1. Значение Конституции в системе источников уголовно-процессуального права. Проблема прямого действия Конституции.
Конституция Российской Федерации 1993 г. занимает главенствующее место в системе источников российского уголовно-процессуального права. Это объясняется тем, что она имеет высшую юридическую силу. Закрепленное в Конституции РФ положение об этом (ст. 15) означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами. Кроме того, Конституция РФ закрепляет основополагающие, базовые положения, регулирующие уголовное судопроизводство - его принципы (ст. ст. 15, 19, 21, 32, 46, 48, 49, 118, 120, 123 и др.), нормы о судебном контроле при применении мер процессуального принуждения и производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан (ст. ст. 22, 23, 25), требование о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50); и др.
Такая роль конституции характерна главным образом для европейских государств, относящихся к континентальной правовой семье. Но при этом надо помнить, что не во всех даже европейских континентальных государствах конституция представляет привычный для нас единый кодифицированный акт. Например, в Австрии Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Европейская конвенция) является составной частью выделяемой помимо формальной Конституции некодифицированной конституции государства в широком смысле. В Германии к конституционным источникам уголовно-процессуального права относят также и практику Конституционного Суда ФРГ <1>.
--------------------------------
<1> Juy-Birmann R. supervised by Jung H., revised by Birmann J. The German System // European Criminal Procedures / Ed. by M. Delmas-Marty and J.R. Spencer (English Translation). Cambridge, 2006. P. 293.
Следует также разграничить страны, где за Конституцией (как в России) признается прямое действие (хрестоматийный пример - США), и страны, где оно за ней принципиально не признается. Классическим примером страны, не признающей за Конституцией прямого действия, является Франция. Здесь действует принцип "закона-экрана": в реальном применении закон является своеобразным экраном, заслоняющим для судьи по уголовному делу Конституцию (она напрямую применяется только членами Конституционного совета как специального органа конституционной юстиции) <1>. Необходимо отметить, что и в России сократилось число возможных оснований прямого применения Конституции. Так, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. N 5, от 16 апреля 2013 г. N 9 и от 3 марта 2015 г. N 9) суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию в следующих случаях:
--------------------------------
<1> Головко Л.В. Конституализация российского уголовного процесса: между лозунгами и реальностью // Государство и право. 2013. N 12. С. 89.
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда Конституционным Судом РФ выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда РФ, если они в нем указаны.
В случаях, когда норма Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения (п. 2 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
В первоначальной редакции (1995 г.) названного Постановления полномочия судов по прямому применению Конституции РФ были существенно шире.
2. Соотношение Конституции и международно-правовых актов применительно к сфере уголовного судопроизводства. Требует внимания и проблема соотношения Конституции РФ и международно-правовых актов как в целом, так и в сфере уголовного судопроизводства в частности. В настоящее время остается спорным вопрос о том, какой из этих источников права имеет приоритет.
При рассмотрении данного вопроса надо учитывать существование двух основных систем (подходов) действия международных договоров на национальном уровне: монистической и дуалистической <1>.
--------------------------------
<1> Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. Т. 2. С. 249 - 251. При этом еще выделяют два варианта монистического подхода. Первый вариант исходит из того, что в процессе взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права национальное право имеет приоритет. Второй вариант, наоборот, заключается в признании примата международного права над национальным.
Важнейшим признаком монистической системы является то, что международные договоры, ратифицированные государством, становятся юридически обязательными без принятия специальных законов и автоматически превращаются в национальное право. В случае нарушения прав человека, закрепленных, например, в Международном пакте о гражданских и политических правах, гражданин может привлечь государство к ответственности за нарушение таких прав в национальном суде. Международное право о правах человека здесь словно самоисполняется - в рамках национального правопорядка оно действует непосредственно. Иначе говоря, международное право может применяться судами без какого бы то ни было специального имплементирующего законодательства.
