§ 4. Законодательство, регламентирующее
уголовно-процессуальные отношения
1. Сравнительно-правовые модели организации уголовно-процессуального законодательства. Организация уголовно-процессуального законодательства не является универсальной в каждом государстве. В зависимости от формы государственного устройства, исторических традиций, прямых указаний в законе следует говорить о различных моделях его организации. Эти модели могут выделяться по разным критериям.
Одним из них является проблема организации уголовно-процессуального законодательства в федеративных государствах (для унитарных государств она, разумеется, отсутствует). Так, в федерациях возможны следующие модели:
1) "советская" модель. В период существования СССР на федеральном уровне принимался рамочный закон (Основы уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик), а потом каждый субъект (республика) принимал свой уголовно-процессуальный кодекс;
2) "немецкая" модель. Уголовно-процессуальное законодательство является исключительной сферой ведения федерации - в стране действует один единственный уголовно-процессуальный кодекс. Субъекты Федерации не имеют полномочий по регулированию уголовно-процессуальных отношений;
3) "швейцарская" модель. В Швейцарии произошла серьезная реформа уголовно-процессуального законодательства - в 2007 г. был принят единый УПК. При этом кантоны все же обладают некоторой автономией в сфере уголовного судопроизводства. Так, они вправе решать вопрос об организации специальных судов по мерам процессуального принуждения. Только три кантона на сегодняшний день организовали подобные суды;
4) "американская" модель. В каждом штате США есть собственное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Вместе с тем существует федеральное уголовно-процессуальное законодательство, применяемое федеральными правоохранительными органами и в федеральных судах по делам о преступлениях федерального значения. Видимо, здесь мы встречаемся с наиболее серьезной децентрализацией при регулировании уголовно-процессуальных отношений в федеративных государствах - в теории ее называют дуализмом уголовно-процессуального права.
Другой критерий характерен только для государств с кодифицированным уголовно-процессуальным правом и касается методов его кодификации. Здесь можно выделить следующие модели:
1) классическую континентальную "наполеоновскую" модель единого автономного УПК: она была впервые реализована в ходе наполеоновских кодификаций начала XIX в. во Франции (Кодекс уголовного следствия - Code d'instruction criminelle 1808 г.). Сегодня она является наиболее распространенной в Европе (Франция, Германия, Италия, Австрия, Швейцария и др.), Латинской Америке, Африке, многих странах Азии и т.д.;
2) "шведскую" (скандинавскую) модель, когда в одном кодифицированном акте содержатся не только нормы уголовно-процессуального права, но и нормы гражданско-процессуального права (единый процессуальный кодекс);
3) "англосаксонскую" модель, когда уголовное (материальное) уголовно-процессуальное право соединены в одном кодифицированном законе. В качестве примера можно привести Канаду (Criminal Code), Мальту, проекты английских кодификаций.
2. Организация уголовно-процессуального законодательства в Российской Федерации. Основным источником уголовно-процессуального права Российской Федерации согласно Конституции РФ (ст. 71) являются федеральные законы. Под ними понимаются как федеральные конституционные законы, так и просто федеральные законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Эти положения Конституции РФ конкретизируются в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". В соответствии с ним официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Это общее правило распространяется на федеральные законы, регламентирующие уголовное судопроизводство.
Уголовно-процессуальное законодательство России является кодифицированным на уровне специальной уголовно-процессуальной кодификации (континентальная модель) и относится к исключительному ведению федерации. Субъекты РФ не вправе принимать никаких нормативных правовых актов в сфере уголовного процесса. В этом смысле, сравнивая нашу систему с другими федеративными государствами, наиболее близкой для нас моделью сегодня (в отличие от периода СССР) является немецкая.
В то же время не следует забывать, что в Российской Федерации понятие "закон" не является однородным, что необходимо учитывать и при анализе источников уголовно-процессуального права.
3. Федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы (далее - ФКЗ) обладают большей юридической силой, так как обычные федеральные законы не могут им противоречить (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ). В интересующей нас здесь плоскости особенно важным является то, что федеральные конституционные законы устанавливают организацию судебной системы Российской Федерации (судоустройство), без чего невозможно судопроизводство (собственно процессуальная деятельность). Иначе говоря, в России действует следующий подход: судоустройство регулируется на уровне федеральных конституционных законов, судопроизводство (в том числе уголовное) - на уровне федеральных законов.
Регулируя вопросы судоустройства, федеральные конституционные законы, безусловно, являются источниками уголовно-процессуального права. Судоустройство неразрывно связано с уголовным судопроизводством. Например, вопросы подсудности невозможно решить без учета норм ФКЗ от 7 февраля 2011 г. "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Возможность изменения территориальной подсудности предполагается во время введения чрезвычайного или военного положения. Следовательно, норма ФКЗ от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" о том, что в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда РФ может быть изменена территориальная подсудность дел (ст. 35), относится к уголовно-процессуальному законодательству. Аналогичное положение закреплено и в ФКЗ от 30 января 2002 г. "О военном положении". Заметим, что в УПК РФ, когда речь идет об изменении территориальной подсудности уголовного дела (ст. 35) о полномочиях Верховного Суда РФ в этой сфере ничего не сказано.
4. Федеральные законы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Как уже неоднократно отмечалось, российское уголовно-процессуальное право является кодифицированным на уровне федерального закона. Действующий УПК РФ был принят 18 декабря 2001 г. и вступил в силу с 1 июля 2002 г. <1>. Он является основным источником уголовно-процессуального права и по содержанию, и по значению (с точки зрения удельного веса в уголовно-процессуальном регулировании). На законодательном уровне особая стабильность УПК РФ подчеркивается тем, что с 2015 г. внесение изменений в него допускается только отдельными федеральными законами. Единственное исключение из этого правила - федеральные законы, одновременно вносящие поправки в УК РФ <2>.
--------------------------------
<1> По поводу общей характеристики действующей российской уголовно-процессуальной кодификации см. § 3 гл. 4 настоящего курса.
<2> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
В то же время немало вопросов возникает в связи с определением места УПК РФ в системе действующего российского законодательства и его соотношения с другими федеральными (федеральными конституционными) законами.
Вертикальная коллизия. Соотношение УПК РФ и ФКЗ. Проблема такого соотношения в правоприменительной практике возникла не случайно. Дело в том, что в ч. 1 ст. 7 УПК РФ не конкретизируется, какой федеральный закон не вправе применять суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель в случае его противоречия УПК РФ, т.е. в этой норме не проводится различие между федеральным конституционным и обычным федеральным законом. Ответ на этот вопрос был дан Конституционным Судом РФ <1>. Конституционный Суд РФ четко сформулировал правило, что, если в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом и УПК РФ (который является обычным федеральным законом), применению подлежит именно федеральный конституционный закон. Это полностью соответствует коллизионному правилу о том, что "иерархически вышестоящая правовая норма отменяет действие нижестоящей" (lex superior derogatlegi inferior). Поэтому соотношение ФКЗ и УПК РФ носит условно вертикальный характер.
--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234, и 450 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2804.
