК РФ).

--------------------------------

<1> Исключением являются положения, регулирующие обращение к исполнению приговора в части имущественных взысканий по гражданскому иску. Они исполняются в порядке, аналогичном исполнению решений судов, принятых в порядке гражданского судопроизводства, т.е. судебными приставами-исполнителями, которым суд направляет копию приговора вместе с исполнительным листом (в традиционной или электронной форме), о чем должны быть извещены гражданский истец и ответчик (ч. 2 ст. 394 УПК РФ).

<2> См. также: Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденная Приказом Минюста России от 1 декабря 2005 г.

Однако в плоскости уголовно-процессуального регулирования в любом случае остается вопрос об "обратной связи" между органом (учреждением), на который возложено исполнение наказания, и судом, что обеспечивает судебно-процессуальную природу всего механизма обращения приговора к исполнению, а не только его начальной фазы. Иными словами, суд должен не только обратить приговор к исполнению, но и быть в курсе того, как он исполняется. Поэтому в соответствии с ч. 5 и ч. 6 ст. 393 УПК РФ орган (учреждение), на который возложено исполнение наказания, обязан немедленно известить суд о приведении приговора в исполнение и о месте отбывания наказания осужденным. Например, в рассмотренной нами ситуации содержания под стражей осужденного к моменту обращения к исполнению приговора в виде лишения свободы начальник СИЗО обязан не только направить осужденного для отбывания наказания в течение 10 суток после получения распоряжения суда, но и сразу же "известить суд об исполнении приговора в части назначенного наказания и сообщить, в какое учреждение осужденный направлен для отбывания наказания" <1>.

--------------------------------

<1> Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. 6-е изд. М., 2013. С. 755.

Второй вопрос касается сроков обращения приговоров к исполнению. В соответствии с ч. 4 ст. 390 УПК РФ приговор должен быть обращен к исполнению не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу (если он не обжалован в апелляционном порядке) или со дня возвращения уголовного дела из суда апелляционной инстанции (если он был обжалован в апелляционном порядке). Дальнейшие сроки (10 суток для начальника СИЗО и т.д.) имеют уже не уголовно-процессуальный (судебный), а уголовно-исполнительный характер.

Необходимость установления указанного срока объясняется требованием максимальной оперативности обращения приговоров к исполнению и категорической недопустимостью какой-либо судебной волокиты на этом этапе уголовного судопроизводства. В ином случае возникала бы опасность того, что уголовное дело по каким-то сугубо бюрократическим причинам останется "лежать" без движения уже после того, как оно разрешено по существу и приговор вступил в законную силу, что обессмысливает саму идею правосудия. Поэтому иногда встречающиеся (весьма редко) нарушения срока обращения приговоров к исполнению находят достаточно жесткую реакцию судейского сообщества и в большинстве случаев приводят к строгим дисциплинарным санкциям в отношении судей, вплоть до их лишения судейского статуса <1>.

--------------------------------

<1> См., например: решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N ДК15-4.