В дуалистической системе для достижения того же результата обязательства из международных договоров должны быть трансформированы, или инкорпорированы, в национальное право. По существу, это означает, что подобное государство не вправе ратифицировать международный договор без соответствующих изменений своего национального законодательства, направленных на приведение его в соответствие с принятыми по международному договору обязательствами. При этой системе для того, чтобы привлечь государство к ответственности за нарушение международного права, гражданин чаще всего вынужден обращаться в международные контрольные органы, в особенности международные суды по правам человека, которые затем юридически и политически взаимодействуют с государством, требуя от него принятия соответствующего закона об имплементации международно-правовой нормы, изменения правоприменительной практики и т.п.
Есть также и третья, промежуточная, позиция. Согласно данной теории международное право является частью особой системы, однако при наличии определенных условий может применяться внутри страны без какого бы то ни было имплементирующего законодательства. Большинство государств восприняли на практике именно эту позицию <1>.
--------------------------------
<1> Тума М., Мюллер С. Верховенство права: Руководство для политиков. Гаага, 2012. С. 51 - 52.
Россия придерживается именно промежуточной системы. Следовательно, с одной стороны, в нашей стране Конституция РФ в целом имеет приоритет над нормами международных договоров в силу суверенитета государства <1>. Это подтверждается и тем обстоятельством, что Конституционный Суд РФ имеет полномочие проверять не вступившие в силу международные договоры на предмет их соответствия Конституции РФ <2>. С другой стороны, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ признают общепризнанные нормы и международные договоры РФ частью российской правовой системы (уголовно-процессуального законодательства), в силу чего российские суды имеют возможность напрямую ссылаться на содержащие в них положения.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П по делу о применимости решений ЕСПЧ на территории РФ.
<2> Конечно, это происходит не автоматически, а лишь по запросам соответствующих уполномоченных органов и должностных лиц. Два не вступивших в силу международных договора были на сегодняшний день проверены Конституционным Судом РФ (см.: Постановления Конституционного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" и от 9 июля 2012 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации").
3. Значение решений Конституционного Суда РФ для регламентации уголовного судопроизводства. Достаточно спорным до сих пор остается вопрос о том, являются ли решения Конституционного Суда РФ источником права. В зависимости от решения данного вопроса и будет определяться значение решений Конституционного Суда РФ для уголовного судопроизводства. В научной литературе высказываются три позиции по интересующей нас проблеме:
1) решения Конституционного Суда РФ являются источниками не только права в целом, но и отраслей права, в том числе уголовно-процессуального;
2) решения Конституционного Суда РФ являются источниками права, но не в формальном смысле;
3) решения Конституционного Суда РФ не являются источниками права <1>.
--------------------------------
<1> Еникеев З.Д., Васильева Е.Г., Шагеева Р.М., Ежова Е.В. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2011. С. 91.
Рискнем предположить, что ни одна из этих позиций не соответствует истине в полной мере, поскольку Конституционный Суд РФ принимает различные по своей правовой природе решения, одни из которых могут и должны признаваться источниками права, а другие лишь будут правоприменительными актами. Так, решения о признании неконституционности или конституционности нормы УПК РФ (постановления Конституционного Суда РФ), содержащие конкретные обязательные для правоприменителя правила поведения при производстве по уголовным делам (впредь до принятия закона в рамках исполнения решения Конституционного Суда РФ или независимо от такого принятия), всегда являются полноценными источниками права. Что касается решений, таких правил не содержащих, то следует различать две ситуации: 1) Конституционный Суд РФ признал норму конституционной (тогда его решение - правоприменительный акт); 2) Конституционный Суд РФ признал норму неконституционной (тогда его решение, признающее норму утратившей силу, подлежит исполнению, в силу чего также является источником права для лица, ведущего производство по делу).
Необходимость признания решений Конституционного Суда РФ источниками уголовно-процессуального права (пусть и с оговорками) объясняется тем, что, во-первых, Конституционный Суд РФ рассматривает исключительно вопросы права, во-вторых, он осуществляет конституционный контроль. В случае отрицания обязательности решений Конституционного Суда РФ как источников права отрицается и верховенство Конституции РФ.