Горизонтальная коллизия. Соотношение УПК РФ с другими федеральными законами. В то же время в названном решении Конституционный Суд РФ признает приоритет УПК РФ в установлении порядка уголовного судопроизводства по сравнению с равными по юридической силе федеральными законами. Справедливости ради отметим, что речь идет не о безусловном приоритете, а о приоритете "сферы регулирования". Вывод Конституционного Суда РФ о приоритете УПК РФ по отношению к другим обычным федеральным законам основывается на двух аргументах: во-первых, на взаимосвязи с полностью кодифицированным материальным уголовным правом (подчеркивается роль уголовно-процессуального законодательства как формы реализации уголовного права), а во-вторых, на особой роли кодифицированного акта, осуществляющего комплексное нормативное регулирование тех или иных отношений. Но на самом деле в теории государства и права уже очень продолжительное время ведется полемика о коллизии кодифицированных и некодифицированных законов, равных по юридической силе <1>. Учитывая дискуссионность вопроса, однозначно принять позицию Конституционного Суда РФ о приоритете УПК РФ над другими федеральными законами нельзя. В этом случае "битва приоритетов" будет смещена в область взаимодействия кодексов, каждый из которых станет претендовать на первенство, хотя в реальной практике они чаще всего применяются одновременно (УК и УПК, ГК и УПК при разрешении гражданского иска в уголовном деле и т.д.). А вот аксиомы, помогающие разрешить коллизии в горизонтальной плоскости, следует напомнить: 1) последующая правовая норма отменяет действие предыдущей (lex posterior derogat priori); 2) специальная правовая норма отменяет действие общей (lex specialis derogat generali). Исходя из этих хорошо известных постулатов и должны разрешаться возникающие коллизии между законами равной юридической силы.
--------------------------------
<1> Бриксов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов // Журнал российского права. 2003. N 8. С. 82 - 92.
5. Иные федеральные законы. В отличие от материального уголовного права российское уголовно-процессуальное право не претендует на полноту кодификации. Поэтому не только УПК РФ содержит нормы, регулирующие уголовно-процессуальные отношения, но и множество других федеральных законов. В немецкой и австрийской правовой доктрине есть даже специальный термин, обозначающий именно эту группу источников уголовно-процессуального права - Nebengezetze (дополнительные законы).
Среди российских законов положения, имеющие значение для регулирования уголовного судопроизводства, содержатся, во-первых, в иных кодифицированных актах: УК РФ, УИК РФ и даже ГК РФ (например, ст. 1070). Конечно, нельзя не подчеркнуть особую значимость УК РФ (материального закона), которым определяется понятие преступления, категории преступлений, основания освобождения от уголовной ответственности, меры наказания и др. Без обращения к этим и другим уголовно-правовым нормам невозможно применение многих уголовно-процессуальных положений.
Во-вторых, дополнительными источниками уголовно-процессуального права являются некоторые некодифицированные законы, имеющие отношение к регламентации уголовного судопроизводства, например, Федеральные законы от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления", от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях судов общей юрисдикции", от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и др.
6. Пределы действия уголовно-процессуального закона. Для эффективного применения уголовно-процессуального закона надо четко определить границы его действия.
а) действие уголовно-процессуального закона в пространстве
Основополагающие принципы действия закона в пространстве - территориальный и экстерриториальный (экстратерриториальный).
Согласно территориальному принципу уголовно-процессуальный закон действует на территории Российской Федерации. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, недра, а также в интересующем нас плане исключительную экономическую зону и континентальный шельф. Юридическое понятие территории государства основывается на политико-географическом, но не совпадает с ним, поэтому иногда используется термин квазитерритория государства. К объектам, приравненным к территории государства, относятся морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли под государственным флагом, а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
С изменением территории государства изменяется и сфера действия уголовно-процессуального закона в пространстве. Актуализировалась проблема действия уголовно-процессуального закона в пространстве в связи с появлением двух новых субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 91-ФЗ "О применении положений Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон) установил, что на территориях новых субъектов с 18 марта 2014 г. действует УПК РФ, следовательно, ранее действовавшее там украинское уголовно-процессуальное законодательство с данного момента полностью перестало применяться. Закон также определил, что положения УПК РФ о рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей вступят на территориях этих субъектов РФ в силу лишь с 1 января 2018 г.
Экстерриториальная (экстратерриториальная) уголовно-процессуальная юрисдикция возникает в случаях, когда российское уголовно-процессуальное законодательство может применяться за пределами границ РФ. Она носит исключительный характер и распространяется в отдельных случаях, например, на помещения зарубежного представительства или территории российских воинских частей, дислоцированных в соответствии с международными соглашениями в зарубежных странах. Необходимо также подчеркнуть связь между возможностью применения уголовного закона вне пределов РФ (ст. 12 УК РФ) и принципами действия уголовно-процессуального закона в пространстве.
б) действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц
По общему правилу уголовно-процессуальный закон распространяется на лиц, находящихся на территории РФ независимо от гражданства.
Исключение сделано для иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от процессуальных действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В отношении названных лиц уголовное судопроизводство производится с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 УПК РФ).
Согласно гл. 52 "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц" УПК РФ учитывается и профессиональное положение лиц, обладающих специальным правовым статусом (судей, депутатов, прокуроров и т.д.). Уголовно-процессуальный закон устанавливает особенности возбуждения уголовного дела и применения меры пресечения к таким категориям лиц, чтобы избежать даже гипотетических рисков, связанных с давлением на них в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Тем самым обеспечивается независимость судей, адвокатов, прокуроров, членов парламента и т.п., без чего осуществление их правоприменительной или политической деятельности невозможно или существенно затруднено.
в) действие уголовно-процессуального закона во времени
В соответствии с УПК РФ при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства конкретного процессуального действия или принятия конкретного процессуального решения. Считается, что в отличие от уголовного закона уголовно-процессуальный закон обратной силы не имеет ни в каком случае. Это утверждение можно считать аксиомой уголовного процесса. Она связана с тем, что применительно к уголовно-процессуальному закону невозможно говорить об "улучшении" или "ухудшении" положения лица. Допустим, предоставление обвиняемому каких-то дополнительных прав при ознакомлении с материалами дела (казалось бы, "улучшение") может обернуться большей продолжительностью уголовного судопроизводства, что в конечном итоге лишь отложит постановление в его отношении оправдательного приговора (или прекращение дела), т.е. в реальности обернется "ухудшением". Поэтому здесь применяются совершенно иные подходы, нежели в материальном уголовном праве, где понятия "ухудшение" и "улучшение" достаточно понятны и однозначны (преступность деяния, размер наказания и т.п.), что и позволяет дифференцированно регулировать вопрос об обратной силе уголовного закона.
г) аналогия уголовно-процессуального закона
Тесно связан с рассмотрением проблемы пределов действия уголовно-процессуального закона и вопрос о возможности применения в уголовно-процессуальном праве аналогии. В теории государства и права выделяют аналогию закона и аналогию права <1>. Под аналогией закона принято понимать решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи и предусмотренной другим законом (другим разделом закона). Аналогия права - решение конкретного юридического дела на основе общих принципов права и его смысла. Речь в первую очередь идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т.д. Опять-таки в отличие от уголовного права уголовно-процессуальная доктрина по традиции признает существование аналогии закона и аналогии права в уголовном процессе. Проблема заключается только в том, что в УПК РФ нет соответствующей нормы об аналогии закона и аналогии права, как, например, в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ. Поэтому допустимость применения в уголовном процессе аналогии вытекает из доктринальных положений.
--------------------------------
<1> Григорьев Ф.А., Черкасов А.Д. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2007. С. 464.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Глава 1. Понятие и сущность уголовного процесса
- § 1. Уголовный процесс и уголовное судопроизводство:
- § 2. Уголовный процесс и уголовное право
- § 3. Уголовный процесс и правосудие:
- § 4. Уголовный процесс и гражданский процесс
- § 5. Уголовный процесс и производство по делам
- § 6. Задачи и назначение уголовного процесса
- § 7. Современная уголовно-процессуальная политика:
- § 8. Система уголовно-процессуального права
- Глава 2. Основные категории уголовного процесса
- § 1. Стадии уголовного процесса
- § 2. Производство по уголовному делу
- 1. Понятие уголовного дела и обстоятельства, ему препятствующие.
- § 3. Уголовно-процессуальные функции
- § 4. Уголовно-процессуальные правоотношения
- § 5. Уголовное преследование
- Глава 3. Исторические формы (модели) уголовного процесса
- § 1. Теоретическое значение и критерии выделения
- § 2. Обвинительно-состязательный процесс
- § 3. Инквизиционный процесс
- § 4. Смешанный процесс
- Глава 4. Развитие отечественного уголовного процесса
- § 1. Дореволюционный этап развития уголовного процесса
- § 2. Советский этап развития уголовного процесса
- § 3. Современный этап развития уголовного процесса
- Глава 5. Основные модели уголовного процесса и современная уголовно-процессуальная карта мира
- § 1. Современное развитие уголовного процесса
- § 2. Современное развитие уголовного процесса
- § 3. Современное развитие уголовного процесса
- Глава 6. Источники уголовно-процессуального права
- § 1. Понятие источника уголовно-процессуального права
- 1. Общие положения и подходы
- § 2. Конституция рф как источник
- 1. Значение Конституции в системе источников уголовно-процессуального права. Проблема прямого действия Конституции.
- § 3. Нормы международного права и их роль в регулировании
- § 4. Законодательство, регламентирующее
- § 5. Иные источники уголовно-процессуального права
- § 6. Толкование уголовно-процессуального права
- Глава 7. Принципы уголовного процесса
- § 1. Понятие и юридическое значение принципов
- § 2. Принцип законности
- § 3. Обеспечение права на судебную защиту
- § 4. Равенство всех перед законом и судом в
- § 5. Неприкосновенность личности и права человека
- § 6. Неприкосновенность частной жизни человека
- § 7. Осуществление правосудия только судом
- § 8. Принцип государственного языка
- § 9. Принцип публичности уголовного процесса
- § 10. Основные принципы уголовно-процессуального
- § 11. Принципы состязательности сторон и обеспечения
- § 12. Разумный срок уголовного судопроизводства
- § 13. Принцип справедливости уголовного судопроизводства
- Глава 8. Участники уголовного судопроизводства
- § 1. Понятие и классификация участников
- § 2. Государственные органы и должностные лица,
- § 3. Участники уголовного судопроизводства, отстаивающие
- 4. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
- § 4. Участники уголовного судопроизводства, отстаивающие
- 5. Защитник
- § 5. Обстоятельства, исключающие участие в
- § 6. Обеспечение безопасности участников
- Глава 9. Гражданский иск в уголовном процессе
- § 1. Понятие и юридическая природа гражданского иска
- § 2. Основания и предмет гражданского иска
- § 3. Порядок предъявления гражданского иска
- § 4. Порядок привлечения гражданского ответчика
- § 5. Рассмотрение и разрешение гражданского иска
- Глава 10. Общие положения о доказывании и доказательствах
- § 1. Процессуальное значение доказательственного права
- § 2. Основные доказательственные теории
- § 3. Цель доказывания
- § 4. Предмет доказывания
- § 5. Пределы доказывания по уголовному делу
- § 6. Понятие уголовно-процессуального доказательства
- § 7. Свойства уголовно-процессуальных доказательств
- § 8. Классификация доказательств
- § 9. Процесс доказывания и его элементы
- § 10. Субъекты доказывания и обязанность (бремя) доказывания
- § 11. Процессуальное значение данных,
- § 12. Учение о преюдиции
- Глава 11. Отдельные виды доказательств
- § 1. Перечень отдельных видов доказательств
- § 2. Показания подозреваемого и обвиняемого
- § 3. Показания потерпевшего и свидетеля
- § 4. Заключение эксперта и заключение специалиста
- § 5. Показания эксперта и специалиста
- § 6. Вещественные доказательства
- § 7. Протоколы следственных и судебных действий
- § 8. Иные документы
- Глава 12. Меры уголовно-процессуального принуждения
- § 1. Понятие и классификация
- § 2. Задержание и его особая природа в уголовном процессе
- § 3. Меры пресечения
- § 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения
- § 5. Особенности применения мер уголовно-процессуального
- Глава 13. Возбуждение уголовного дела
- § 1. Сравнительно-правовой и исторический генезис стадии
- § 2. Прием и регистрация сообщения о преступлении.