В том случае, если Конституционный Суд РФ признает неконституционность какого-либо положения УПК РФ (как и любого другого закона), алгоритм действий известен. Он определен ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1 "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 601; N 51. Ст. 4824; 2004. N 24. Ст. 2334; 2005. N 15. Ст. 1273.
1) необходимо в указанный законом срок изменить признанный неконституционным закон;
2) пересмотреть решения, принятые на основе неконституционных норм, в процессуальном порядке <1> (ст. 100).
--------------------------------
<1> См. об этом гл. 31 настоящего курса.
Проиллюстрируем сказанное примером из практики Конституционного Суда РФ.
Постановлением от 21 октября 2014 г. N 25-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений частей третьей и девятой статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения как служащие основанием для установления на стадии производства предварительного расследования по уголовному делу правового режима ареста имущества лица, не являющегося по данному уголовному делу подозреваемым, обвиняемым или лицом, несущим в соответствии с ГК РФ ответственность за вред, причиненный преступлением, если имеются достаточные основания полагать, что это имущество получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого.
Конституционный Суд признал указанные положения не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими не предусматривается надлежащий правовой механизм, применение которого позволяло бы эффективно защищать в судебном порядке права и законные интересы лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или гражданскими ответчиками по уголовному делу, право собственности которых ограничено чрезмерно длительным наложением ареста на принадлежащее им имущество, предположительно полученное в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого.
Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений суд при принятии решения об удовлетворении ходатайства органа предварительного расследования о наложении ареста на имущество лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми и гражданскими ответчиками по уголовному делу, должен указывать в соответствующем постановлении разумный и не превышающий установленных законом сроков предварительного расследования срок действия данной меры процессуального принуждения, который при необходимости может быть продлен судом. По уголовным делам, по которым наложение ареста на имущество уже применяется, вопросы, связанные с необходимостью его сохранения и сроком применения, подлежат разрешению судом по жалобам или ходатайствам заинтересованных лиц <1>.
--------------------------------
<1> Решение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда РФ за третий и четвертый кварталы 2014 года" // СПС "КонсультантПлюс".
Здесь мы видим, что Конституционный Суд РФ не только ориентирует законодателя на дальнейшее совершенствование УПК РФ, но и восполняет пробел правового регулирования, непосредственно формулируя норму, адресованную правоприменителю.
Гораздо больше вопросов связано с широко распространенной в последнее время практикой Конституционного Суда РФ другого рода: норма признается конституционной, но она наполняется совершенно иным содержанием, т.е. выявляется новый конституционно-правовой смысл законоположения, хотя никаких адресованных правоприменителю правил поведения решение Конституционного Суда РФ не содержит. Причем, как говорил о таких ситуациях председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, "законодательные положения сформулированы так невнятно, что Конституционному Суду приходится раз за разом выявлять их конституционно-правовой смысл" <1>. Полагаем, что подобные решения Конституционного Суда РФ являются актами толкования уголовно-процессуального закона, но считать их источниками уголовно-процессуального права в строгом смысле нельзя.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2005. 12 декабря.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Глава 1. Понятие и сущность уголовного процесса
- § 1. Уголовный процесс и уголовное судопроизводство:
- § 2. Уголовный процесс и уголовное право
- § 3. Уголовный процесс и правосудие:
- § 4. Уголовный процесс и гражданский процесс
- § 5. Уголовный процесс и производство по делам
- § 6. Задачи и назначение уголовного процесса
- § 7. Современная уголовно-процессуальная политика:
- § 8. Система уголовно-процессуального права
- Глава 2. Основные категории уголовного процесса
- § 1. Стадии уголовного процесса
- § 2. Производство по уголовному делу
- 1. Понятие уголовного дела и обстоятельства, ему препятствующие.