- § 3. Порядок рассмотрения сообщений
- § 4. Принятие решения о возбуждении уголовного дела
- § 5. Принятие решения об отказе в возбуждении уголовного
- 2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
- § 6. Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный
- § 7. Особенности возбуждения уголовного дела
- Глава 14. Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)
- § 1. Понятие и процессуальное значение предварительного
- § 2. Генезис отечественного предварительного расследования
- § 3. Формы контроля и надзора за предварительным
- § 4. Предварительное расследование и оперативно-розыскная
- § 5. Общие условия предварительного расследования
- § 6. Формы предварительного расследования и их соотношение
- § 7. Подследственность и состав органа расследования
- § 8. Система предварительного расследования (этапы стадии)
- § 9. Начало предварительного расследования и формирование
- § 10. Соединение и выделение уголовных дел
- § 11. Неотложные следственные действия
- § 12. Тайна предварительного расследования
- § 13. Сроки предварительного расследования
- Глава 15. Понятие и виды следственных действий
- § 1. Понятие следственного действия
- § 2. Субъекты, уполномоченные на производство
- § 3. Перечень следственных действий и их классификация
- § 4. Общие условия производства и отдельные виды
- 8. Допрос.
- § 5. Судебная экспертиза - особый вид следственного действия
- § 6. Меры, обеспечивающие безопасность участников
- Глава 16. Привлечение в качестве обвиняемого и предъявление обвинения
- § 1. Понятие и процессуальное значение привлечения
- § 2. Основания привлечения лица в качестве обвиняемого
- § 3. Порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
- § 4. Изменение и дополнение обвинения
- Глава 17. Приостановление и окончание предварительного расследования
- § 1. Варианты фактического завершения предварительного
- § 2. Понятие и процессуальное значение института
- § 3. Основания приостановления предварительного
- § 4. Процессуальные последствия приостановления
- § 5. Судьба приостановленного уголовного дела
- Глава 18. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
- § 1. Юридическая природа решения о прекращении
- § 2. Прекращение уголовного дела и прекращение уголовного
- § 3. Основания прекращения уголовного дела и уголовного
- § 4. Процессуальный порядок прекращения уголовного дела
- § 5. Отмена решения о прекращении уголовного дела
- Глава 19. Окончание предварительного следствия с составлением обвинительного заключения
- § 1. Общая характеристика этапа окончания предварительного
- § 2. Окончание следственных действий и ознакомление
- § 3. Обвинительное заключение: понятие, процессуальное
- § 4. Полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему
- Глава 20. Особенности производства предварительного расследования в форме дознания
- § 1. Дознание как форма современного российского
- § 2. Особенности ординарного дознания
- § 3. Особенности дознания в сокращенной форме
- Глава 21. Стадия подготовки к судебному разбирательству
- § 1. Подсудность: понятие и виды
- § 2. Распределение уголовных дел между судьями
- § 3. Процессуальная природа стадии
- § 4. Формы подготовки к судебному разбирательству
- § 5. Общая характеристика оснований
- § 6. Рассмотрение ходатайств об исключении доказательств
- Глава 22. Общая характеристика стадии судебного разбирательства
- § 1. Понятие и процессуальное значение
- § 2. Дифференциация судебного разбирательства
- § 3. Структура ординарного судебного разбирательства
- § 4. Понятие, значение и характеристика
- § 5. Реализация в судебном разбирательстве
- 3. Статус стороны обвинения
- 4. Статус стороны защиты
- § 6. Общие вопросы хода судебного разбирательства
- § 7. Невозможность разрешения уголовного дела по существу:
- § 8. Меры, обеспечивающие безопасность
- Глава 23. Этапы ординарного судебного разбирательства
- § 1. Подготовительная часть судебного разбирательства
- § 2. Судебное следствие
- 3.1. Судебный допрос
- 3.2. Оглашение показаний, полученных в ходе предварительного расследования
- 4. Меры по обеспечению безопасности в ходе судебного следствия
- § 3. Прения сторон и последнее слово подсудимого
- Глава 24. Приговор и его постановление
- § 1. Понятие судебного приговора
- § 2. Юридическая сила и
- § 3. Свойства приговора
- § 4. Виды приговоров
- § 5. Структура и содержание приговора
- § 6. Порядок постановления приговора
- Глава 25. Производство в суде с участием присяжных заседателей
- § 1. Правовой феномен суда присяжных.