- § 3. Уголовно-процессуальные функции
- § 4. Уголовно-процессуальные правоотношения
- § 5. Уголовное преследование
- Глава 3. Исторические формы (модели) уголовного процесса
- § 1. Теоретическое значение и критерии выделения
- § 2. Обвинительно-состязательный процесс
- § 3. Инквизиционный процесс
- § 4. Смешанный процесс
- Глава 4. Развитие отечественного уголовного процесса
- § 1. Дореволюционный этап развития уголовного процесса
- § 2. Советский этап развития уголовного процесса
- § 3. Современный этап развития уголовного процесса
- Глава 5. Основные модели уголовного процесса и современная уголовно-процессуальная карта мира
- § 1. Современное развитие уголовного процесса
- § 2. Современное развитие уголовного процесса
- § 3. Современное развитие уголовного процесса
- Глава 6. Источники уголовно-процессуального права
- § 1. Понятие источника уголовно-процессуального права
- 1. Общие положения и подходы
- § 2. Конституция рф как источник
- 1. Значение Конституции в системе источников уголовно-процессуального права. Проблема прямого действия Конституции.
- § 3. Нормы международного права и их роль в регулировании
- § 4. Законодательство, регламентирующее
- § 5. Иные источники уголовно-процессуального права
- § 6. Толкование уголовно-процессуального права
- Глава 7. Принципы уголовного процесса
- § 1. Понятие и юридическое значение принципов
- § 2. Принцип законности
- § 3. Обеспечение права на судебную защиту
- § 4. Равенство всех перед законом и судом в
- § 5. Неприкосновенность личности и права человека
- § 6. Неприкосновенность частной жизни человека
- § 7. Осуществление правосудия только судом
- § 8. Принцип государственного языка
- § 9. Принцип публичности уголовного процесса
- § 10. Основные принципы уголовно-процессуального
- § 11. Принципы состязательности сторон и обеспечения
- § 12. Разумный срок уголовного судопроизводства
- § 13. Принцип справедливости уголовного судопроизводства
- Глава 8. Участники уголовного судопроизводства
- § 1. Понятие и классификация участников
- § 2. Государственные органы и должностные лица,
- § 3. Участники уголовного судопроизводства, отстаивающие
- 4. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
- § 4. Участники уголовного судопроизводства, отстаивающие
- 5. Защитник
- § 5. Обстоятельства, исключающие участие в
- § 6. Обеспечение безопасности участников
- Глава 9. Гражданский иск в уголовном процессе
- § 1. Понятие и юридическая природа гражданского иска
- § 2. Основания и предмет гражданского иска
- § 3. Порядок предъявления гражданского иска
- § 4. Порядок привлечения гражданского ответчика
- § 5. Рассмотрение и разрешение гражданского иска
- Глава 10. Общие положения о доказывании и доказательствах
- § 1. Процессуальное значение доказательственного права
- § 2. Основные доказательственные теории
- § 3. Цель доказывания
- § 4. Предмет доказывания
- § 5. Пределы доказывания по уголовному делу
- § 6. Понятие уголовно-процессуального доказательства
- § 7. Свойства уголовно-процессуальных доказательств
- § 8. Классификация доказательств
- § 9. Процесс доказывания и его элементы
- § 10. Субъекты доказывания и обязанность (бремя) доказывания
- § 11. Процессуальное значение данных,
- § 12. Учение о преюдиции
- Глава 11. Отдельные виды доказательств
- § 1. Перечень отдельных видов доказательств
- § 2. Показания подозреваемого и обвиняемого
- § 3. Показания потерпевшего и свидетеля
- § 4. Заключение эксперта и заключение специалиста
- § 5. Показания эксперта и специалиста
- § 6. Вещественные доказательства
- § 7. Протоколы следственных и судебных действий
- § 8. Иные документы
- Глава 12. Меры уголовно-процессуального принуждения
- § 1. Понятие и классификация
- § 2. Задержание и его особая природа в уголовном процессе
- § 3. Меры пресечения
- § 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения
- § 5. Особенности применения мер уголовно-процессуального
- Глава 13. Возбуждение уголовного дела
- § 1. Сравнительно-правовой и исторический генезис стадии
- § 2. Прием и регистрация сообщения о преступлении.
- § 3. Порядок рассмотрения сообщений
- § 4. Принятие решения о возбуждении уголовного дела
- § 5. Принятие решения об отказе в возбуждении уголовного
- 2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
- § 6. Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный
- § 7. Особенности возбуждения уголовного дела
- Глава 14. Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)
- § 1. Понятие и процессуальное значение предварительного
- § 2. Генезис отечественного предварительного расследования
- § 3. Формы контроля и надзора за предварительным
- § 4. Предварительное расследование и оперативно-розыскная
- § 5. Общие условия предварительного расследования
- § 6. Формы предварительного расследования и их соотношение
- § 7. Подследственность и состав органа расследования
- § 8. Система предварительного расследования (этапы стадии)
- § 9. Начало предварительного расследования и формирование
- § 10. Соединение и выделение уголовных дел
- § 11. Неотложные следственные действия
- § 12. Тайна предварительного расследования
- § 13. Сроки предварительного расследования
- Глава 15. Понятие и виды следственных действий
- § 1. Понятие следственного действия
- § 2. Субъекты, уполномоченные на производство
- § 3. Перечень следственных действий и их классификация
- § 4. Общие условия производства и отдельные виды
- 8. Допрос.
- § 5. Судебная экспертиза - особый вид следственного действия
- § 6. Меры, обеспечивающие безопасность участников
- Глава 16. Привлечение в качестве обвиняемого и предъявление обвинения
- § 1. Понятие и процессуальное значение привлечения
- § 2. Основания привлечения лица в качестве обвиняемого
- § 3. Порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
- § 4. Изменение и дополнение обвинения
- Глава 17. Приостановление и окончание предварительного расследования
- § 1. Варианты фактического завершения предварительного
- § 2. Понятие и процессуальное значение института
- § 3. Основания приостановления предварительного
- § 4. Процессуальные последствия приостановления
- § 5. Судьба приостановленного уголовного дела
- Глава 18. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
- § 1. Юридическая природа решения о прекращении
- § 2. Прекращение уголовного дела и прекращение уголовного
- § 3. Основания прекращения уголовного дела и уголовного
- § 4. Процессуальный порядок прекращения уголовного дела
- § 5. Отмена решения о прекращении уголовного дела
- Глава 19. Окончание предварительного следствия с составлением обвинительного заключения
- § 1. Общая характеристика этапа окончания предварительного
- § 2. Окончание следственных действий и ознакомление
- § 3. Обвинительное заключение: понятие, процессуальное
- § 4. Полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему
- Глава 20. Особенности производства предварительного расследования в форме дознания
- § 1. Дознание как форма современного российского
- § 2. Особенности ординарного дознания
- § 3. Особенности дознания в сокращенной форме
- Глава 21. Стадия подготовки к судебному разбирательству
- § 1. Подсудность: понятие и виды
- § 2. Распределение уголовных дел между судьями
- § 3. Процессуальная природа стадии
- § 4. Формы подготовки к судебному разбирательству
- § 5. Общая характеристика оснований
- § 6. Рассмотрение ходатайств об исключении доказательств
- Глава 22. Общая характеристика стадии судебного разбирательства
- § 1. Понятие и процессуальное значение
- § 2. Дифференциация судебного разбирательства
- § 3. Структура ординарного судебного разбирательства
- § 4. Понятие, значение и характеристика
- § 5. Реализация в судебном разбирательстве
- 3. Статус стороны обвинения
- 4. Статус стороны защиты
- § 6. Общие вопросы хода судебного разбирательства
- § 7. Невозможность разрешения уголовного дела по существу:
- § 8. Меры, обеспечивающие безопасность
- Глава 23. Этапы ординарного судебного разбирательства
- § 1. Подготовительная часть судебного разбирательства
- § 2. Судебное следствие
- 3.1. Судебный допрос
- 3.2. Оглашение показаний, полученных в ходе предварительного расследования
- 4. Меры по обеспечению безопасности в ходе судебного следствия
- § 3. Прения сторон и последнее слово подсудимого
- Глава 24. Приговор и его постановление
- § 1. Понятие судебного приговора
- § 2. Юридическая сила и
- § 3. Свойства приговора
- § 4. Виды приговоров
- § 5. Структура и содержание приговора
- § 6. Порядок постановления приговора
- Глава 25. Производство в суде с участием присяжных заседателей
- § 1. Правовой феномен суда присяжных.