- § 2. Российский суд присяжных: рождение и возрождение
- § 3. Право обвиняемого на рассмотрение дела
- § 4. Особенности судебного производства с участием
- § 5. Обжалование приговора и его проверка
- Глава 26. Особые и сокращенные формы судебного разбирательства
- § 1. Судебное разбирательство по делам частного обвинения
- § 2. Особый порядок судебного разбирательства
- § 3. Особый порядок принятия судебного решения
- Глава 27. Общая характеристика способов пересмотра приговоров и иных судебных решений
- § 1. Механизм пересмотра приговоров и
- § 2. Пересмотр приговоров, не вступивших в законную силу, и
- § 3. Классическая континентальная система
- § 4. Развитие способов пересмотра приговоров
- § 5. Промежуточные и итоговые судебные решения
- Глава 28. Апелляционный порядок пересмотра судебных решений по уголовным делам
- § 1. Право на апелляционную жалобу (представление) и
- § 2. Апелляционные судебные инстанции
- § 3. Пределы прав апелляционных судебных инстанций
- § 4. Порядок рассмотрения дела
- § 5. Судебные решения апелляционной инстанции
- 1) Об оставлении приговора, определения, постановления без изменения, а жалобы (представления) без удовлетворения;
- 1) Об отмене решения суда первой инстанции и о прекращении уголовного дела;
- 3) Об отмене обвинительного приговора и постановлении оправдательного приговора;
- 4) Об отмене оправдательного приговора и о вынесении нового оправдательного приговора;
- 5) Об отмене определения или постановления и о вынесении оправдательного приговора или иного судебного решения;
- Глава 29. Кассационный порядок пересмотра судебных решений по уголовным делам
- § 1. Реформа кассационного производства: общие замечания
- § 2. Право на кассационную жалобу (представление) и
- § 3. Кассационные судебные инстанции
- § 4. Пределы прав кассационной судебной инстанции
- § 5. Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанции
- § 6. Судебные решения кассационной инстанции и
- Глава 30. Пересмотр судебных решений в порядке надзора
- § 1. Эволюция надзорного производства
- § 2. Надзорные функции Верховного Суда рф
- § 3. Особенности производства в надзорной инстанции
- Глава 31. Пересмотр судебных решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
- § 1. Понятие и сущность пересмотра судебных решений
- § 2. Основания к возобновлению производства по делу
- § 3. Проблема поворота к худшему при пересмотре
- § 4. Порядок пересмотра уголовных дел
- Глава 32. Последствия постановления оправдательного приговора, реабилитация и иные основания возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием
- § 1. Исполнение оправдательного приговора
- § 2. Понятие и значение института реабилитации лиц,
- § 3. Основания реабилитации в уголовном процессе:
- § 4. Возмещение вреда, причиненного
- § 5. Виды и объем возмещаемого вреда
- § 6. Порядок восстановления прав и
- Глава 33. Исполнение обвинительного приговора
- § 1. Понятие стадии исполнения приговора и ее место
- § 2. Порядок обращения приговора к исполнению
- § 3. Круг вопросов, подлежащих решению судом
- § 4. Порядок обращения в суд
- § 5. Порядок проведения судебного заседания
- Глава 34. Особые производства в уголовном процессе
- § 1. Производство по уголовным делам
- § 2. Порядок производства о применении
- Глава 35. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
- § 1. Взаимодействие Российской Федерации
- § 2. Выдача лиц для уголовного преследования
- 2. Порядок выдачи Российской Федерацией иностранных граждан
- § 3. Передача лица для отбывания наказания
- § 4. Новейшие формы международной правовой помощи