- § 2. Российский суд присяжных: рождение и возрождение
- § 3. Право обвиняемого на рассмотрение дела
- § 4. Особенности судебного производства с участием
- § 5. Обжалование приговора и его проверка
- Глава 26. Особые и сокращенные формы судебного разбирательства
- § 1. Судебное разбирательство по делам частного обвинения
- § 2. Особый порядок судебного разбирательства
- § 3. Особый порядок принятия судебного решения
- Глава 27. Общая характеристика способов пересмотра приговоров и иных судебных решений
- § 1. Механизм пересмотра приговоров и
- § 2. Пересмотр приговоров, не вступивших в законную силу, и
- § 3. Классическая континентальная система
- § 4. Развитие способов пересмотра приговоров
- § 5. Промежуточные и итоговые судебные решения
- Глава 28. Апелляционный порядок пересмотра судебных решений по уголовным делам
- § 1. Право на апелляционную жалобу (представление) и
- § 2. Апелляционные судебные инстанции
- § 3. Пределы прав апелляционных судебных инстанций
- § 4. Порядок рассмотрения дела
- § 5. Судебные решения апелляционной инстанции
- 1) Об оставлении приговора, определения, постановления без изменения, а жалобы (представления) без удовлетворения;
- 1) Об отмене решения суда первой инстанции и о прекращении уголовного дела;
- 3) Об отмене обвинительного приговора и постановлении оправдательного приговора;
- 4) Об отмене оправдательного приговора и о вынесении нового оправдательного приговора;
- 5) Об отмене определения или постановления и о вынесении оправдательного приговора или иного судебного решения;
- Глава 29. Кассационный порядок пересмотра судебных решений по уголовным делам
- § 1. Реформа кассационного производства: общие замечания
- § 2. Право на кассационную жалобу (представление) и
- § 3. Кассационные судебные инстанции
- § 4. Пределы прав кассационной судебной инстанции
- § 5. Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанции
- § 6. Судебные решения кассационной инстанции и
- Глава 30. Пересмотр судебных решений в порядке надзора
- § 1. Эволюция надзорного производства
- § 2. Надзорные функции Верховного Суда рф
- § 3. Особенности производства в надзорной инстанции
- Глава 31. Пересмотр судебных решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
- § 1. Понятие и сущность пересмотра судебных решений
- § 2. Основания к возобновлению производства по делу
- § 3. Проблема поворота к худшему при пересмотре
- § 4. Порядок пересмотра уголовных дел
- Глава 32. Последствия постановления оправдательного приговора, реабилитация и иные основания возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием
- § 1. Исполнение оправдательного приговора
- § 2. Понятие и значение института реабилитации лиц,
- § 3. Основания реабилитации в уголовном процессе:
- § 4. Возмещение вреда, причиненного
- § 5. Виды и объем возмещаемого вреда
- § 6. Порядок восстановления прав и
- Глава 33. Исполнение обвинительного приговора
- § 1. Понятие стадии исполнения приговора и ее место
- § 2. Порядок обращения приговора к исполнению
- § 3. Круг вопросов, подлежащих решению судом
- § 4. Порядок обращения в суд
- § 5. Порядок проведения судебного заседания
- Глава 34. Особые производства в уголовном процессе
- § 1. Производство по уголовным делам
- § 2. Порядок производства о применении
- Глава 35. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
- § 1. Взаимодействие Российской Федерации
- § 2. Выдача лиц для уголовного преследования
- 2. Порядок выдачи Российской Федерацией иностранных граждан
- § 3. Передача лица для отбывания наказания
- § 4. Новейшие формы международной правовой помощи